Программа кружка "Сапожок"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Программа кружка «Сапожок» рассчитана на сообщение элементарных сведений о профессии обувщика, азов экономии семейного бюджета, привитии элементарных умений и навыков ремонта обуви и ухода за ней, которые могут пригодиться воспитанникам детского дома в самостоятельной жизнедеятельности.

В процессе теоретического обучения воспитанники 12-14 лет знакомятся с различными видами обуви, этапами технологического процесса ремонта, назначением и устройством электрооборудования, необходимого для механизированного ремонта обуви, ручными инструментами и материалами, необходимыми для ручного ремонта обуви, учатся изготавливать элементарные орудия труда (крючок, шило), знакомятся с профессией обувщика и мастера по ремонту обуви.

Основной задачей практического обучения является формирование у воспитанников допрофессиональных умений и навыков при выполнении элементарных операций по ремонту обуви. На практических занятиях воспитанники изучают приемы выполнения операций ремонта обуви из различных материалов и с различными видами дефектов.

Основным методом изложения теоретических сведений является беседа. На занятиях кружка в ходе производительного труда следует обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности, пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены.

С целью повышения эффективности занятий, воспитания у детей интереса к профессиональной , деятельности следует привлекать их к участию в творческих разработках.

В процессе обучения необходимо широко использовать планирование, нормирование и оплату труда воспитанников, конкурсы профмастерства, методы морального и материального поощрения.

Обучение воспитанников детского дома элементарным трудовым умениям по ремонту обуви направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности человека (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.;
  • воспитание уважения к людям труда;
  • формирование трудовых качеств;
  • развитие самостоятельности в труде;
  • привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде (вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, ТБ, санитарно-гигиенические требования).

Формирование умений:

  • ориентироваться в задании;
  • предварительно планировать ход работы над изделием;
  • определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения задания.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа кружка должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности детей при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общественному труду, к жизни вне детского дома, к выбору профессии.

Программа рассчитана на 32 недели по 3 часа в неделю.

Квалификационная характеристика.

По окончанию курса кружка воспитанник должен знать:

  • классификацию обуви по назначению и материалу;
  • методы и приемы среднего peмонтa обуви;
  • виды и свойства применяемых материалов;
  • назначение электрооборудования мастерской;
  • назначение ручных инструментов;
  • правила санитарии и гигиены;
  • требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • производственную инструкцию;
  • методы рациональной организации труда.

Должен уметь:

  • производить средний ремонт обуви;
  • изготавливать ручные инструменты для ремонта;
  • выбирать материалы, соответствующие модели;
  • выполнять работу в соответствии с техническими условиями и технологией;
  • применять рациональные методы организации труда и рабочего места;
  • соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, гигиены труда и внутреннего распорядка;
  • рационально использовать материалы и электроэнергию.

Тематический план.

  Тема Количество часов В том числе
      теории практики
1. Вводное занятие. 1 1 -
2. Рабочее место обувщика.
Правила техники безопасности.
1 1 -
3. Классификация обуви. 4 3,5 0,5
Виды кожаной обуви. Деление обуви по назначению. 1 1 -
Деление обуви по материалу верха и конструкции заготовки.
Деление обуви по материалам низа и способу крепления подошвы.
2 2 -
Деление обуви по роду, размерам и полноте. 1 0,5 0.5
Практическое занятие «Классификация обуви». 1 - 1
4. Строение основных видов обуви. Детали обуви. 3 2 1
Детали верха обуви. 1 1 -
Детали низа обуви. Колодка. 1 1 -
Практическое занятие «Строение основных видов обуви». 1 - 1
5. Материаловедение. 4 2 2
Производство кожи.
Кожа для верха обуви.
Кожа для низа обуви.
Заменители кожи.
Резина.
Ткани.
2 2 -
Обувная фурнитура.
Клеи.
Отделочные материалы.
1 1  
Практическое занятие по теме «Материаловедение». 1 - 1
6. Средний ремонт обуви. 23 2,5 20,5
Инструменты. Вспомогательные материалы. 1 1 -
Практическое занятие «Изготовление сапожного крючка». 1 - 1
Практическое занятие «Ремонт обуви ручным пришивным способом крепления». 18 1 17
Практическое занятие «Ручная отделка низа и верха обуви». 2 - 2
Клеевой способ крепления подметки. 1 0,5 0.5
7. Сведения о производстве. 1 1  
Предприятия по ремонту обуви. Механизация пошива и ремонта обуви. 1 1 -
8. Электрооборудование учебной мастерской. 3 1 2
Правила техники безопасности при работе на электрооборудовании.
Швейная сапожная машина.
Шлифовальный станок.
Полировочный станок.
Общее понятие о вулканизаторе.
3 1 2
9. Виды легкой обуви. 1 1 -
10. Крупный ремонт обуви. 35 3 32
Крепление подметки. 7 1 6
Выравнивание, наращивание и обрезка каблуков. 1 - 1
Отделка верха обуви. 7 1 6
Восстановление нарушенной строчки жесткого задника. 5   5
Подготовка стелек. 2 - 2
Вшивание стельки. 2 - 2
Крепление супинаторов. 3 - 3
Крепление подошв. 8 1 7
11. Размepы обуви.
Снятие мерок с ноги.
2 - 2
12. Уход за обувью. 18 2 16
13. Моделирование. 9 2 7
Экскурсия в мастерскую ремонту и пошиву. 1 - 1
  Итого 96 22 74

Содержание разделов.

  1. Вводное занятие. Знакомство с профессией обувщика. Проведение инструктажа по ТБ в кабинете.
  2. Рабочее место обувщика. Знакомство с инструментами и приспособлениями, станками. Проведение инструктажа по ТБ при работе с ножом, шилом.
  3. Классификация обуви. Виды кожаной обуви. Деление обуви по назначению:
    • Деление обуви по материалу верха и конструкции заготовки.
    • Деление обуви по материалу низа и способу крепления подошвы.
    • Деление обуви по роду размерам, полноте.
    • Практическое занятие «Классификация обуви»
  4. Строение основных видов обуви. Детали обуви. Детали верха обуви. Детали низа обуви. Колодка. Практическое занятие «Строение основных видов обуви».
  5. Материаловедение. Производство кожи. Кожа для верха обуви. Кожа для низа обуви. Заменители кожи. Резина. Ткани. Обувная фурнитура. Клеи. Отделочные материалы. Практическое занятие по материаловедению.
  6. Средний ремонт обуви. Инструменты. Вспомогательные материалы. Изготовление сапожного крючка. Ремонт обуви ручным пришивным способом крепления. Ручная отделка низа и верха обуви. Клеевой способ крепления подметки.
  7. Сведения о производстве. Предприятия по ремонту обуви. Механизация пошива и ремонта обуви.
  8. Электрооборудование учебной мастерской. Правила ТБ на электрооборудовании. Швейная сапожная машина. Шлифовальный станок. Полировочный станок. Общее понятие о вулканизаторе.
  9. Легкие виды обуви.
  10. Крупный ремонт обуви. Крепление подметки. Выравнивание, наращивание и обрезка каблука. Отделка верха обуви. Восстановление нарушений строчки жесткого задника. Подготовка стелек. Вшивание стелек. Крепление супинатора. Крепление подошв.
  11. Размеры обуви. Снятие мерок с ноги.
  12. Уход за обувью. Виды щеток, кремов для обуви. Сушка обуви. Подготовка к хранению.
  13. Моделирование обуви. Выкройка из картона, кожи верха для шлепанцев. Пришивание к подошве. Приклеивание стельки.
  14. Экскурсия в мастерскую по ремонту обуви.

Методическое обеспечение программы.

Наглядные пособия: технологические карты, таблицы, иллюстративный материал по темам.

Оборудование мастерской:

  1. Швейная сапожная машина.
  2. Шлифовальный станок.
  3. Полировочный станок.
  4. Вулканизатор.

Инструменты: шило, крючок, молоток, нож сапожный.

Материалы: нить капроновая, куски кожи, резина.

Описание форм и методов проведения занятий.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.

1. Словесные методы обучения:

  • устное изложение;
  • беседа.

2. Наглядные методы обучения:

  • показ, исполнение педагогом;
  • наблюдение;
  • работа по образцу и др.

3. Практические методы обучения:

  • практические работы.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

  1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
  2. Репродуктивные методы обучения.
  3. Частично-поисковые методы обучения.

Участие детей в коллективном поиске

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий: экскурсия, конкурс, викторина, консультация и др.

Литература:

  1. Программа «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8 вида». Под редакцией А.М. Щербаковой. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.
  2. Сапожное дело, М.: Просвещение, 1988.