Пояснительная записка.
Программа кружка «Сапожок» рассчитана на сообщение элементарных сведений о профессии обувщика, азов экономии семейного бюджета, привитии элементарных умений и навыков ремонта обуви и ухода за ней, которые могут пригодиться воспитанникам детского дома в самостоятельной жизнедеятельности.
В процессе теоретического обучения воспитанники 12-14 лет знакомятся с различными видами обуви, этапами технологического процесса ремонта, назначением и устройством электрооборудования, необходимого для механизированного ремонта обуви, ручными инструментами и материалами, необходимыми для ручного ремонта обуви, учатся изготавливать элементарные орудия труда (крючок, шило), знакомятся с профессией обувщика и мастера по ремонту обуви.
Основной задачей практического обучения является формирование у воспитанников допрофессиональных умений и навыков при выполнении элементарных операций по ремонту обуви. На практических занятиях воспитанники изучают приемы выполнения операций ремонта обуви из различных материалов и с различными видами дефектов.
Основным методом изложения теоретических сведений является беседа. На занятиях кружка в ходе производительного труда следует обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности, пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены.
С целью повышения эффективности занятий, воспитания у детей интереса к профессиональной , деятельности следует привлекать их к участию в творческих разработках.
В процессе обучения необходимо широко использовать планирование, нормирование и оплату труда воспитанников, конкурсы профмастерства, методы морального и материального поощрения.
Обучение воспитанников детского дома элементарным трудовым умениям по ремонту обуви направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности человека (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.;
- воспитание уважения к людям труда;
- формирование трудовых качеств;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде (вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, ТБ, санитарно-гигиенические требования).
Формирование умений:
- ориентироваться в задании;
- предварительно планировать ход работы над изделием;
- определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения задания.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа кружка должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности детей при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общественному труду, к жизни вне детского дома, к выбору профессии.
Программа рассчитана на 32 недели по 3 часа в неделю.
Квалификационная характеристика.
По окончанию курса кружка воспитанник должен знать:
- классификацию обуви по назначению и материалу;
- методы и приемы среднего peмонтa обуви;
- виды и свойства применяемых материалов;
- назначение электрооборудования мастерской;
- назначение ручных инструментов;
- правила санитарии и гигиены;
- требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- производственную инструкцию;
- методы рациональной организации труда.
Должен уметь:
- производить средний ремонт обуви;
- изготавливать ручные инструменты для ремонта;
- выбирать материалы, соответствующие модели;
- выполнять работу в соответствии с техническими условиями и технологией;
- применять рациональные методы организации труда и рабочего места;
- соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, гигиены труда и внутреннего распорядка;
- рационально использовать материалы и электроэнергию.
Тематический план.
Тема | Количество часов | В том числе | ||
теории | практики | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Рабочее место обувщика. Правила техники безопасности. |
1 | 1 | - |
3. | Классификация обуви. | 4 | 3,5 | 0,5 |
Виды кожаной обуви. Деление обуви по назначению. | 1 | 1 | - | |
Деление обуви по материалу верха и
конструкции заготовки. Деление обуви по материалам низа и способу крепления подошвы. |
2 | 2 | - | |
Деление обуви по роду, размерам и полноте. | 1 | 0,5 | 0.5 | |
Практическое занятие «Классификация обуви». | 1 | - | 1 | |
4. | Строение основных видов обуви. Детали обуви. | 3 | 2 | 1 |
Детали верха обуви. | 1 | 1 | - | |
Детали низа обуви. Колодка. | 1 | 1 | - | |
Практическое занятие «Строение основных видов обуви». | 1 | - | 1 | |
5. | Материаловедение. | 4 | 2 | 2 |
Производство кожи. Кожа для верха обуви. Кожа для низа обуви. Заменители кожи. Резина. Ткани. |
2 | 2 | - | |
Обувная фурнитура. Клеи. Отделочные материалы. |
1 | 1 | ||
Практическое занятие по теме «Материаловедение». | 1 | - | 1 | |
6. | Средний ремонт обуви. | 23 | 2,5 | 20,5 |
Инструменты. Вспомогательные материалы. | 1 | 1 | - | |
Практическое занятие «Изготовление сапожного крючка». | 1 | - | 1 | |
Практическое занятие «Ремонт обуви ручным пришивным способом крепления». | 18 | 1 | 17 | |
Практическое занятие «Ручная отделка низа и верха обуви». | 2 | - | 2 | |
Клеевой способ крепления подметки. | 1 | 0,5 | 0.5 | |
7. | Сведения о производстве. | 1 | 1 | |
Предприятия по ремонту обуви. Механизация пошива и ремонта обуви. | 1 | 1 | - | |
8. | Электрооборудование учебной мастерской. | 3 | 1 | 2 |
Правила техники безопасности при
работе на электрооборудовании. Швейная сапожная машина. Шлифовальный станок. Полировочный станок. Общее понятие о вулканизаторе. |
3 | 1 | 2 | |
9. | Виды легкой обуви. | 1 | 1 | - |
10. | Крупный ремонт обуви. | 35 | 3 | 32 |
Крепление подметки. | 7 | 1 | 6 | |
Выравнивание, наращивание и обрезка каблуков. | 1 | - | 1 | |
Отделка верха обуви. | 7 | 1 | 6 | |
Восстановление нарушенной строчки жесткого задника. | 5 | 5 | ||
Подготовка стелек. | 2 | - | 2 | |
Вшивание стельки. | 2 | - | 2 | |
Крепление супинаторов. | 3 | - | 3 | |
Крепление подошв. | 8 | 1 | 7 | |
11. | Размepы обуви. Снятие мерок с ноги. |
2 | - | 2 |
12. | Уход за обувью. | 18 | 2 | 16 |
13. | Моделирование. | 9 | 2 | 7 |
Экскурсия в мастерскую ремонту и пошиву. | 1 | - | 1 | |
Итого | 96 | 22 | 74 |
Содержание разделов.
- Вводное занятие. Знакомство с профессией обувщика. Проведение инструктажа по ТБ в кабинете.
- Рабочее место обувщика. Знакомство с инструментами и приспособлениями, станками. Проведение инструктажа по ТБ при работе с ножом, шилом.
- Классификация обуви. Виды кожаной обуви. Деление обуви по назначению:
- Деление обуви по материалу верха и конструкции заготовки.
- Деление обуви по материалу низа и способу крепления подошвы.
- Деление обуви по роду размерам, полноте.
- Практическое занятие «Классификация обуви»
- Строение основных видов обуви. Детали обуви. Детали верха обуви. Детали низа обуви. Колодка. Практическое занятие «Строение основных видов обуви».
- Материаловедение. Производство кожи. Кожа для верха обуви. Кожа для низа обуви. Заменители кожи. Резина. Ткани. Обувная фурнитура. Клеи. Отделочные материалы. Практическое занятие по материаловедению.
- Средний ремонт обуви. Инструменты. Вспомогательные материалы. Изготовление сапожного крючка. Ремонт обуви ручным пришивным способом крепления. Ручная отделка низа и верха обуви. Клеевой способ крепления подметки.
- Сведения о производстве. Предприятия по ремонту обуви. Механизация пошива и ремонта обуви.
- Электрооборудование учебной мастерской. Правила ТБ на электрооборудовании. Швейная сапожная машина. Шлифовальный станок. Полировочный станок. Общее понятие о вулканизаторе.
- Легкие виды обуви.
- Крупный ремонт обуви. Крепление подметки. Выравнивание, наращивание и обрезка каблука. Отделка верха обуви. Восстановление нарушений строчки жесткого задника. Подготовка стелек. Вшивание стелек. Крепление супинатора. Крепление подошв.
- Размеры обуви. Снятие мерок с ноги.
- Уход за обувью. Виды щеток, кремов для обуви. Сушка обуви. Подготовка к хранению.
- Моделирование обуви. Выкройка из картона, кожи верха для шлепанцев. Пришивание к подошве. Приклеивание стельки.
- Экскурсия в мастерскую по ремонту обуви.
Методическое обеспечение программы.
Наглядные пособия: технологические карты, таблицы, иллюстративный материал по темам.
Оборудование мастерской:
- Швейная сапожная машина.
- Шлифовальный станок.
- Полировочный станок.
- Вулканизатор.
Инструменты: шило, крючок, молоток, нож сапожный.
Материалы: нить капроновая, куски кожи, резина.
Описание форм и методов проведения занятий.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
1. Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа.
2. Наглядные методы обучения:
- показ, исполнение педагогом;
- наблюдение;
- работа по образцу и др.
3. Практические методы обучения:
- практические работы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
- Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
- Репродуктивные методы обучения.
- Частично-поисковые методы обучения.
Участие детей в коллективном поиске
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- групповая;
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: экскурсия, конкурс, викторина, консультация и др.
Литература:
- Программа «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8 вида». Под редакцией А.М. Щербаковой. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.
- Сапожное дело, М.: Просвещение, 1988.