Урок "Музыка – главный герой сказки"

Разделы: Музыка


Тип урока: расширение и углубления знаний.

Форма урока: урок-диалог.

Цель: показать, как музыка может стать главным героем сказки, сделать её более красочной, яркой, интересной.

Задачи урока:

воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству и прекрасному;
  • воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости.

образовательные:

  • учить овладению навыков слушания музыкальных произведений, их анализ;
  • учить делать выводы, выделять главное.

развивающие:

  • способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать различного рода информацию;
  • способствовать развитию навыка эмоционального слушания и исполнительства, музыкально-творческих способностей к формированию художественного вкуса.

Материально-техническое обеспечение:

  • фортепиано;
  • магнитофон;
  • записи музыкальных произведений;
  • портрет Э.Грига;
  • выставка сказок;
  • иллюстрации.

Музыкальный материал:

  • "Сел комарик на дубочек" (белорусская народная песня) - распевание.
  • "Музыкант чародей" (белорусская народная песня) - слушание.
  • "Сказки гуляют по свету" Е. Птичкина - исполнение.
  • "Волшебный смычок" (норвежская народная песня) - слушание, разучивание.
  • "Полёт шмеля" Н.А. Римского-Корсакова - слушание.

"Музыка начинается там, где заканчиваются слова". (Г. Гейне)

Ход урока

I. Вступление.

Учитель. На уроках в I четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения. Но не только песнями обогащает музыка литературу, часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.

С давних времён люди мечтали о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять всё, что происходит в мире, мечтали о свободном труде, справедливости, о счастье.

Мысли людей во всех странах были похожими, но каждый народ выражал их по-своему. Из этих ожиданий и чаяний народных и возник удивительный сказочный мир, живущий по своим собственным законам.

В сказке проявилось стремление народа к художественному творчеству, к выражению своей богатой фантазии. Недаром в народе говорят: "Сказка - складка", то есть вымысел.

Сказка требует и от слушателя смелой фантазии и творческого воображения.

Тема нашего урока - "Музыка - главный герой сказки".

Сегодня мы увидим, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжёлую минуту.

II. Экспозиция.

Ученица. А не потешить ли вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные, а самое главное - музыка прекрасная. И так начинаем:

В некотором царстве, в некотором государстве жила - была музыка.

Она была лёгкая, романтичная. И летала от сказки в сказку.

Услышал эту музыку волшебник, и решил, что в каждой сказке должна быть своя мелодия.

(Появляется сказочник и в руках сборник сказок).

Сказочник.

"Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится - тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны".

III. Распевка. "Сел комарик на дубочек".

Учитель. И мы начнём эту замечательную книгу с белорусского творчества.

Белорусский народ очень певучий. И в любую свободную минуту пел.

И мы сейчас с вами распоёмся белорусской народной песней "Сел комарик на дубочек".

Распевание: (1 куплет).

пение с закрытым ртом.

  • первую часть на "ля" - громко.
  • вторую часть на "лю" - тихо.

пение вслух.

  • следить за артикуляцией.
  • дыхание (короткий вдох и длинный выдох)
  • петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню.

Исполнение попевки "Сел комарик на дубок".

IV. Разработка. Сказка "Музыкант - чародей".

Сейчас мы пели Белорусский фольклор.

  • Что такое фольклор?
  • На чём основывается фольклор?
  • А что такое сказка?

Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам разных Народов мира. И увидим, что с музыкой сказка становится ярче и интереснее.

Знакомясь, со сказками подумайте:

  • Какое влияние оказала музыка на главных героев?
  • Сказок и можно ли назвать музыку действующим лицом сказок?

(Сказочник открывает книгу сказок).

Сказочник. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант - чародей".

Учитель. Ребята, внимательно прослушайте сказку, и после окончания постарайтесь ответить на мои вопросы.

Слушание:

  • Звучание, какого инструмента вы услышали?
  • Какие чувства и мысли вызвала у вас "Мелодия для скрипки" Николая Ильича Аладова? (печали, грусти)
  • Почему?
  • О чём пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
  • Почему музыка в сказке сделала чудо?
  • Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?

Появилась бы сказка "Музыкант - чародей", если бы не было музыки?

  • Что же победило в белорусской сказке добро или зло?

V. Песня "Песни гуляют по свету".

Учитель. Ребята, вспомните, есть ли в нашем репертуаре песня о добре, где добро побеждает зло?

Исполнение песни "Песни гуляют по свету".

VI. Песня - сказка "Волшебный смычок".

Учитель. Теперь перевернём следующую страницу и окажемся в Норвегии.

(Сказочник переворачивает страницу).

Учитель. Кто назовёт страницу Норвегии?

Эта страна богата народными традициями, мифами, сказками, и конечно музыкой.

А вы можете вспомнить знаменитого норвежского композитора?

Э.Григ был знаменитым, талантливым композитором, отлично знал сказания, песни, обычая своего народа.

Эта не первая встреча с этим композитором, с Норвегией.

Сегодня мы поговорим о норвежском фольклоре. Мы послушаем норвежскую народную песню "Волшебный смычок".

Слушание:

  • Звучание, какого инструмента вы услышали
  • Можно ли назвать её музыкальной сказкой?
  • Почему она называется "Волшебный смычок"?
  • Почему старый, бедный музыкант не продал свою скрипку богачу?
  • Только ли скрипку хотел забрать у народа богач?
  • Какие слова выражают главную мысль песни - сказки?

Учитель. Посмотрите на два плаката.

  • Какие слова соответствуют музыке?
  • Определите тип музыки?

Дети. Песенно-танцевальный.

Учитель. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку так же, как и пища.

Давайте разучим эту песенку.

Разучивание:

  • музыкальная фраза;
  • лёгкое, энергичное звучание;
  • работать над ясностью артикуляции;
  • дыхание.

Учитель. Как называется приём извлечения звука у струнно - смычковых, когда он извлекается не смычком, а щипком?

Дети. Пиццикато.

Учитель. Так исполним эту песню отрывисто, легко, весело, танцевально.

Исполнение песни.

Учитель. А теперь мы поучимся играть на волшебном инструменте.

Мальчики у нас скрипачи, а девочки - весёлый народ.

Чем играют на скрипке?

И так приготовились, начинаем играть, а девочки будут танцевать.

Исполнение I куплета.

VII. Кульминация.

"Полёт шмеля" Римского - Корсакова Н. А.

Учитель. Сегодня мы послушали необыкновенную скрипичную музыку.

А из чего же состоит скрипка?

Давайте послушаем Илью, он лучше расскажет о своём любимом инструменте.

Ученик. Скрипка - четырёх струнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру.

Верхняя и нижняя крышки корпуса называются деки.

Верхняя дека изготавливается из ели, нижняя - их клёна. Эти деки служат отражателями и усилителями звука.

К корпусу прикреплён гриф, его обычно делают из чёрного дерева. Это длинная узкая пластина, на которой натянуты четыре струны.

Для натяжения и настройки струн служат настроечные колки, расположенные на грифе.

Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу, - этим самым он добивается различной высоты звука.

Во время игры на струнных смычковых инструментах музыкант водит по струнам смычком, который представляет собой деревянную трость с натянутым пучком конских волос. От движения смычка струна вибрирует и издаёт звук.

Учитель. История сохранила имена А. Страдивари, И. Амати, И. Гварнери - выдающихся итальянских мастеров конца 16-18 в., создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойдёнными. Каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипках этих мастеров.

Посмотрите на иллюстрацию. Вот такие скрипки делали эти мастера. Есть и сейчас мастера, которые строят хоть и не такие прекрасные скрипки, какие получались у мастеров конца 16 - начала 18 в., но всё же очень хорошие инструменты.

В сказках мы слушали звучание одной скрипки. Теперь послушаем, как звучат несколько скрипок, целый ансамбль скрипачей, который своим мастерством завоевал любовь огромной аудитории не только в нашей стране, но и за рубежом. Разумеется, все участники и, в первую очередь, руководитель искусств Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом - скрипачи высшего класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей.

Сейчас мы послушаем прекрасное выступление этого ансамбля. Это самое короткое произведение этого ансамбля, меньше минуты.

Слушание.

Учитель:

- Понравилась ли вам эта музыка?

- Чем?

- Давайте придумаем название.

- Что напоминает звучание скрипок?

- Почему вы так решили?

- Что вы можете сказать о мелодии?

- С помощью, каких выразительно-изобразительных средств композитор показал нам этот образ?

Только при таком редком единстве музыки и исполнительской технике мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль.

VIII. Итог урока.

Учитель. Сегодня у нас звучала скрипичная музыка. Мы её слышали и в белорусской сказке и в норвежской песне.

- Так кто же является главным героем сказок?

Вывод. (Ответы детей).

Учитель. Музыка проявляет свою волшебную силу, поможет в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.

Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появились такие песни и сказки.

Используемая литература.

  1. "В мире музыкальных инструментов" С. Газарян Москва. "Посвящение" 1989г.
  2. "Детство это я и ты" А. Гоморев.
  3. "Краткий музыкальный словарь для учащихся" Ю. Булучевский Ленинград. "Музыка" 1984г.
  4. "Что такое? Кто такой?" 3т. А. А. Дорохов Академия педагогических наук, изд. "Педагогика" Москва 1975г.
  5. "Я познаю мир" (энциклопедия - музыка) "Астрель Люкс" Москва 2005г.
  6. Музыка (поурочные планы) В. М. Самигулина изд. "Учитель" г. Волгоград.
  7. Музыка 1ч. 5 класс (поурочные планы) Ю. Д. Изместьева изд. "Учитель - АСТ" Волгоград.