Этапы урока:
- Мотивация. Создание проблемной ситуации.
- Выдвижение гипотезы.
- Исследование (теоретическое, практическое).
- Обмен информацией (при работе в группах).
- Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
- Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Тема: | Вода | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: | обобщить и систематизировать знания о составе, строении, свойствах, значении воды в природе и жизни человека, круговороте воды в природе, экологических проблемах природных вод. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: | учебные модули ОМС «Значение воды», «Круговорот воды в природе», «Физические свойства воды», видеофрагмент «Взаимодействие натрия с водой», кристаллизаторы, бензин, пенопласт, резиновая груша, раствор СМС, карбид кальция, аквариумный микропроцессор, сахар, вода, ноутбуки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Существует мнение, что некоторые научные открытия, в том числе те, которые перевернули мир, были сделаны совершенно случайно. Вы согласны с этим? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Высказывают свое мнение по этому вопросу, приводят примеры некоторых случайных открытий: открытие микроволновой печи, шампанского, тефлона, картофельных чипсов, суперклея, открытие Америки Колумбом, закона Всемирного тяготения Ньютоном, закона Архимедом и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Примеров достаточно. Поэтому попробуем
разобраться: действительно ли случайны
случайные изобретения? Проведем независимое
исследование, объект которого вы определите
сами, проанализировав следующие сюжеты и
заметки. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
Постарайтесь по ходу работы задавать вопросы исследовательского характера, начинающиеся со слов: «почему»», «как сделать?», «какая связь?», «как объяснить?». Все вопросы записывайте в тетради, на определённом этапе урока мы к ним обратимся. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
Учитель зачитывает сюжеты или показывает видеоролики, соответствующие тематике:
Можно показать видеосюжеты: «Нефтяная
пленка», «Качество бензина», «Соревнования по
прыжкам в воду»; фрагмент фильма по книге
Алистера Маклина «Ночь без конца». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Какие вопросы у вас возникли? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Примерные вопросы учеников: Как очистить водоемы от нефтяной пленки? Как определить наличие воды в бензине? Как разделить смесь бензина и сахара? Как сделать, чтобы спортсмен не получал травмы при неудачных прыжках в воду? Какая связь темы нашего урока со звучащей музыкой? Вопросы записать на листках бумаги и прикрепить на классной доске. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Учитель подводит учащихся к
самостоятельному формулированию темы урока. Так что же будет являться объектом нашего исследования? Какое вещество объединяет все эти сюжеты? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Учащиеся сами называют тему урока. Вода |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Правильно (записываем тему урока на доске). А если изобретения случайны, есть у вас какие-то варианты решения этих исследовательских задач? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Высказывают мнение, что для этого у них недостаточно знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Учитель предлагает для решения
названных выше задач обобщить и
систематизировать знания о самом удивительном и
простом веществе на Земле – воде. Каков план изучения вещества? Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Учитель просит охарактеризовать состав
и строение молекулы воды. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Ученики обсуждают качественный и
количественный состав воды, рассчитывают
относительную молекулярную и молярные массы,
составляют схему образования химической связи в
молекуле воды, определяют ее вид. Молекула воды состоит из 2-ух атомов водорода и 1 атома кислорода; молекулярная масса 18, молярная масса 18 г/моль. (Н) = 0,11, (О) = 0,89; m(Н) : m(О) = 1:8. Вид связи – ковалентная полярная, кристаллическая решетка – молекулярная. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Дальнейшую работу учитель
организует в группах. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
В каждой группе есть теоретики и практики. Цель – систематизировать теоретический материал о физических, химических свойствах воды, значении воды на Земле, экологических проблемах природных вод; придумать и продемонстрировать на опыте варианты решения названных выше проблем. Каждая группа получает карту-инструкцию, изучает определенный вопрос по теме, отвечает на творческое задание, работает с электронной презентацией. Время работы – 7-8 мин. При ответе учащиеся демонстрируют подготовленные электронные презентации (Приложение 1), демонстрируют творческое задание (изобретение). Инструкция проведения физического анализа Цель: Изучить физические свойства воды. Порядок действий:
«Физика»
Инструкция проведения химического расследования Цель: Выяснить химические свойства воды. Порядок действий:
«Химия»
Инструкция проведения биологического анализа Цель: Выяснить значение воды в природе и жизни организмов. Порядок действий:
«Биология»
Инструкция проведения «экологического расследования» Цель: рассмотреть применение воды, круговорот воды а природе, экологические проблемы гидросферы. Порядок действий:
«Экология»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | На какой из вопросов мы пока не получили
ответ? Какова связь музыки с темой нашего урока?
Исследователь из Японии Эмото на практике
доказал, что мысли, слова, музыка воздействуют на
молекулярную структуру воды, той самой воды,
которая составляет 70% тела человека и
покрывает такое же количество поверхности нашей
планеты. Эмото воздействовал на воду различными
факторами и фотографировал эти молекулярные
изменения в воде, используя специальные
технологии. И вот что у него получилось
(рисунок 1 и рисунок 2).
Из вышеуказанных примеров мы видим, что вода, как зеркало, реагирует на любые наши эмоции и чувства. Отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии – создают прекрасные картины из кристаллов. Теперь у нас есть свидетельство того, что мы можем влиять, излечивать и преобразовывать нас и нашу планету мыслями. Пока это только эксперименты, но кто знает? Может доказать и объяснить это сможете вы? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Мы рассмотрели лишь некоторые особенности воды. Но даже на этих примерах мы может ответить на вопрос: настолько ли случайны случайные изобретения? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Ученики высказывают свое мнение, что для изобретения чего-либо необходимы знания из разных областей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Действительно, открытие – результат
долгого напряженного труда и в то же время
открытие – редкая удача, подарок судьбы. Как
сказал Луи Пастер: «Случайные открытия
совершают только подготовленные умы», ведь
«миллионы людей видели, как падают яблоки, но
только Ньютон спросил почему». И эта готовность
ученого задавать вопросы, его стремление изучать
непознанное, уже совсем не случайны! Я желаю вам
дальше оставаться почемучками, с любопытством и
вниманием наблюдать окружающий мир. И тогда,
может быть, кому-то из вас улыбнется его
величество случай. Зная свойство воды изменять свою структуру под воздействием внешних факторов, той самой воды, которая составляет 70% тела человека и покрывает такое же количество поверхности нашей планеты, я выражаю вам свою благодарность за плодотворную работу на уроке (играет классическая музыка Г.Ф.Гендель «Музыка воды – Анданте»). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Д.З. п. 33, (Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся: творческое домашнее задание) составить вопросы исследовательского характера, на которые вы не можете найти ответ в учебнике. |
Творческие продукты учащихся:
- выявление ресурсов изучаемого объекта, их классификация (учащиеся самостоятельно описывают состав, строение, физические и химические свойства воды);
- выявление связей изучаемого объекта с другими объектами и процессами окружающего мира (учащиеся самостоятельно описывают роль воды на Земле, круговорот воды в природе);
- формулирование вопросов исследовательского характера (примерные вопросы учащихся: Как очистить водоемы от нефтяной пленки? Как определить наличие воды в бензине? Как разделить смесь бензина и сахара? Как сделать, чтобы спортсмен не получал травмы при неудачных прыжках в воду?);
- выдвижение гипотез, проектирование экспериментов по доказательству гипотез (примерные гипотезы учащихся: нефтяную пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом; наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет; для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды – сахар растворится; чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа);
- выявление возможностей управления изучаемым объектом, экологическая экспертиза полученных идей (учащиеся дают советы по охране природных вод, экономичном расходовании воды в быту, очистке воды в быту и на природе);
- развитие идей в научно-техническом и социальном направлении (учащиеся с помощью подручных материалов изготавливают приборы для уменьшения поверхностного натяжения воды и определения воды в бензине, демонстрируют адсорбцию бензиновой пленки пенопластом и разделение смеси бензина и сахара);
- генерация идей по применению изучаемого объекта (учащиеся выдвигают идеи о возможном применении сконструированных ими приборов).