Цели урока:
- закрепить и систематизировать знания об особенностях климата России.
- воспитывать любовь к природе, родному краю.
Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Природа. Население. Хозяйство. - М.: Дрофа, 2008.
Ход урока
1. Проверка уровня усвоенности изученного материала по теме “Климат России”.
1) Работа устно
Дать определение понятиям:
- климат (климат – это многолетний режим погоды для данной местности);
- погода (погода – это состояние тропосферы в данное время).
Дайте характеристику состоянию тропосферы в данное время.
2) Работа с интерактивной доской в программе Notebok.
- Что называется климатообразующими факторами (Это условия формирования климата).
Задание: распределить климатообразующие факторы по основным группам. Рисунок 1.
Рисунок 1
3) Устная работа
- Что называют солнечной радиацией? (Это излучение солнцем тепла и света, измеряемое в ккал/см2.)
- Как географическая широта влияет на уровень солнечной радиации? (Чем больше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, тем выше температура.)
- Какие виды солнечной радиации вы знаете? (Прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая = суммарная.)
- Что называется воздушными массами? (Это подвижные части тропосферы, которые отличаются друг от друга своими свойствами.)
- Что называется атмосферным фронтом? (Это переходная зона между различными воздушными массами.)
- Какие виды атмосферных фронтов вы знаете? (Теплые и холодные.)
- В атмосфере в связи с различным атмосферным давлением могут формироваться вихревые движения воздуха. Как они называются? (Циклоны и антициклоны.)
- Почему центры формирования циклонов и антициклонов называются барическими центрами? (Бар – единица измерения атмосферного давления. )
- Какие виды барических центров вы знаете? (Максимумы – с центром высокого давления; минимумы – с центром низкого давления.)
4) Работа с интерактивной доской в программе Notebok.
А) Задание записано на экране: рисунок 2.
Рисунок 2
Б) Сравните циклоны и антициклоны. Заполните таблицу, перетащив характерные черты циклонов и антициклонов в соответствующие графы. Рисунок 3.
Рисунок 3
Чтобы быстро проверить выполненную работу, используем вкладку справа с правильными ответами. Рисунок 4.
Рисунок 4
В) Обозначить барические центры (центры формирования циклонов и антициклонов) на территории нашей страны. Рисунок 5.
Рисунок 5
Г) Опрос с использованием одной страницы Notebok, но он проходит поэтапно. Используется эффект “шторки”.
1) Мини-тест и его проверка с использованием вкладки с правильными ответами: рисунок 6.
Рисунок 6
2) Соотнести рисунок и понятие: рисунок 7.
Рисунок 7
3) Дополнительные вопросы “КОТ В МЕШКЕ” и “БЛИЦ-ОПРОС” рисунок 8.
Рисунок 8
8) Устно работа с классом (нужно дать ответ на вопрос в виде продолжения стиха – загадки, то есть в рифму).
Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч!
Знаем без сомнения, ветер дует по причине разницы… (давления).
Мороз и солнце – день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный
А.С. Пушкин
И не знал, конечно, он
В атмосфере был … (Циклон… Неверно. Правильный ответ антициклон)
6) Работа в Internet ,,Прогноз погоды на ближайшие три дня”.
7) Электронные презентации учащихся на тему “Природные явления в атмосфере”.
8) Проверочный тест в программе VerDIKT. Рисунок 9.
1. Какой из перечисленных явлений природы не формирует погоду?
а) Высокая облачность
б) Движение литосферных плит
в) Полярная ночь.
2. На какой фактор формирования погоды и климата не влияет рельеф?
а) Уровень солнечной радиации
б) Движение воздушных масс
в) Формирование осадков.
3. Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли:
а) Прямая солнечная радиация
б) Рассеянная солнечная радиация
в) Поглощенная солнечная радиация
г) Суммарная солнечная радиация
д) Отраженная солнечная радиация.
4. Переходная зона между различными воздушными массами:
а) Атмосферный фронт
б) Атмосферный вихрь
в) Барический центр.
5. Количество влаги, которое может испариться с поверхности Земли при данных атмосферных условиях:
а) Испарение
б) Коэффициент увлажнения
в) Испаряемость.
6. Вихревые движения воздуха с центром высокого давления:
а) Циклон
б) Атмосферный фронт
в) Антициклон.
7. Какое стихийное природное явление изображено на фото?
а) Ливневые дожди и наводнение
б) Гроза
в) Снегопад.
8. Какое стихийное природное явление представлено в видеосюжете?
а) Ливневые дожди и наводнение
б) Гроза
в) Снегопад.
(К вопросу №7 прикреплено фото “Гроза над городом Волжским”, к вопросу №8 прикреплен видеосюжет “Ливень в городе Волжском”).
Рисунок 9
2. Итог урока.
1) Оценки за урок.
2) Песня “У природы нет плохой погоды”.