...Душе так нужен дом,
Который тих и светел,
Где так легко дышать,
Забыв тревоги дня.
Душе так нужен дом,
Единственный на свете,
Что неизменно ждет
И будет ждать меня...
Актуальность. В январе 2010 года в детском доме открылась служба сопровождения семьи и ребенка, цель которой комплексное сопровождение замещающих семей, обеспечение системного подхода к подготовке и передаче ребёнка на воспитание в замещающую семью, привлечение населения Кандалакшского района к принятию на воспитание ребёнка – сироты.
В детском доме 21% детей – сирот, 79% социальные сироты, практически все воспитанники до поступления в детский дом находились в неблагополучных семьях, считались детьми группы риска. Детский дом – закрытое учреждение, население поселка не знает, какие дети живут в детском доме, что они умеют, какие у них проблемы. Чаще всего бытует мнение о том, что в детском доме живут за счет государства малолетние преступники, которые все имеют (одеты, обуты, накормлены, “ездят по заграницам и по югам”) и ничего не хотят делать.
Таким образом, актуальность настоящего проекта обусловлена с одной стороны повышением имиджа детского дома, а с другой привлечением внимания общественности к проблемам детей – сирот.
Цель: семейные формы устройства воспитанников детского дома, привлечение потенциальных замещающих родителей и опекунов.
Задачи:
- Сформировать рабочую группу проекта из числа воспитанников и педагогов.
- Разработать и согласовать с коллективом форму и содержание дня открытых дверей.
- Распределить обязанности по реализации проекта согласно интересам и возможностям участников.
- Создать условия для выстраивания доброжелательных взаимоотношений между воспитанниками детского дома и населением.
Координатор проекта – заместитель директора по ВР
Участники проекта: воспитанники и педагоги детского дома
Проект по своей направленности является комплексным, т.е. предполагает разноплановую деятельность участников, направлен на различные аспекты социальной адаптации воспитанников, затрагивает все сферы жизнедеятельности ребенка: социальные взаимоотношения, планирование действий, принятие ответственности за порученное дело и т.д.
Этапы и механизмы реализации проекта:
Срок реализации проекта: 30.01.10 – 18.03.10.
- Предварительный (30.01.10 – 25.02.10):
- Представление темы и цели проекта воспитанникам и педагогам детского дома – заместитель директора по ВР.
- Поиск материалов для сценария дня открытых дверей – заместитель директора по ВР, педагог дополнительного образования, заведующая библиотекой.
- распределение обязанностей по реализации проекта согласно интересам и возможностям участников – заместитель директора по ВР, воспитатели групп.
- Составление меню для праздничного стола – воспитатели групп.
- Основной (26.02.10 – 17.03.10)
- Выпуск газет “Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети” – воспитатели, воспитанники – оформители.
- Подготовка номеров художественной самодеятельности – педагог дополнительного образования, творческая группа воспитанников и педагогов.
- Приглашение гостей через местную прессу, листовки, собрания в УО – специалисты службы сопровождения.
- Подготовка выставки – ярмарки художественного творчества воспитанников– инструктор по труду, творческая группа воспитанников.
- Подготовка мультимедийной презентации о службе сопровождения и о проблемах детей – сирот – специалисты службы сопровождения.
- Разработка маршрута экскурсии по детскому дому – администрация детского дома.
- Приготовление сладких блюд для праздничного стола – воспитатели, воспитанники – кулинары.
- Подготовка эмблем на столы и нагрудные знаки для гостей и коллектива детского дома – воспитатели, воспитанники – оформители.
- Разработка сценария праздника – заместитель директора по ВР, педагог дополнительного образования.
- Подбор реквизита и костюмов для выступлений – заместитель директора по ВР, педагог дополнительного образования, инструктор по труду.
- Оформление помещений детского дома к празднику – воспитатели, воспитанники.
- Итоговый (18.03.10)
- Встреча гостей – дежурная группа.
- Регистрация – заведующая библиотекой, группа воспитанников – регистраторов.
- Фотографирование праздника – воспитанники – фотографы.
- Экскурсия по детскому дому – социальный педагог, воспитанники – экскурсоводы.
- Выставка – ярмарка – инструктор по труду, воспитанники – продавцы.
- Презентация работы службы сопровождения семьи и ребенка – специалисты службы сопровождения.
- Игровая программа “У друзей нет выходных” с чаепитием (приложение) – заместитель директора по ВР, педагог дополнительного образования педагоги детского дома.
- Заметка в газету “Нива” – заведующая службы сопровождения.
Механизмы реализации проекта:
Основываются на соотнесении направлений и форм работы целям и задачам проекта. Создание условий для развития личности ребенка через индивидуальные задания, отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ресурсы:
Информационные: библиотека, Интернет.
Кадровые: воспитатели, педагог дополнительного образования, заведующая библиотекой, инструктор по труду, специалисты службы сопровождения; воспитанники – все желающие.
Материальные: для оформления газет – ватман, цветные карандаши, кисти, гуашь, ножницы, клей.
Для праздничного стола – продукты в ассортименте, посуда, скатерти, столы, стулья.
Для выставки – ярмарки – куски ткани , нитки, ножницы, синтепон и т.д.
Для создания оформления – компьютер, принтер, программы Microsoft Office, бумага для печати.
Результативность:
- Переживание воспитанниками ситуации успеха.
- Самореализация воспитанников.
- Приобретение воспитанниками положительного опыта общения с незнакомыми людьми.
- Открытие новых граней характера знакомых людей.
- Подбор приемных родителей для воспитанников.
Развитие проекта:
- Ежегодная реализация проекта “День открытых дверей”.
- Подготовка и передача ребёнка на воспитание в замещающую семью, передача воспитанников в семьи.
- Привлечение населения Кандалакшского района к принятию на воспитание ребёнка – сироты.
- Работа школы для приемных родителей.