Диагностика учебной деятельности
Чтобы эффективно управлять действиями школьников, необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при выполнении заданий, потребность в руководстве педагога, в сотрудничестве. В связи с этим необходимо проводить диагностику действенности тех условий, приемов и методов работы, которые использует учитель и ученик. Это анкеты, опросные листы, тесты, выбор заданий и т.п. Вот некоторые из методик, которые при диагностике.
Методика “Мое учение”
Цель: выявить отношение учащихся к учению, предметную направленность их познавательных интересов; изучить некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учеников.
Учащимся предлагается выполнить следующее задание.
- Учиться в школе мне: 1) интересно; 2) не интересно; 3) не знаю.
- Мои любимые предметы___________________________
При выполнении самостоятельной работы я:
- Сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро, даже допускаю при этом ошибки.
- Сначала стараюсь понять задание, тщательно анализирую его, потом действую без колебаний, уверенно.
- Очень долго обычно думаю над заданием, не решаюсь приступить к его выполнению, чувствую себя неуверенно.
IV. При выполнении самостоятельной работы всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что______________________________________________
V. Чувствую себя всегда спокойно, потому что ____________
VI. Трудности у меня: 1) бывают всегда; 2) иногда; 3) не встречаются.
VII. Чаще всего я:
- не понимаю цели работы;
- не понимаю задание;
- не знаю, как его выполнять;
- не умею контролировать ход своей работы;
- не знаю, как проверить результаты работы;
- не умею правильно распределять время.
VIII. Я очень дорожу помощью ______________________________
На основе анализа ответов можно выделить учащихся, которые, приступая к работе, действуют обычно импульсивно, торопятся, следовательно, требуют внимания учителя на начальном этапе работы. Также выявляются те ученики, которые действуют спокойно и уверенно, стараются понять задание, а затем приступают к работе. Также “тугодумы” - учащиеся, у которых затягивается ориентированный этап, заметны нерешительность и робость. Полученные результаты используются для выработки оптимальной стратегии руководства учением, осуществления дифференцированного подхода к ученикам в процессе выполнения заданий, оказания им необходимой помощи.
Методика “Самостоятельная работа”
Цель: выявить отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам, мотивы самостоятельной деятельности, потребность учащихся в педагогическом руководстве.
I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по разным предметам?
- Положительно
- Отрицательно
- Безразлично.
II. Что вас привлекает в ней?
III. Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?
1. Работа с книгой
2. Работа с дополнительной литературой
3. Решение задач, выполнение упражнений
4. Написание сочинений
5. Работа с таблицей
6. Подготовка докладов
7. Лабораторные, практические работы
8. Составление презентаций
9. Что еще?
IV. Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?
1. Объяснение задания
2. Инструктаж к работе
3. Наблюдение учителя
4. Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий
5. Проверка и анализ результатов.
В результате проведения данной методики можно выяснить, сколько ребят относятся к самостоятельной работе положительно, а сколько — отрицательно. Также положительно относятся к самостоятельной работе при условии оказания им необходимой помощи со стороны учителя или одноклассников.
Из всех видов самостоятельной работы многих учащихся с интересом выполняют лабораторные и практические работы. В таких работах их привлекает возможность пополнить и углубить свои знания, проявить самостоятельность и желание проверить знания.
Лабораторные и практические работы
как средство осуществления связи теории с
практикой
Важное значение в реализации связи теории с практикой при обучении математике имеют специальные лабораторные и практические работы. Под такими работами понимают учебные занятия, которые решаются конструктивными методами с применением непосредственных измерений, построений, изображений, геометрического моделирования и конструирования. В результате чего происходит совершенствование навыков. Поэтому система лабораторных и практических работ направлена на развитие конструктивных умений и навыков учащихся.
Практические и лабораторные работы по каждой теме не должны быть изолированы друг от друга. Они должны быть тесно связаны с проблемным материалом, способствовать решению главных образовательных, воспитательных и развивающих целей, предусмотренных программой. Данные работы должны учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, в частности уровень их подготовки, способности и работоспособности.
В процессе выполнения лабораторных и практических работ учащиеся должны научиться пользоваться как можно большим числом различных инструментов ( масштабная линейка, мерная лента, транспортир, палетка, штангенциркуль и т.д.), различных вычислительных средств. Очень важно научить учащихся самостоятельно определять, какой инструмент и вычислительное средство надо применить при выполнении той или иной работы.
Использование учащимися учебников, справочной литературы, таблиц, интернета способствует развитию навыков самостоятельности, их подготовке к самообразованию. Необходимо проводить разнообразные лабораторные и практические работы не только по содержанию, но и по их ведущей учебной целевой направленности. Их можно классифицировать следующим образом:
- установочные, проводимые с целью ознакомления учащихся с оборудованием и простейшими приемами работы с ним;
- иллюстративные, которые знакомят учащихся с отдельными фигурами, их свойствами;
- тренировочные, предназначенные для закрепления изученных свойств, соотношений;
- исследовательские, направленные на практический поиск новых свойств, которые затем будут логически обоснованы;
- творческие, связанные с конструированием на основе геометрических свойств специальных приборов;
- обобщающие, основной целью которых является систематизация и обобщение теоретических знаний, методов построений, изображений, измерений.
По содержанию все работы должны иметь практическую направленность, способствовать выработке у учащихся практически важных умений и навыков, которые они могли бы использовать на уроках технологии, при изучении таких учебных предметов как черчение, химия, физика, география, в быту, при продолжении общего или получении профессионального образования.
Для проведения лабораторных и практических работ необходимо иметь наборы моделей, чертежей, плакатов и других средств обучения.
Практические работы, помимо решения своей специальной задачи — усиления практической направленности обучения, должны быть не только теснейшим образом связаны с изучаемым материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению. Важнейшей методической проблемой, решаемой в процессе выполнения практических работ, является развитие вычислительной культуры у учащихся.
При выполнении части работ обращается внимание учащихся на такие вопросы: с какой точностью заданы исходные данные? С какой точностью они могут быть получены при измерении? Какова точность используемых инструментов? В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с основными метрологическими показателями: деление шкалы, цена деления, точность отсчета, погрешность показаний прибора. Учащиеся также знакомятся с правилами измерения величин, сущность которых состоит в том, чтобы:
- правильно выбрать инструмент для измерения;
- правильно установить его;
- правильно прочитать показания измерительного прибора;
- выполнить несколько измерений одной и той же величины и найти средний результат;
- правильно записать окончательный результат.
Проведение лабораторных и практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
- постановка темы занятий и определение задач (цели);
- определение порядка работы или определенных ее этапов;
- непосредственное выполнение работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдение техники безопасности;
- подведение итогов работы и формулирование основных выводов.
Факты, которые учащиеся получают в результате самостоятельной экспериментальной работы, дольше удерживаются в памяти в нужный момент помогают ученикам усвоить сложный теоретический материал.