Цель: Продолжать повышать функциональные возможности уровня физической и двигательной активности у детей с общим недоразвитием речи.
Программное содержание:
- cовершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц и суставов, на профилактику плоскостопия и осанки;
- укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений;
- закрепить приемы самомассажа;
- развивать: слух, внимание и артикуляционную моторику через автоматизацию звука “с” в прямых слогах; умение воплощаться в игровой образ;
- воспитывать морально-волевые качества: выдержку, уверенность в себе, настойчивость в достижении положительных результатов.
Место проведения: спортивный зал.
Участники: дети группы с общим недоразвитием речи.
Действующие лица: мама коза – инструктор по физической культуре; волк – педагог группы; учитель – логопед.
Спортивный инвентарь: костюмы козы, волка, маски козлят, магнитофон, индивидуальные коврики, деревянные палочки, мячи, мешочки с песком, ленточки на каждого ребенка, туннель, корзина, бассейн, пластмассовые шарики, кубики, гимнастические палки.
В спортивном зале расположены декорации к сказке
Дети входят в зал
Физ.инстр. Здравствуйте ребята. Сегодня я приглашаю Вас в сказку. Согласны?
Дети. Да!
Физ.инстр. Тогда внимание!
Под слова физ.инструктор переодевается в маму козу и одевает маски детям
У леса на опушке
Жила коза в избушке,
А с нею козлятки-
Малые ребятки
Вот как-то утром рано,
Проснулась коза мама
Детишек разбудила
И на массаж их пригласила.
Самомассаж (дети выполняют упражнения самомассажа, сидя в кругу на ковриках)
И.П. – сидя на пятках.
1. ладони соединить и растереть круговыми
движениями.
2. щёки растереть круговыми движениями ладоней.
3. лоб растереть продольными движениями ладоней.
Поочерёдно правой и левой рукой.
И.П. – сидя на полу между пяток.
1. подушечками пальцев мягкими движениями
растереть волосистую часть головы;
2. большим и указательным пальцами рук растереть
уши;
3. оттянуть ухо за верхний край вверх; за середину
– в сторону; за мочку – вниз.
И.П. – сидя на полу, правая нога прямая левую согнуть в колене. Голень левой ноги на бедре правой ноги. (тоже другой ногой).
1. ладонями сверху и снизу круговыми движениями
растираем правую (левую)ступню.
2. кулачками от пятки к носкам.
3. вращательные движения стопой.
Физ.инстр.
А теперь козлятки
Вставайте на зарядку!
Дети встают в круг выполняют движения соответствующие словам
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз,
Влево – вправо повернись.
Дружно сели, дружно встали
И наклоны делать стали,
Стали прыгать и скакать,
А потом опять шагать.
Детям раздаются палочки. Упражнение с учителем – логопедом
Чики-чики-чики-чок! (стучать палочками друг об друга)
Где-то бродит здесь волчок! (стучать поочередно палочками по полу сидя на корточках )
Может, ты Боровичок? (руки в стороны),
Или ты лесовичок? (приставить палочки к голове).
Са – са – са - ходит хитрая лиса (перекатывать палочки в ладонях).
Сна – сна- сна – за зимой придет весна (стучать основаниями палочек).
Осны – осны – осны – у дороги сосны (стучать основаниями палочек по полу).
Су – су – су – снег в руках я принесу (перекатывать палочки ладонями по полу).
Спасибо ребята.
Далее в обход по залу
Физ.инстр.
Палочки остаются у вас в руках.
А мы с вами
Отправляемся гулять
И снежками поиграть.
Вот забота так забота,
На пути у нас туннель.
Кто-то здесь уж пролезал
И чуть было не застрял.
Вышли снова на равнину,
Мяч возьми и брось в корзину.
Дыхательное упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”
- И.п.: стоя, (глаза закрыты). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (4-5 раз).
- И.п.: стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох, сделать тихий выдох (3-6 раз).
- Глубокий вдох через нос, выдох через рот. (2-3 раза).
Физ.инстр.
А теперь козлятки
Поиграем в прятки.
В это время звучит громкая музыка. Входит Волк
Волк.
Что козлята, отдыхаете,
Веселитесь и играете.
Мне же скучно одному,
Одного я заберу.
Слышь коза, отдай козленка,
Заберу его себе
Будет веселее мне.
Физ.инстр.
Никого я волк тебе,
Не отдам из деток.
Если хочешь с нами
В игры поиграй,
Только о козленке
Даже не мечтай.
Волк. Ладно, я согласен.
Физ.инстр. Ну что козлятки, оставим волка с нами поиграть.
Дети. Да.
Проводиться подвижная игра “Ходим в шляпах” 2-3 раза
См. приложение № 1
Физ.инстр. А теперь волк, попробуй догони наших козлят.
Проводиться игровое упражнение “Лошадки” 2-3 раза
См. приложение № 2
Волк. Ну, козлята, вы такие молодцы, прямо как спортсмены. А знаете ли вы виды спорта.
Дети. Да.
Волк. А давайте поиграем в игру “Сделай фигуру”.
Проводиться подвижная игра “Сделай фигуру” - 3-4 раза
См. приложение № 3
Волк. Ну, козлятки, берегитесь. Буду сейчас вас я ловить.
Проводиться подвижная игра “Ловишки с ленточками” - 3-4 раза
См. приложение № 4
Дыхательное упражнение “Радуга, обними меня”
И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук "с", выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).
Физ.инстр. Ты Волк немного отдохни, да посмотри какие козлята у нас внимательные.
Проводиться игровое упражнение “Самый внимательный” 3-4 раза
См. приложение № 5
Физ.инстр.
Что-то вы козлята
Сильно расшумелись,
Не пора ли отдыхать
И немного поседеть.
Дети рассаживаются на индивидуальные коврики. Проводиться релаксация и самомассаж
Физ.инстр. Давайте скажем спасибо нашим глазкам, ведь они внимательно смотрели, были зоркими (дети гладят себя по лицу, говорят спасибо).
Как вы думаете, кроме глаз нам кто-то еще помогал? Наши ушки. Они внимательно слушали задания и команды. Давайте сделаем им небольшой массаж (дети массируют мочки ушей, говорят спасибо).
Кому мы еще скажем спасибо? (Нашим носикам, ведь они помогали нам дышать - спасибо)
А кто помогал нам быстро бегать? (Наши ноги. Поглаживают ноги, говорят спасибо)
Кто помог искать кубики в бассейне? (Наши руки. Поглаживают руки, говорят спасибо)
А сами вы старались? Тогда поблагодарите себя, погладьте по голове, скажите себе спасибо.
Физ.инстр. Ребята, а теперь закройте глаза, послушайте музыку и немного отдохните:
Звучит тихая музыка
Закройте, дети, глазки.
Представьте, что вы в сказке.
Вы, словно цветы на полянке лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Вы тянетесь вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер вас тихо качает,
И нежные песни вам птицы поют,
И соки земные вам силы дают.
Физ.инстр. Представьте, как волшебные силы здоровья вливаются в ваши тела, какими сильными становятся ваши руки, ноги, каким ровным становится ваше дыхание. Послушайте, как ровно бьется ваше сердце.
Физ.инстр. Откройте глаза.
Волк. Ребята, мне так с вами было весело. Я вам дарю каждому по волшебному соку. В нем очень много витамин и он предаст вам сил и здоровья.
Физ.инстр. Ну волк, смотрю я на тебя да не нарадуюсь. Стал ты веселый, жизнерадостный, спортивный. Ты к нам чаще приходи.
Волк. А я вам желаю крепкого здоровья, бодрого настроения.
Волк уходит.
Физ.инстр. Ну что козлятки, пора и нам с вами возвращаться из сказки.
Были вы козлятки,
А стали вновь ребятки.
Дети переодеваются и уходят в группу
Используемая литература
- Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов.
- // Инструктор по физической культуре. № 1/2009 г.
- // Инструктор по физической культуре. № 2/2009 г.
- Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / под ред. Л.В. Шапковой.