Лабораторные и практические работы на уроках математики

Разделы: Математика


Диагностика учебной деятельности

Чтобы эффективно управлять действиями школьников, необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при выполнении заданий, потребность в руководстве педагога, в сотрудничестве. В связи с этим необходимо проводить диагностику действенности тех условий, приемов и методов работы, которые использует учитель и ученик. Это анкеты, опросные листы, тесты, выбор заданий и т.п. Вот некоторые из методик, которые при диагностике.

Методика “Мое учение”

Цель: выявить отношение учащихся к учению, предметную направленность их познавательных интересов; изучить некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учеников.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

  1. Учиться в школе мне: 1) интересно; 2) не интересно; 3) не знаю.
  2. Мои любимые предметы___________________________

При выполнении самостоятельной работы я:

  1. Сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро, даже допускаю при этом ошибки.
  2. Сначала стараюсь понять задание, тщательно анализирую его, потом действую без колебаний, уверенно.
  3. Очень долго обычно думаю над заданием, не решаюсь приступить к его выполнению, чувствую себя неуверенно.

IV. При выполнении самостоятельной работы всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что______________________________________________

V. Чувствую себя всегда спокойно, потому что ____________

VI. Трудности у меня: 1) бывают всегда; 2) иногда; 3) не встречаются.

VII. Чаще всего я:

  • не понимаю цели работы;
  • не понимаю задание;
  • не знаю, как его выполнять;
  • не умею контролировать ход своей работы;
  • не знаю, как проверить результаты работы;
  • не умею правильно распределять время.

VIII. Я очень дорожу помощью ______________________________

На основе анализа ответов можно выделить учащихся, которые, приступая к работе, действуют обычно импульсивно, торопятся, следовательно, требуют внимания учителя на начальном этапе работы. Также выявляются те ученики, которые действуют спокойно и уверенно, стараются понять задание, а затем приступают к работе. Также “тугодумы” - учащиеся, у которых затягивается ориентированный этап, заметны нерешительность и робость. Полученные результаты используются для выработки оптимальной стратегии руководства учением, осуществления дифференцированного подхода к ученикам в процессе выполнения заданий, оказания им необходимой помощи.

Методика “Самостоятельная работа”

Цель: выявить отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам, мотивы самостоятельной деятельности, потребность учащихся в педагогическом руководстве.

I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по разным предметам?

  1. Положительно
  2. Отрицательно
  3. Безразлично.

II. Что вас привлекает в ней?

III. Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?

1. Работа с книгой

2. Работа с дополнительной литературой

3. Решение задач, выполнение упражнений

4. Написание сочинений

5. Работа с таблицей

6. Подготовка докладов

7. Лабораторные, практические работы

8. Составление презентаций

9. Что еще?

IV. Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?

1. Объяснение задания

2. Инструктаж к работе

3. Наблюдение учителя

4. Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий

5. Проверка и анализ результатов.

В результате проведения данной методики можно выяснить, сколько ребят относятся к самостоятельной работе положительно, а сколько — отрицательно. Также положительно относятся к самостоятельной работе при условии оказания им необходимой помощи со стороны учителя или одноклассников.

Из всех видов самостоятельной работы многих учащихся с интересом выполняют лабораторные и практические работы. В таких работах их привлекает возможность пополнить и углубить свои знания, проявить самостоятельность и желание проверить знания.

Лабораторные и практические работы
как средство осуществления связи теории с практикой

Важное значение в реализации связи теории с практикой при обучении математике имеют специальные лабораторные и практические работы. Под такими работами понимают учебные занятия, которые решаются конструктивными методами с применением непосредственных измерений, построений, изображений, геометрического моделирования и конструирования. В результате чего происходит совершенствование навыков. Поэтому система лабораторных и практических работ направлена на развитие конструктивных умений и навыков учащихся.

Практические и лабораторные работы по каждой теме не должны быть изолированы друг от друга. Они должны быть тесно связаны с проблемным материалом, способствовать решению главных образовательных, воспитательных и развивающих целей, предусмотренных программой. Данные работы должны учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, в частности уровень их подготовки, способности и работоспособности.

В процессе выполнения лабораторных и практических работ учащиеся должны научиться пользоваться как можно большим числом различных инструментов ( масштабная линейка, мерная лента, транспортир, палетка, штангенциркуль и т.д.), различных вычислительных средств. Очень важно научить учащихся самостоятельно определять, какой инструмент и вычислительное средство надо применить при выполнении той или иной работы.

Использование учащимися учебников, справочной литературы, таблиц, интернета способствует развитию навыков самостоятельности, их подготовке к самообразованию. Необходимо проводить разнообразные лабораторные и практические работы не только по содержанию, но и по их ведущей учебной целевой направленности. Их можно классифицировать следующим образом:

  • установочные, проводимые с целью ознакомления учащихся с оборудованием и простейшими приемами работы с ним;
  • иллюстративные, которые знакомят учащихся с отдельными фигурами, их свойствами;
  • тренировочные, предназначенные для закрепления изученных свойств, соотношений;
  • исследовательские, направленные на практический поиск новых свойств, которые затем будут логически обоснованы;
  • творческие, связанные с конструированием на основе геометрических свойств специальных приборов;
  • обобщающие, основной целью которых является систематизация и обобщение теоретических знаний, методов построений, изображений, измерений.

По содержанию все работы должны иметь практическую направленность, способствовать выработке у учащихся практически важных умений и навыков, которые они могли бы использовать на уроках технологии, при изучении таких учебных предметов как черчение, химия, физика, география, в быту, при продолжении общего или получении профессионального образования.

Для проведения лабораторных и практических работ необходимо иметь наборы моделей, чертежей, плакатов и других средств обучения.

Практические работы, помимо решения своей специальной задачи — усиления практической направленности обучения, должны быть не только теснейшим образом связаны с изучаемым материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению. Важнейшей методической проблемой, решаемой в процессе выполнения практических работ, является развитие вычислительной культуры у учащихся.

При выполнении части работ обращается внимание учащихся на такие вопросы: с какой точностью заданы исходные данные? С какой точностью они могут быть получены при измерении? Какова точность используемых инструментов? В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с основными метрологическими показателями: деление шкалы, цена деления, точность отсчета, погрешность показаний прибора. Учащиеся также знакомятся с правилами измерения величин, сущность которых состоит в том, чтобы:

  • правильно выбрать инструмент для измерения;
  • правильно установить его;
  • правильно прочитать показания измерительного прибора;
  • выполнить несколько измерений одной и той же величины и найти средний результат;
  • правильно записать окончательный результат.

Проведение лабораторных и практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:

  • постановка темы занятий и определение задач (цели);
  • определение порядка работы или определенных ее этапов;
  • непосредственное выполнение работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдение техники безопасности;
  • подведение итогов работы и формулирование основных выводов.

Факты, которые учащиеся получают в результате самостоятельной экспериментальной работы, дольше удерживаются в памяти в нужный момент помогают ученикам усвоить сложный теоретический материал.