Пояснительная записка
Введение
В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г., ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала детей, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. Осознавая необходимость обновления содержания дополнительного образования, большое значение в программе уделено формированию школьно-значимых функций у детей дошкольного возраста (6,5 – 7,5 лет) как приоритетного условия успешной адаптации к учебно-воспитательному процессу.
Актуальность
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Развивающая среда с каждым годом становится всё более совершенной, насыщенной и предъявляет повышенные требования к знаниям и умениям детей при поступлении в первый класс.
За последние годы, исходя из собеседований с родителями и детьми при поступлении в школу, результатов наблюдений, проверочных заданий, у детей наблюдаются следующие трудности. В области элементарных математических представлений 25% детей не умеют называть предыдущее и последующее число в пределах первого десятка, 35% испытывают трудности при составлении и решении простых задач, 40% дошкольников с трудом оперируют понятиями: “налево”, “направо”, “вверх”, “вниз”, “раньше”, “позже”, “перед”, “за”, “между”. В области представлений об окружающем мире 20% поступающих в первый класс затрудняются называть отличительные признаки растений и животных нашего края, 35% не могут выделить сезонные изменения в природе, 40% детей трудно ориентируются во временных и пространственных единицах.
Педагогическую целесообразность
Данная программа построена на основе комплексного междисциплинарного подхода, взаимодействия учителей начальных классов и специалистов службы сопровождения, что позволяет компенсировать несформированность перечисленных функций. Исходя из приоритетного направления дополнительного образования: предоставление образовательных услуг для формирования у детей готовности к школьному обучению, учитывая ведущую деятельность и психологические особенности детей дошкольного возраста, педагоги разработали образовательную адаптационную программу “В школу – с радостью”. Реализация программы обеспечивает возможность единого старта будущих первоклассников путем развития индивидуально-личностных особенностей и школьно-значимых психических функций как приоритетного условия успешной адаптации к школе, что особенно важно для детей, не посещавших ДОУ.
Отличительной особенностью программы
является интегрированный характер. Данная программа включает в себя три подпрограммы (психологических, педагогических и логопедических занятий). Все подпрограммы обладают определенной самостоятельностью, но в тоже время взаимосвязаны и взаимодополняемы. Так в занятия по психологической подпрограмме включены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, способствующих наиболее эффективному развитию у детей математических и оптико-пространственных представлений, связной речи. Каждая подпрограмма дополнена приложением, в котором представлены игры и упражнения, используемые на занятиях.
Новизна данной образовательной программы
заключается в том, что она реализуется в рамках внеурочной деятельности. Опираясь на игру, как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги способствуют формированию предпосылок к развитию коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий, обучают необходимым знаниям, развивают речевые процессы и математические представления. В игре дошкольник легко усваивает и приобретает новый социальный опыт, принимает новые “школьные” правила и требования, что способствует наиболее быстрому формированию “позиции ученика”. Годичные занятия позволяют на основе диагностики познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствуют формированию у него необходимых навыков при поступлении в школу.
Цель и задачи программы
Цель программы – создать условия для
усвоения дошкольниками начальных
математических представлений, обеспечить
успешное развитие способностей и мышления детей.
Исходя из цели программы: обеспечение
возможности единого старта будущих
первоклассников путем развития
индивидуально-личностных особенностей
и школьно значимых психических функций как
приоритетное условие успешной адаптации,
педагогический блок направлен на решение
следующих задач:
- развивать познавательные процессы: умение наблюдать и сравнивать, выделять существенное, классифицировать понятия, находить закономерности, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач;
- формировать навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, находить компромисс;
- воспитывать у детей самостоятельность,
инициативу, чувство ответственности
и настойчивости в преодолении трудностей; - формировать элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- развивать речь: умение описывать свойства
предмета, объяснять их сходство
и различие, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли; - формировать знание натуральных чисел от 1 до 10
на системе практических занятий
с использованием наглядности; - способствовать развитию умения слышать инструкцию учителя с первого раза;
- формировать представления об окружающем мире, развивать кругозор;
- развивать мелкую моторику.
- Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
- Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
Организуя подготовительное обучение математике, важно целенаправленно способствовать:
– поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
– совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
– становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
– доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Предполагаемый результат: по окончании адаптационно-развивающих занятий дошкольники
знают:
- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над под, за данным предметом, между двумя предметами;
- числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
- последующее и предыдущее число, больше (меньше) заданного на несколько единиц;
- названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, многоугольник, точка, отрезок, прямая линия);
- состав чисел первого десятка с опорой на счетный материал;
- знаки арифметических действий (“+”, “ –”);
- времена года, их характерные признаки;
- 5-6 названий растений и животных нашего края.
умеют:
- организовывать рабочее место, правильно сидеть за партой, принимать учебную задачу, контролировать и оценивать себя, уметь общаться со сверстниками и педагогами;
- правильно держать карандаш и работать им;
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполнять несложные графические диктанты;
- соотносить число предметов и цифру;
- различать число и цифру;
- различать многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;
- сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами “больше на…”, “меньше на…”;
- сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, количеству, используя практические способы;
- выполнять простые классификации.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Оценка эффективности подпрограммы предусматривает мониторинг по результатам комплексного диагностического обследования будущих первоклассников учителем начальных классов (Таблица 1). Начальный этап диагностики осуществляется в конце сентября перед началом занятий. По итогам диагностики проводится индивидуальное собеседование с родителями, на котором они получают рекомендации для дополнительных занятий с ребенком (по необходимости). Промежуточный этап диагностики (январь) и итоговый (апрель) предусматривает отслеживание динамики развития уровня готовности дошкольников к школе и разработку рекомендаций для родителей по выбору образовательной программы, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Методическое сопровождение программы
Концептуально-правовой основой программы являются Письмо Министерства образования РФ – “Рекомендации по организации приема в первый класс” (М., 2003 № 03-51-57 ин/13-03), Методическое письмо Института возрастной физиологии РАО от 17.02.2004 № 14-51-36/13 “Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе”, Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), 2003 г., Положение о групповом кратковременном пребывании детей дошкольного возраста.
Содержание программы рассчитано на 56 учебных занятия. В основе заложены дидактические принципы: доступность, интегрированность, развивающая направленность, учёт индивидуальных особенностей. На занятиях активно используются разнообразные: подвижные и малоподвижные игры, продуктивные виды деятельности, словесные и дидактические игры, развивающие задания.
Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Весь материал направлен на:
- развитие умения слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу;
- развитие умения думать, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие творческих способностей детей и выявление индивидуальных проблем;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование умения говорить, доказывать свою точку зрения;
- формирование умения считать, ориентироваться в числовом ряду;
- совершенствование пространственно-временных представлений;
- умение общаться со сверстниками и со взрослыми;
- создание положительного отношения к себе и другим.
Используются наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приёмов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к её решению.
В подпрограмму достаточно включено игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления, требующие от детей исполнительской, воспроизводящей, преобразующей деятельности.
Структура занятий включает в себя организационный, основной и заключительный этапы. Организационный этап предусматривает создание эмоционального настроя детей на занятии, принятие правил поведения и общения. В содержание основного этапа входит сообщение или определение темы занятия, работа над речевым развитием, формирование математических представлений, развитие графомоторных функций детей. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с применением пальчиковых упражнений.
Заключительный этап предполагает
эмоциональную оценку занятия
и подведение итогов.
Структура предлагаемых занятий включают в себя следующие этапы:
Организационный момент (5 мин.) позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия, мобилизовать и настраивать детей на предстоящую работу. Перед детьми ставится проблемная задача с целью активизации их творческого потенциала, ассоциативных связей.
Основной этап (20 мин.) представляет совокупность приемов, направленных на решение задач данного комплекса. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с использованием нейропсихологических упражнений, речедвижений, лексически связанных с темой занятия. Физические упражнения сочетаются с умственной деятельностью детей. Данный элемент занятия может быть использован дважды, что зависит от психофизиологического состояния дошкольников.
Заключительный этап (5 мин.) предполагает обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов.
Программа предусматривает вербальную и рисуночную систему оценки.
В качестве вербальной оценки
используются словесные методы стимулирования
действий ребенка, эмоциональная поддержка,
подбадривание. Цель: формирование у дошкольника
уверенности в себе, формирование позитивной
самооценки. Рисуночная система оценки
предусматривает изображение цветка с пятью
лепестками (задание выполнил очень хорошо), с
четырьмя лепестками (задание выполнил хорошо, но
в дальнейшем постарайся выполнить еще лучше). В
ходе выполнения заданий, детям предлагается
самим оценить свою работу и сравнить свою оценку
с оценкой педагога, с последующим обсуждением.
Цель: формирование рефлексивной самооценки и
навыков самоконтроля дошкольников.
Оборудование, место проведения
Адаптационные занятия по данной программе проводятся в специально-оборудованных учебных кабинетах.
Данные кабинеты предусматривают
наличие ковра для подвижных игр
и психогимнастики, рабочих мест (учебные столы и
стулья). В ходе занятий используются
медиапроектор, музыкальный центр,
демонстрационный материал.