Цели.
1. Воспитание заботливого отношения к пернатым друзьям.
2. Формирование умения вступать в дискуссию, развитие монологической речи.
3. Ознакомление с новой информацией о птицах.
Задачи.
1. Наблюдать за окружающей жизнью, природой, подмечать её разнообразие.
2. Развивать у обучающихся навыки сотрудничества.
3. Способствовать развитию кругозора, внимания, памяти, мышления детей.
4. Активизировать творческую и познавательную деятельность обучающихся.
Форма: классный час-открытие.
Оборудование: “Всё о птицах” слайды, фотографии, выставка книг, заготовки
поделок, кормушки, скворечники.
Ход классного часа
Учитель. Ребята, мы начинаем час открытий. Как вы понимаете слово” открытие”? (Заслушиваются ответы детей.)
А в словаре С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой (Москва 2002 г.) одно из значений слова” открыть” поясняет: обнаружить, преподнести как новое то, что всем давно известно. Мы с вами готовились к этому часу, делали свои маленькие открытия. Что же мы не узнали ещё?
Ученик.
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать за зелёным шатром.
Учитель. Кто же будет героем наших “почемучек”? Для этого отгадайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это – птица.
Наука, изучающая птиц ,называется орнитологией.
Наши ребята разделились на 3 творческие группы и отправились разгадывать “почемучки”.
Первая группа отправилась в библиотеку”Семейного чтения” и узнала там много интересного. Послушаем их. Ребята 2 и 3 творческой группы внимательно слушайте, делайте свои открытия. Его вы запишите на своей поделке.
Ученик. В библиотеке Семейного чтения мы частые гости. Здесь нам рассказали много интересного о птицах, предложили книги. Из них мы вот что узнали
Птицы – это песнь и полёт! Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалёку от нас, надо знать.
Вот так устроено тело птицы. (Показываются слайды)
А так развивается и появляется на свет птенец. От всех других животных птицы отличаются тем, что их тело покрыто перьями. Ни у кого перьев больше нет.
Перья – сложнейшие роговые образования кожи птиц. Они защищают их от всевозможных вредных воздействий окружающей среды – перегрева, холода, сырости и ветра, и препятсвуют потере тепла, делают поверхность тела птицы гладкой.
Ученик. Бывает ли птичье молоко?
Птицы не относятся к числу млекопитающих, они вскармливают своих новорождённых птенцов различными насекомыми, червячками, личинками, семенами. Поэтому выражение “птичье молоко” чаще всего означает какой-то невиданный продукт, которого нет в реальности.
Ученик. Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик. У зелёной птицы турако пигмент такой неустойчивый, что вода при купании становится зеленоватой – перья линяют. Неволя не красит птиц. В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири – серыми.
Одёжку большинство птиц “меняют” постепенно: одни перья выпадают, другие растут. А вот пингвины сбрасывают все перья разом и стоят “голышом”, покрытые одним только пухом. Не едят, не пьют, не двигаются - ждут, когда вырастут новые.
Ученик. Гнездо – птичий дом. А вернее, люлька, в которой они выращивают птенцов. Каких только не бывает гнёзд ! Гнёзда лепят, плетут, складывают. В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их, согревая своим теплом. Чашечка с яичками – как шкатулка с драгоценными камнями. У певчего дрозда гнездо внутри оштукатурено землёй, замешенной на слюне. У ремеза гнездо похоже на пуховую рукавичку. Гнездо одного орлана было в два с половиной метра и шириной в два. В него человек помещался свободно. Гнездо чомги – плавучее. Чомга на нём, как на лодочке плавает по озеру. Но самые удивительные гнёзда, наверное, у пингвинов, сорных куриц. Пингвины держат яйцо на перепончатых лапках. Могут даже передвигаться с ним, гнездо у них ходячее. Сорные курицы сгребают огромную кучу лесного мусора и в неё зарывают яйца. Мусор преет, нагревается, и гнездо само “высиживает” птенцов.
Ученик. И вот из яичек вылупились птенцы. Кукушонок как вылупится, так первым делом выбросит другие яички, а то и птенцов. Чтобы ему больше еды досталось: ведь он быстро становится крупнее приёмных родителей. Ест кукушонок за пятерых и на пятый день тяжелеет впятеро. И скоро в гнезде уже не помещается. Чтобы покормить, птички иногда на голову садятся. И всё равно не замечают, что это чужой птенец.
Посредине зимы вылупляются птенчики у клестов. Снег и мороз, а хоть бы что. Клестиха их греет, а клёст кормит еловыми семенами и песни поёт.
Птенцы растут и под землёй у щурок, ласточек, топорков, зимородков. У всех тех птиц, что гнездятся в глубоких норах.
Самые большие яйца несут страусы – до полутора килограммов, а самые маленькие несут колибри – до одного грамма.
Ученик. Птенцы растут, крепнут. Умнеют и становятся на крыло. Выводки собираются в стаи, набираются сил для осеннего перелёта. Длинен, опасен и труден их перелётный путь. Понятно, когда они спешат на юг – зима на хвост наступает. А к чему спешить на север, когда на юге лето: солнце, теплынь, живая вода?
Спешат потому, что скоро на благодатном юге станет тесно и голодновато. Ведь местные птицы выведут потомство, корма на всех не хватит. А на севере открываются от снегов неоглядные степи, леса и тундры. Прилетай, заселяй, выводи птенцов.
Волны птиц перекатываются по земле: то прилив, то отлив. С грустью мы провожаем их осенью и радостью встречаем весной. Встречаем весенним праздником птиц.
Учитель. Вы узнали много интересного. Запишите своё открытие на крыльях птицы. 2 творческая группа побывала в Доме природы.
(Показываются фотографии)
Ученик. На этой экскурсии экскурсовод нам рассказал, что международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. Впервые День птиц, как детский праздник, стал проводиться в США.
День птиц проник в Россию. Его подхватили различные школьные союзы. В середине 20-х годов московскими юннатами было развешено несколько десятков дуплянок. А через год скворечники установили на Воробьёвых горах. Есть сведения, что в этом празднике принял участие поэт Владимир Маяковский. Он помогал ребятам делать шуточные плакаты, а также сочинил известное: “Мы ждём вас, товарищ птица, отчего вам не летится?”
С 1928 года праздник зашагал по всей стране. Было развешено 15 тысяч скворечников в том году.
Мы тоже готовимся к этому празднику: сделали кормушки и скворечники.
В этой работе нам помогали родители (слово родителям: они показывают кормушки, скворечники, рассказывают о своих открытиях в изготовлении поделок.)
Учитель. 3 творческая группа получила задание подготовить сообщение о празднике северных народов: Вороньем дне и для этого тоже побывала в Доме природы. 1и 2 группа внимательно слушайте и вновь делайте открытия.
(Показываются фотографии)
Ученик. Мы живём на Приполярном Урале. Издавна северные народы с прилётом вороны встречали весну, ворона – вестник хороших новостей.
Вороний день считается праздником северных народов и отмечается 7 апреля. В этот день обычно приносят в жертву оленя и просят у Всевышнего здоровья для своих оленей, благополучия для своей семьи, близких Они угощают своих богов, ездят к друг другу в гости в соседние стойбища, дарят подарки.
Народы ханты и манси почитают ворону. В этот день угощают ворону сушками. Сушками угощают всех гостей.
На праздник обычно выезжают в лес. Там варится обязательно оленина, уха, готовят национальные блюда. Все гости одеты в национальную нарядную одежду. Вся одежда красочна оформлена: у девушек и женщин она расшита бисером. Блестит, как у вороны, потому что ворона любит всё блестящее.
В этот день обязательно проводится обряд поклонения Священной берёзе. Берёза тянется к Верховному богу.
Завязывая ленточку на дереве, каждый для себя просит у Всевышнего здоровья, счастья, благополучия себе и близким, чтобы олени были здоровы и их желание обязательно сбудется.
Учитель. Узнав о священной птице северных народов, давайте и мы с вами изменим к ней наше негативное отношение. Ведь ворона является городским санитаром.
Подошёл к концу наш классный час - открытие. Ребята 1 и 2 творческой группы вновь сделали открытия, запишите их. Зачитаем несколько открытий. Теперь отпустим наших птиц в полёт и пусть эта стайка отдохнёт на этой берёзе.
А в некоторых областях России 22 марта, в день весеннего равноденствия, пекут жаворонков, встречая их прилёт, закличками:
Жаворонки, жаворонки, прилетите, холодную зиму унесите, тёплое лето принесите!
(Ученики, повернувшись к гостям, произносят закличку, дарят им печенье-жаворонки.)
Ученик.
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда.
У нас растят своих птенцов.
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Учитель: А я сделала своё открытие: вы очень дружные, заботливые, любознательные.
Молодцы!