Урок русского языка в 4-м классе с мультимедийным приложением "Предложный падеж имени существительного", ОС "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цель: уточнить и расширить знания о предложном падеже.

Задачи:

  • научить отличать предложный падеж от других падежей русского языка;
  • продолжать развивать орфографическую зоркость при изменении существительных по падежам; внимание, память, речь;
  • воспитывать самостоятельность через самопроверку и самооценку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник для 4-го класса. 1-я ч.- М.: Баласс, 2009.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Начнем урок русского языка. Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату. (Слайд 1)

2. Языковая разминка

- Письмо по памяти:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (Слайд 2)

- Кто напомнит нам автора этих поэтических строк? (Сергей Есенин)

(В течении 20-30 секунд дети запоминают текст и записывают в тетрадь по памяти. Затем текст снова открывается) (Слайд 3). Взаимопроверка.

- Выделите в словах орфограмму: безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Устно подберите проверочные слова. (Один ученик работает на ИД)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (Слайд 3)

- Конкурс между рядами: расскажите всё о падеже, в котором стоит слово: (Слайд 4)

1 ряд

2 ряд

3 ряд

(под) сказку

косынкой

сна

(На обсуждение в группах отводится 1-2 мин. и заслушиваются ответы)

- 1 команда отвечает: Существительное сказку стоит в винительном падеже. В.п. – вижу кого? что? Употребляется с предлогами: в, на, за, под, про, через

- 2 команда: Существительное косынкой стоит в творительном падеже. Т.п. – доволен кем? чем? Употребляется с предлогами: за, над, с, перед, под.

3 команда: Существительное сна стоит в родительном падеже. Р.п. – нет кого? чего? Употребляется с предлогами: без, для, до, из, от, с, у и другими предлогами.

3. Словарная работа. (Слайд 5)

- Решите ребус и отгадайте словарное слово. (Забота)

- Измените по падежам слово забота.

И.п. (что?) забота

Р.п. (чего) заботы

Д.п. (чему?) заботе

В.п. (что?) заботу

Т.п. (чем?) заботой

П.п. (о чём?) о заботе

- Какая часть слова изменяется? (Окончание). Выделите его.

4. Формулирование темы и целей урока

- Закончите предложение. Я мечтаю заботиться … . (Котёнке, о кролике…) (Слайд 6)

- В каком падеже стоят существительные? (П.п.)

- Кто догадался, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? (П.п.)

- Докажите свою точку зрения. (Потому что после творительного падежа стоит предложный падеж. Это последний падеж, который мы не рассматривали.)

- Запишите тему урока в тетрадь зеленой пастой.

Предложный падеж имени существительного

- По какому плану мы рассматривали предыдущие падежи, какие поставим цели на урок?

Учащиеся называют самостоятельно, план работы открывается на доске. (Слайд 7)

5. Изучение нового материала

- Самостоятельное составление таблицы “Предложный падеж”. (Слайд 8)

- Что вы уже знаете о предложном падеже? (Вопросы: о ком? О чем? и вспомогательное слово: думаю)

- Стр. 115 упр.152. (Слайд 9)

В книге “По дорогам и тропам языка”

учёный-языковед Лев Успенский

назвал предложный падеж

“САМЫМ ПРЕДЛОЖНЫМ, НАИПРЕДЛОЖНЕЙШИМ”

из нашей шестёрки падежей.

ПОЧЕМУ?

- Подберите к слову предложный однокоренное слово. (Предлог).

- Почему предложный падеж получил такое название? (Предложный падеж употребляется только с предлогами)

- Какие предлоги употребляются с предложным падежом? На стр. 115 рассмотрите таблицу и назовите предлоги предложного падежа. (Слайд 10) (О, об, в, на, при)

6. Физ.минутка для глаз

- Встаем за конторки. Физминутка для глаз. (Слайд 11)

Физ.минутка “Снежинки”. (Слайд 12) Учащиеся следят глазами за снежинками, моргают. В конце физминутки дети на 1 минуту закрывают глаза ладошками, потому что только в полной темноте глаза отдыхают.

- Ребята, берегите зрение!

7. Закрепление нового материала

- Устно вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, выпиши словосочетание с этим существительным и определи падеж. (Слайд 12)

Дети любят гулять по … . природа

Там можно много узнать о … . лужайка

Как весело играть на … . лес

(Учащиеся выписывают словосочетания: гулять (по чему?) по лесу (П.П.), узнать (о чём?) о природе (П.п.), играть (на чём?) на лужайке (П.п.).

- Упр.154 стр. 116 выполняется по вариантам. (Поставь данные существительные в П.п. с разными предлогами и составь с ними предложения – простые и сложные)

1 вариант: письмо, роса

2 вариант: дождь, падеж

(Например: Катя написала в письме о брате. Коля узнал на уроке о предложном падеже.)

8. Развитие умений

Запись под диктовку стихотворения П. Явтысый “Снегири”.

Прилетели снегири, перед чумом сели.

Будто капельки зари, грудки заалели.

Стайки птичек на снегу, как костёр пылает…

Но понять я не могу: что же снег не тает?

- Как различаем падежи? (По вопросам и предлогам или подставляем слово “лиса”)

- Укажите падежи имён существительных. (Слайд 13)

9. Итог урока

- Вернемся к целям нашего урока и подведем итоги. (Слайд 14)

- Если отвечаете правильно, то разбивается снежный ком и становится теплее от того, что мы дружно и отлично поработали.

  1. Почему предложный падеж так называется?
  2. Назови вопросы и вспомогательное слово предложного падежа.
  3. С какими предлогами употребляется предложный падеж?
  4. Как отличать предложный падеж от других падежей имен существительных?

- Оцените свою работу на уроке:

* красная снежинка – отлично! Всё запомнил и могу помочь другим!..

* синяя снежинка – хорошо! Работал с интересом, но надо ещё потренироваться…

* зелёная снежинка – было трудно, потому что…

(Каждый ученик оценивает свою работу на уроке предложенными шаблонами или самостоятельно и на доске рисует снежинку, соответствующего цвета)

10. Домашнее задание: стр. 119 упр. 6; знать предлоги предложного падежа. (Слайд 15)

Приложение 1

Использованная литература

  1. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. -М.: Баласс, 2010.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник для 4-го класса. 1-я ч.- М.: Баласс, 2009.