Цели:
- Образовательные:
- повторить существенные признаки имени прилагательного; уточнить знания детей о синонимах и антонимах;
- тренировать умение распознавать имена прилагательные в тексте;
- учить точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- повторить разбор слова по составу, правописание слов с изученными орфограммами.
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах, группах, учить взаимопомощи и тактичности, умению слушать других;
- формировать ответственное отношение к своему здоровью.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности, речь учащихся, орфографическую зоркость.
Оборудование: карточки настроения, рабочие листы, карточки для схемы, цветы, карточки с дифференцированными заданиями, карточки с домашним заданием.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти
– Итак, друзья, начнем урок.
Заданий у меня большой запас.
А для кого они?
Для нас!
– Прежде чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили свое настроение.
(Дети закрашивают сердечки)
Красный цвет – восторг
Жёлтый – приятное, светлое настроение
Зелёный – спокойствие
Синий – грусть, тревожность
Чёрный – упадок, уныние
– Настроение замечательное, настрой рабочий.
– Давайте покажем гостям, какие вы умные,
трудолюбивые дети, как вы умеете работать на
уроках и при этом беречь своё здоровье.
II. Минутка чистописания
На доске: В здоровом теле – здоровый дух.
– Как понимаете пословицу?
– Будем писать буквы, которые в именах
прилагательных обозначают непарные звонкие
согласные звуки. ( р, м, й)
– Возьмите свои рабочие листы. (Приложение
1). Обратите внимание, какого они у нас
цвета. (зелёные) Оказывается, зелёный цвет
создаёт чувство лёгкости и успокоенности,
помогает сконцентрироваться, помогает сохранить
зрение. Работоспособность детей выше при зелёной
гамме цветов. От цвета бумаги изменяется даже
число верных ответов. Например, на зелёной бумаге
число верных ответов было на 20% больше, чем на
белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19 %.
– Записываем, а Настя расскажет, как надо сидеть во время письма.
Ученица комментирует свою посадку во время письма. (Я сижу, спина прямая, локоточек той руки, которой пишу, лежит на парте, между мной и партой проходит кулак.)
III. Словарная работа
– Прежде, чем начать писать разомнём пальчики.
Пальцы рук связаны с головным мозгом и
внутренними органами. Массаж большого пальца
повышает деятельность головного мозга,
указательного – работу желудка, среднего –
кишечника и позвоночника, безымянного – печени,
мизинец помогает работе сердца.
– Я называю имена существительные. Вам нужно
образовать от них однокоренные слова,
обозначающие признак предмета.
Арбуз –
Город –
Малина – ВЗАИМОПРОВЕРКА
Мороз –
Сахар –
Север –
– Читаем, что написали. Какой частью речи являются слова, обозначающие признак предмета?
(По ходу урока на доске появляется запись)
IV. АОЗ
– Так какая будет тема нашего урока? Мы будем продолжать работать над именами прилагательными, учиться правильно употреблять их в устной и письменной речи.
V. Физкультминутка
– Что мы знаем об имени прилагательном?
– Изменяются по числам. (таблица на доске)
– Я буду называть имена прилагательные. Если оно
будет в единственном числе – вы приседаете, если
во множественном – поднимаетесь на носочки.
– Большой, сильная, красивые, умный, дружные,
хорошее, честные, трудолюбивая.
VI. Работа по теме
– Что ещё мы знаем об имени прилагательном?
– Они изменяются по родам (таблица на доске)
1) – Назовите слова – имена существительные,
которые мы используем на уроках здоровья,
подберите к ним прилагательные, запишите слова в
3 столбика по родам. Вспомните, как определить род
и число имён прилагательных.
– В каком роде и числе стоит существительное, в
таком роде и числе прилагательное, которое с ним
связано.
– мыло – жидкое, душистое
– паста – мятная
– щётка – зубная
– сон – крепкий
– кожа – чистая
– душ – холодный
– полотенце – мягкое, пушистое
– вода – ледяная, тёплая
– воздух – чистый, свежий, бодрящий
– солнце – яркое
– Первые три написать вместе, затем по вариантам. 1 вариант – 2 слова женского рода, 2 – мужского, 3 – среднего.
2) В карточках записаны слова:
– слабый сильный
– сутулый стройный
– бледный румяный
– грустный весёлый
– вялый бодрый
– Кого могут характеризовать эти слова?
Больного человека.
– Давайте подберём слова, противоположные по
значению. Как они называются? Антонимы.
– В конце дописать больной – здоровый
VII. Физкультминутка
– Сделаем зарядку для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. 5 раз.
2.Смотрим на любые таблицы для глаз, развешенные
по классу, выполняем движение глазами по
стрелкам.
3. Вытяните руку вперёд. Следите за пальцем,
медленно приближая его к носу, а потом отодвиньте
его обратно.
VIII. Продолжение работы по теме
1) – А теперь подберите слова близкие по значению к слову ЗДОРОВЫЙ
Слова – синонимы
Здоровый – сильный, крепкий, могучий, цветущий, бодрый, закалённый, выносливый, работоспособный.
– Вспомните признаки здорового человека, запишите главный признак.
ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК РЕДКО БОЛЕЕТ.
– Разберите по членам и частям речи. (ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ) – на доске
2) – Какое сейчас время года? Что происходит в природе?
В карточках – текст. Учитель читает.
– Чего в нём не хватает? (Прилагательных.)
– Вставить самостоятельно. 2-3 человека прочитать
вслух.
Прошли (холодные, зимние) дни. Наступила (долгожданная, дружная, ранняя) весна. (Яркие, тёплые) лучи солнца ласкают землю. По небу плывут (лёгкие, волшебные, белые, пушистые, белоснежные) облака. По дорожкам и тропинкам побежали (шумные, быстрые, резвые, весёлые) ручейки. Из земли показалась (молодая, зелёная, первая) травка. Потянулись с юга перелётные птицы. Все рады весне!
– В это же время двое учеников работают у доски.
Задание 1
Придумать рекламу кружка танцев, используя как можно больше прилагательных.
Задание 2
Реклама зубной пасты.
– Нужно ли использовать в речи прилагательные?
Для чего?
– Прилагательные помогают нам описывать
предмет, в данном случае весну, украшают речь,
делают текст более точным, интересным, ярким,
красочным.
– По количеству использованных слов в русском
языке прилагательные стоят на 3 месте после
существительных и глаголов.
IX. Развитие интеллектуальных способностей
1) В каждой строчке исключите лишнее слово, подчеркните его. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
– черника, г…лодный, далёкая,
бродячие
– волевой, в…черняя, правдивый,
весенний
– волнистое, большая, горластое,
к…лючее
– вихревой, смолистая, журавлиная,
в…твистая
– домашние, с…ленные, земной,
глазастые
РАЗБОР ПО СОСТАВУ СЛОВ, КОТОРЫЕ ИСКЛЮЧИЛИ (2 человека у доски)
X. Закрепление по теме. Дифференцированная самостоятельная работа
Уровень 1
Подчеркни в стихотворении имена прилагательные. В клеточках напиши отгадку.
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый…
– Это
Уровень 2
Напиши признаки, какими наделены медведь, волк
и лиса в сказках.
– Медведь – ______________________________________________________
– Волк – ___________________________________________________________
– Лиса – __________________________________________________________
Уровень 3
– Прочитай родственные слова.
Синий, синеть, синева. Бесстрашный, бесстрашие. Робкий, робеть, робость. Смелость, смелый. Зелёный, зелень, зеленеть.
– Выпиши имена прилагательные и составь с ними словосочетания с подходящими по смыслу существительными. Окончания можно изменять.
XI. Рефлексия
– Урок подошёл к концу.
– Нужны ли нам имена прилагательные? Для чего?
– Давайте составим букет. В нём будет всего два
цвета. Красный берут те, кто уверен в своих
знаниях по теме сегодняшнего урока, синий те, кто
ещё в чём–то затрудняется.
XII. Домашнее задание
Я довольна вашей работой, а в награду я задам
вам веселое домашнее задание. Дома вы поиграете в
игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что
такое мозаика. Это разноцветные камешки или
стеклышки, из которых можно сложить
самые разные картины. В нашей игре роль цветных
стеклышек будут играть прилагательные. Их очень
много, они все разные! В сказке вместо многоточий
подставляете к существительным любые
прилагательные в любом порядке. Например, может
получиться так: “ На горячей планете жили умные и
веселые человечки….”. А может и так: “ На
квадратной планете…”. Так из одной нашей сказки
может получиться множество самых разных
вариантов сказок. Сочиняйте, а потом сравним, у
кого какая сказка получилась.
М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.
На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков – ……………………. Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.
Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.
Самоанализ (Приложение 2)
Дополнительный материал
Работа группами
– Каждая группа должна подобрать как можно больше имён прилагательных к словам:
1 в. – день (тёплый, солнечный, весенний,
ненастный, дождливый, хмурый, холодный, морозный)
2 в. – солнце (тёплое, яркое, палящее, ласковое,
горячее, жёлтое, золотое, жгучее, янтарное)
3 в. – небо (чистое, голубое, высокое, светлое,
пасмурное, удивительное, лазурное, бирюзовое)
Таблицы, схемы выполняются или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.
Задание по группам.
– Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву. Выбор обоснуйте.
1 группа
сердце – с
вековой – ?
скрипеть – г
2 группа
редкий – м
волчья – ж
птичье – ?
3 группа
местные – м
низкий – ?
лёгкий – е