Внеклассное мероприятие, посвящённое юбилею И.А. Крылова (240 лет со дня рождения)
Цели урока:
закрепить и пополнить знания детей о творчестве И.А. Крылова, о его творчестве;
развивать творческую и познавательную активность учащихся;
воспитывать интерес к литературе, к слову.
Оборудование: рисунок “ларец”, иллюстрации к басням Крылова; слайды – иллюстрации к басням, памятники Крылову в Санкт-Петербурге, Москве, Твери; запись мелодии “Мы начинаем КВН…”; карточки с буквами для двух команд: “а”, “б”, “в”, “г” – тестовое задание; карточки с отрывками из басен; карточки с названиями басен и моралью, реквизит к инсценированию басен “Демьянова уха” и “Лисица и Волк”; грамоты, призы.
Подготовительная работа: формирование команд, поисковая работа по подбору дополнительного материала о жизни И.Крылова, подготовка девизов, подготовка домашнего задания – инсценировка басен (теневой театр), чтение и разучивание басен.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
СЛАЙД № 1
Звучит музыка “Мы начинаем КВН…”
1. Сообщение темы, целей и формы занятия.
КВН задуман снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!
Девиз нашего урока (на доске):
Пусть вовсю кипит работа.
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
2. Представление команд.
Наверное, самой известной басней Крылова является “Ворона и Лисица, поэтому наши команды мы так и назвали:
1. “Вороны”
Девиз: “Наша команда зовётся “Вороны”!
Будем мы крепко держать оборону.
Басни Крылова стыдно не знать –
Сможем достойный ответ мы вам дать!”
2. “Лисицы”
Девиз: “Мы, лисицы, хоть не птицы,
Но нам есть чем гордиться.
В баснях Крылова мы часто встречаемся,
В нашей игре победить постараемся!”
3. Представление жюри.
В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, –
Дети, родители, учителя.
Состав жюри: самый читающий ученик (по данным библиотеки), учитель (зав. кабинетом внеклассного чтения), библиотекарь, воспитатель.
II. Разминка.
СЛАЙД № 2
Вопросы задаются для всех учащихся и не оцениваются.
Где родился И.А. Крылов?
В каком году вышла первая книга басен Крылова?
Кем был отец Крылова?
Кто научил грамоте Ванюшу Крылова?
Сколько лет было мальчику, когда умер его отец?
Назовите первое место работы Крылова?
Что связывает Крылова с 1812 года с Петербургской Публичной библиотекой?
Кто прославился стихотворными баснями в России?
Где был открыт первый памятник Крылову?
Какое наследство от отца получил Крылов?
Выступление с дополнительным материалом учащихся:
1) “Детство”.
Родился Ваня Крылов 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье бравого армейского офицера. После отставки семья Крыловых поселилась в г. Тверь. Их семья жила очень бедно, Ваня не имел возможности обучаться, но учился из милости в семье богатого помещика, вместе с его сыновьями. Когда Ване было 9 лет, семья осталась без отца, без кормильца, и мальчику пришлось работать переписчиком. А его мама убиралась в богатых домах. В 1782 г. их семья переехала в Петербург. Именно там и началась литературная деятельность Крылова.
- “Сундучок с книгами”.
- “Удивительный библиотекарь”.
- “Память”
Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – это сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг. Сыну же давал их посмотреть лишь иногда. И первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать. Особенно ему нравились басни древнего баснописца Эзопа. Но первыми произведениями Крылова были не басни, а пьесы. И даже когда он начал выступать со своими пьесами, то в качестве оплаты брал не деньги, а книги. Всю жизнь он занимался самообразованием, а помогали ему в этом книги.
В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров.
В библиотеке же располагалась его квартира. Сейчас там музей – его кабинет, диванчик, на котором он любил отдыхать, сохранились его рабочие записи. Люди помнят и чтят память о великом библиотекаре.
СЛАЙД № 3
О Крылове нам напоминают библиотеки, носящие его имя, во многих городах России. А в городах, где он жил и работал, установлены памятники. Наиболее известные: памятник в Твери, где прошли его детские годы; памятник в Москве, на Патриарших прудах, в окружении героев его басен; в Санкт-Петербурге в Летнем саду, на берегу Невы, где он часто прогуливался. Память об Иване Андреевиче Крылове живёт в сердцах русского народа. Его басни читают и будут с удовольствием читать ещё многие поколения.
III. Конкурсная программа.
1. Узнай басню по иллюстрации.
Открывают этот конкурс юные художники, они участвуют в конкурсах рисунков и представят свои работы командам; команды должны догадаться, к какой басне иллюстрация (“Квартет”, “Волк и Журавль”).
СЛАЙДЫ № 4-9
“Мартышка и очки”, “Кукушка и Петух”,
“Лягушка и вол”, “Волк и Ягнёнок”,
“Зеркало и обезьяна”, “Свинья под дубом”.
2. Узнай, из какой басни отрывок.
Дети вытягивают любой текст и читают противоположной команде. Тренировка техники чтения.
“Беда, коль пироги начнёт печи
сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдёт на лад”. “Щука и Кот”
“Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться” “Ларчик”
“Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!” “Чиж и
Голубь”
“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука”. “Лебедь,
Щука и Рак”
3. Конкурс капитанов.
Звучит музыка “Капитаны, капитаны…”
Соотнести мораль с названием басни – на карточках, на доске.
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь!” “Квартет”
“Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же попляши!” “Стрекоза и Муравей”
“Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать себя никто в сатире”. “Зеркало
и Обезьяна”
“Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” “Зеркало
и Обезьяна”
“Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона!” “Слон и Моська”
“Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк”.
“Мартышка и очки”
4. Работа в группах.
Работа ведётся, пока капитаны выполняют задание.
Посовещавшись, поднять букву, под которой дан правильный ответ.
- Куда Лебедь из басни “Лебедь, Щука и Рак” пытался увезти воз с поклажей?
- Какой недуг, развившийся у Мартышки к старости, вынудил её искать себе людские вспомогательные средства?
- Каким кушаньем Демьян потчевал своего гостя?
- Какой дух способен остановить бегущую Лисицу?
- Какой басни нет у Крылова?
- В чём провинился Ягнёнок, унесённый Волком в наказание в тёмный лес на расправу?
- Каким образом Свинья пыталась погубить вековой дуб?
- Как звали кота из басни “Кот и Повар”, который,
несмотря на нравоучения Повара, уплёл всё жаркое?
А) Барсик; б) Мурзик; в) Васька; г) Рыжик.
а) в воду; б) в облака; в) на птичий двор; г) в другую страну.
а) маразм; б) тугоухость; в) радикулит; г) слабое зрение.
а) манной кашей; б) борщом; в) ухой; г) рыбными котлетами.
а) лесной; б) морской; в) рыбный; г) сырный.
а) “Ворона и Лисица”; б) “Добрая
Лисица”;
в) “Злая Лисица”; г) “Лисица и виноград”.
а) Ягнёнок съел годовой запас Волка.
б) Ягнёнок забодал Волка и его сородичей.
в) Ягнёнок хотел сшить себе шубу из шкуры Волка.
г) Просто Волку хотелось есть.
а) толкала ствол головой; б) подрывала
корни;
в) пилила ствол пилой; г) вылила на корни яд.
5. Крылатые крыловские слова.
СЛАЙД № 10
Многие слова из басен И.Крылова стали крылатыми, т.е. употребляются в жизни применительно к похожим ситуациям. Попробуйте объяснить значение выражений:
“А Васька слушает, да ест…”
“А воз и ныне там”.
“А ларчик просто открывался”.
“Страшнее кошки зверя нет”.
Ученик зачитывает объяснения – те, которые дети не смогли объяснить, из фразеологического словаря.
6. Отгадай, чей перевод.
Учащиеся читают по 2 басни – одна в переводе Крылова, другая – в переводе другого автора.
ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖИНА
В навозной куче клювом ковырял петух,
Но вместо зёрен он нашёл жемчужину,
“Какая красота, хоть место скверное!
Ах, если бы не я, а подлинный знаток,
Тебя б здесь откопал, ты б засияла вновь,
А нам-то, петухам, — лишь брюхо бы набить,
Нет проку нам от вас, и вам вы ни к чему!”
Ужель не видишь ты, какой в сей басне толк?
Перевод Д. Смирнова
Петух и жемчужное зерно.
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Ещё эти басни переводил в прозе Лев Николаевич Толстой, Дмитрий Николаевич Смирнов и другие переводчики. Послушайте текст басни “Петух и Жемчужина” в переводе Д.Н. Смирнова. Выразительное чтение Паровых Е.
ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖИНА
Молодой Петушок рылся в навозе в поисках еды и нашёл жемчужину. "Ка-ка-какая прекрасная штука! – прокукарекал он. – Ка-ка-ка-кабы кто-то, знающий толк в таких вещах нашёл бы это, то он бы очистил тебя от грязи и вставил в золотую оправу. Но ты досталась мне, петуху, ка-ка-как раз в тот момент, когда я промышлял что-нибудь съестное. Так что – ку-ка-ре-ку! От этого ты ничуть не выигрыла, но и мне от тебя нет ника-ка-какого проку!"
Ты вникни в эту историю, если думаешь, что в баснях нет никакой ценности. Д. Смирнов
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Кто за услугу от бесчестных дара ждет –
Грешит тот дважды: недостойным в помощь он,
И уж без кары не уйти ему назад.
У волка в горле кость застряла при еде.
Бедой сраженный начинает он просить,
Маня наградой, чтобы вынули ту кость.
На волчью клятву отозвался тут журавль –
И, доверяя глотке шеи длинноту,
Леченье волку он опасное провел.
Потом награду, по условью, стал просить.
Неблагодарный, ты ведь голову унес
Из пасти волчьей невредимо – что ж еще? Перевод Н.И. Шатерникова
Волк и Журавль.
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может он ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Кот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
“Ты шутишь!” – зверь вскричал
Коварный: –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся”. И.А. Крылов
Послушайте текст басни “Волк и Журавль” в переводе Л.Н. Толстого. Выразительное чтение.
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал: “Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу”. Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит: “Давай же награду”. Волк заскрипел зубами, да и говорит:
“Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?”
7. Домашнее задание.
СЛАЙДЫ № 11, 12
Команды представляют инсценировку басен (теневой театр) “Демьянова уха”, “Лисица и Волк”.
8. И знать хотим мы больше…
Сегодня вы услышите ещё одну басню, которой нет в учебнике. Сюжет этой басни И.А. Крылов взял из басни французского баснописца Лафонтена “Обезьяна и кошка”.
ДВА МАЛЬЧИКА
"Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов.
Опять нас не погнали в класс,
Пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов!"
"Нет, Федя, те каштаны не про нас!
Хоть, кажется, они и недалеко,
Ты знаешь ведь, как дерево высоко:
Тебе, ни мне туда не влезть,
И нам каштанов тех не есть!"
"И, милой, да на что ж догадка!
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.
Я все придумал: погоди!
На ближний сук меня лишь подсади.
А там мы сами умудримся –
И досыта каштанов наедимся".
Вот к дереву друзья со всех несутся ног,
Тут Сеня помогать товарищу принялся,
Пыхтел, весь потом обливался
И Феде, наконец, вскарабкаться помог.
Взобрался Федя на приволье:
Как мышке в закроме, вверху ему раздолье!
Каштанов там не только всех не съесть, –
Не перечесть!
Найдется чем и поживиться,
И с другом поделиться.
Что ж! Сене от того прибыток вышел мал:
Он, бедный, на низу облизывал лишь губки;
Федюша сам вверху каштаны убирал,
А другу с дерева бросал одни скорлупки.
Видал Федюш на свете я,
Которым их друзья
Вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них – скорлупки не видали!
Мораль: друзья нужны только для достижения цели.
IV. Подведение итогов.
Предоставляется слово жюри. Награждение команд.
СЛАЙД № 13
Заключительное слово учителя.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Список басен, которые необходимо прочитать к занятию.
“Добрая Лисица”, “Лисица и виноград”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Мартышка и очки”, “Слон и Моська”, “Зеркало и Обезьяна”, “Стрекоза и Муравей”, “Чиж и Голубь”, “Квартет”, “Ларчик”, “Мартышка и очки”, “Кукушка и Петух”, “Лягушка и вол”, “Волк и Ягнёнок”, “Зеркало и обезьяна”, “Свинья под дубом”, “Волк и Журавль”, “Щука и Кот”, “Петух и жемчужное зерно”.