Статья "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Анализируя письменные работы обучающихся я заметила, что на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, а в другой ситуации (не на уроках русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Испытывают затруднения при изложении материала по окружающему миру, не могут отделить главное от второстепенного. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добывать их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Самым главным результатом проектов является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Структура работы над проектом.

I. Подготовительный этап работы

    • определение темы исследования;
    • выделение предполагаемых направлений работ;
    • определение проблемы и задач исследования;
    • выдвижение гипотез и способов решения;
    • обсуждение методов исследования;
    • распределение работы между участниками группового проекта;
    • начало работы по сбору информации.

II. Основной этап.

    • продолжение работы по сбору информации;
    • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;
    • систематизация и анализ полученных данных;
    • обсуждение способов оформления конечных результатов;
    • подведение итогов, оформление результатов.

III. Заключительный этап.

    • презентация проекта;
    • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;
    • рефлексия.

Проектную деятельность организую форме групповой работы. Класс делю на мобильные группы по 5-6 человек. Группы формирую по интересам, уровню подготовленности обучающихся. Вместе с детьми выбираем тему будущего проекта, составляем план работы, участники группы распределяют, кто каким делом будет заниматься. Темы проектов: “Наш край”, “Его величество бутерброд”, “Игры на переменах” и т. д. Детям младшего возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Стараюсь привлечь к работе над проектом родителей, библиотекарей школьной и сельской библиотек. Правильно организованная подготовка проекта превращается в интересную игру. Источники для сбора материала во многом зависят от темы проекта. Так, например, работая над проектом “Наш край” ребята посетили краеведческий музей с экскурсией “Растительный и животный мир нашего края”, ходили в поход, фотографировали достопримечательности нашей местности, брали интервью у старожилов, расспрашивали родителей. По окончании работы ребята представляют свой проект перед обучающимися параллельных классов и малышами. Результаты работы могут быть оформлены в виде макетов, рисунков, поделок, альбомов, выставок, презентаций, расчётов и т.д. Выступление перед публикой – обязательная часть презентации. Тогда защита проектов превращается в праздник для всех. Если выступлений несколько, то во время защиты проектов работает независимое жюри.

Считаю, что проектная деятельность актуальна на современном этапе развития школы. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Изменяется психологический климат в классе, так как приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.