Тип урока: расширение и углубления знаний.
Форма урока: урок-диалог.
Цель: показать, как музыка может стать главным героем сказки, сделать её более красочной, яркой, интересной.
Задачи урока:
воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству и прекрасному;
- воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости.
образовательные:
- учить овладению навыков слушания музыкальных произведений, их анализ;
- учить делать выводы, выделять главное.
развивающие:
- способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать различного рода информацию;
- способствовать развитию навыка эмоционального слушания и исполнительства, музыкально-творческих способностей к формированию художественного вкуса.
Материально-техническое обеспечение:
- фортепиано;
- магнитофон;
- записи музыкальных произведений;
- портрет Э.Грига;
- выставка сказок;
- иллюстрации.
Музыкальный материал:
- "Сел комарик на дубочек" (белорусская народная песня) - распевание.
- "Музыкант чародей" (белорусская народная песня) - слушание.
- "Сказки гуляют по свету" Е. Птичкина - исполнение.
- "Волшебный смычок" (норвежская народная песня) - слушание, разучивание.
- "Полёт шмеля" Н.А. Римского-Корсакова - слушание.
"Музыка начинается там, где заканчиваются слова". (Г. Гейне)
Ход урока
I. Вступление.
Учитель. На уроках в I четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения. Но не только песнями обогащает музыка литературу, часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
С давних времён люди мечтали о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять всё, что происходит в мире, мечтали о свободном труде, справедливости, о счастье.
Мысли людей во всех странах были похожими, но каждый народ выражал их по-своему. Из этих ожиданий и чаяний народных и возник удивительный сказочный мир, живущий по своим собственным законам.
В сказке проявилось стремление народа к художественному творчеству, к выражению своей богатой фантазии. Недаром в народе говорят: "Сказка - складка", то есть вымысел.
Сказка требует и от слушателя смелой фантазии и творческого воображения.
Тема нашего урока - "Музыка - главный герой сказки".
Сегодня мы увидим, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжёлую минуту.
II. Экспозиция.
Ученица. А не потешить ли вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные, а самое главное - музыка прекрасная. И так начинаем:
В некотором царстве, в некотором государстве жила - была музыка.
Она была лёгкая, романтичная. И летала от сказки в сказку.
Услышал эту музыку волшебник, и решил, что в каждой сказке должна быть своя мелодия.
(Появляется сказочник и в руках сборник сказок).
Сказочник.
"Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится - тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны".
III. Распевка. "Сел комарик на дубочек".
Учитель. И мы начнём эту замечательную книгу с белорусского творчества.
Белорусский народ очень певучий. И в любую свободную минуту пел.
И мы сейчас с вами распоёмся белорусской народной песней "Сел комарик на дубочек".
Распевание: (1 куплет).
пение с закрытым ртом.
- первую часть на "ля" - громко.
- вторую часть на "лю" - тихо.
пение вслух.
- следить за артикуляцией.
- дыхание (короткий вдох и длинный выдох)
- петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню.
Исполнение попевки "Сел комарик на дубок".
IV. Разработка. Сказка "Музыкант - чародей".
Сейчас мы пели Белорусский фольклор.
- Что такое фольклор?
- На чём основывается фольклор?
- А что такое сказка?
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам разных Народов мира. И увидим, что с музыкой сказка становится ярче и интереснее.
Знакомясь, со сказками подумайте:
- Какое влияние оказала музыка на главных героев?
- Сказок и можно ли назвать музыку действующим лицом сказок?
(Сказочник открывает книгу сказок).
Сказочник. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант - чародей".
Учитель. Ребята, внимательно прослушайте сказку, и после окончания постарайтесь ответить на мои вопросы.
Слушание:
- Звучание, какого инструмента вы услышали?
- Какие чувства и мысли вызвала у вас "Мелодия для скрипки" Николая Ильича Аладова? (печали, грусти)
- Почему?
- О чём пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
- Почему музыка в сказке сделала чудо?
- Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
Появилась бы сказка "Музыкант - чародей", если бы не было музыки?
- Что же победило в белорусской сказке добро или зло?
V. Песня "Песни гуляют по свету".
Учитель. Ребята, вспомните, есть ли в нашем репертуаре песня о добре, где добро побеждает зло?
Исполнение песни "Песни гуляют по свету".
VI. Песня - сказка "Волшебный смычок".
Учитель. Теперь перевернём следующую страницу и окажемся в Норвегии.
(Сказочник переворачивает страницу).
Учитель. Кто назовёт страницу Норвегии?
Эта страна богата народными традициями, мифами, сказками, и конечно музыкой.
А вы можете вспомнить знаменитого норвежского композитора?
Э.Григ был знаменитым, талантливым композитором, отлично знал сказания, песни, обычая своего народа.
Эта не первая встреча с этим композитором, с Норвегией.
Сегодня мы поговорим о норвежском фольклоре. Мы послушаем норвежскую народную песню "Волшебный смычок".
Слушание:
- Звучание, какого инструмента вы услышали
- Можно ли назвать её музыкальной сказкой?
- Почему она называется "Волшебный смычок"?
- Почему старый, бедный музыкант не продал свою скрипку богачу?
- Только ли скрипку хотел забрать у народа богач?
- Какие слова выражают главную мысль песни - сказки?
Учитель. Посмотрите на два плаката.
- Какие слова соответствуют музыке?
- Определите тип музыки?
Дети. Песенно-танцевальный.
Учитель. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку так же, как и пища.
Давайте разучим эту песенку.
Разучивание:
- музыкальная фраза;
- лёгкое, энергичное звучание;
- работать над ясностью артикуляции;
- дыхание.
Учитель. Как называется приём извлечения звука у струнно - смычковых, когда он извлекается не смычком, а щипком?
Дети. Пиццикато.
Учитель. Так исполним эту песню отрывисто, легко, весело, танцевально.
Исполнение песни.
Учитель. А теперь мы поучимся играть на волшебном инструменте.
Мальчики у нас скрипачи, а девочки - весёлый народ.
Чем играют на скрипке?
И так приготовились, начинаем играть, а девочки будут танцевать.
Исполнение I куплета.
VII. Кульминация.
"Полёт шмеля" Римского - Корсакова Н. А.
Учитель. Сегодня мы послушали необыкновенную скрипичную музыку.
А из чего же состоит скрипка?
Давайте послушаем Илью, он лучше расскажет о своём любимом инструменте.
Ученик. Скрипка - четырёх струнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру.
Верхняя и нижняя крышки корпуса называются деки.
Верхняя дека изготавливается из ели, нижняя - их клёна. Эти деки служат отражателями и усилителями звука.
К корпусу прикреплён гриф, его обычно делают из чёрного дерева. Это длинная узкая пластина, на которой натянуты четыре струны.
Для натяжения и настройки струн служат настроечные колки, расположенные на грифе.
Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу, - этим самым он добивается различной высоты звука.
Во время игры на струнных смычковых инструментах музыкант водит по струнам смычком, который представляет собой деревянную трость с натянутым пучком конских волос. От движения смычка струна вибрирует и издаёт звук.
Учитель. История сохранила имена А. Страдивари, И. Амати, И. Гварнери - выдающихся итальянских мастеров конца 16-18 в., создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойдёнными. Каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипках этих мастеров.
Посмотрите на иллюстрацию. Вот такие скрипки делали эти мастера. Есть и сейчас мастера, которые строят хоть и не такие прекрасные скрипки, какие получались у мастеров конца 16 - начала 18 в., но всё же очень хорошие инструменты.
В сказках мы слушали звучание одной скрипки. Теперь послушаем, как звучат несколько скрипок, целый ансамбль скрипачей, который своим мастерством завоевал любовь огромной аудитории не только в нашей стране, но и за рубежом. Разумеется, все участники и, в первую очередь, руководитель искусств Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом - скрипачи высшего класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей.
Сейчас мы послушаем прекрасное выступление этого ансамбля. Это самое короткое произведение этого ансамбля, меньше минуты.
Слушание.
Учитель:
- Понравилась ли вам эта музыка?
- Чем?
- Давайте придумаем название.
- Что напоминает звучание скрипок?
- Почему вы так решили?
- Что вы можете сказать о мелодии?
- С помощью, каких выразительно-изобразительных средств композитор показал нам этот образ?
Только при таком редком единстве музыки и исполнительской технике мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль.
VIII. Итог урока.
Учитель. Сегодня у нас звучала скрипичная музыка. Мы её слышали и в белорусской сказке и в норвежской песне.
- Так кто же является главным героем сказок?
Вывод. (Ответы детей).
Учитель. Музыка проявляет свою волшебную силу, поможет в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появились такие песни и сказки.
Используемая литература.
- "В мире музыкальных инструментов" С. Газарян Москва. "Посвящение" 1989г.
- "Детство это я и ты" А. Гоморев.
- "Краткий музыкальный словарь для учащихся" Ю. Булучевский Ленинград. "Музыка" 1984г.
- "Что такое? Кто такой?" 3т. А. А. Дорохов Академия педагогических наук, изд. "Педагогика" Москва 1975г.
- "Я познаю мир" (энциклопедия - музыка) "Астрель Люкс" Москва 2005г.
- Музыка (поурочные планы) В. М. Самигулина изд. "Учитель" г. Волгоград.
- Музыка 1ч. 5 класс (поурочные планы) Ю. Д. Изместьева изд. "Учитель - АСТ" Волгоград.