Существенные и несущественные свойства математических объектов в обучении математике

Разделы: Математика


Существенные и несущественные свойства математических объектов раскрываются в процессе определения понятий математики. Множество существенных свойств составляют содержание понятия.

Под существенными свойствами будем понимать те, без которых понятие не существует, и при помощи которых выделяются объекты интересующего нас множества. Существенные свойства – это всегда общие свойства, но обратное неверно – общие свойства могут быть несущественными. Так, в школьных учебниках в уравнениях преобладает обозначение переменной – “х”. Это свойство общее, но не существенное.

Кроме того, понятия “существенное” и “несущественное” свойство относительны, в разных ситуациях одно и то же свойство математического объекта может быть как существенным, так и несущественным. Например, при выделении линейных функций среди других знак коэффициента при х – несущественное свойство, но оно же становится существенным при выделении среди линейных функций возрастающих.

Существенные свойства понятия в определении могут быть связаны между собой конъюнктивно, дизъюнктивно и в сочетании конъюнкции и дизъюнкции. Большинство школьных определений – конъюнктивны. Если

– существенные свойства какого-либо математического понятия Р, то:

• если математический объект не обладает хотя бы одним из свойств , то этот объект не принадлежит понятию Р;

• если математический объект обладает всеми существенными свойствами , то он обязательно принадлежит понятию Р.

Понять эту непростую закономерность ребятам помогает такое объяснение материала, при котором после введения определения ученикам предъявляются математические объекты со свойствами ; . Учащиеся должны мотивированно ответить на вопрос, почему эти объекты не принадлежат понятию Р. Такая работа позволяет за один урок сформировать в сознании ребят математическое понятие.

Процесс выделения свойств математических объектов, отделения существенных от несущественных очень сложен. Чтобы помочь в этом, можно применять на уроках задания следующих четырех типов.

Первый из них – учащимся известно определение математического понятия и они с помощью учителя или самостоятельно формулируют основные существенные свойства этого понятия, заем проверяют, обладают ли предложенные им математические объекты этими свойствами. Примером могут служить следующие задания:

• Сформулируйте определение линейной функции. Укажите, какая из следующих функций является линейной, а какая – нет. Поясните, почему?

; ; ; ; ; ; ; ; ; .

• Сформулируйте известные вам свойства понятия функции. Укажите, какая из ломаных, изображенных на рисунке, является графиком функции:

Поясните свой ответ.

Задания второго типа состоят в том, что учащиеся должны назвать математический объект по перечисленным его свойствам.

1. Функция … принимает наибольшее значение при .

2. Функция … возрастает на интервале и убывает на интервале .

3. График функции … симметричен относительно прямой .

4. График функции … расположен в III и IV координатных четвертях.

5. График функции … проходит через точку .

6. Точка пересечения графика функции … с осью ОУ.

Какая квадратичная функция обладает этими свойствами? Задайте ее аналитической формулой и постройте график этой функции.

Задания третьего типа – это задания, в которых нужно выделить существенные свойства математических объектов и привести самостоятельно примеры объектов, обладающих такими же свойствами или отбросить лишние объекты:

• Какое из числовых выражений вы назвали бы лишним в этой таблице?

Поясните свой ответ.

• Запишите еще несколько членов числовой последовательности, задайте ее общий член формулой:

.

В заданиях четвертого типа от учащихся требуется добавить свойство или свойства, чтобы от одного математического объекта перейти к другому. На уроках геометрии предлагается задание:

• Укажите то условие, которое нужно добавить, чтобы от одного четырехугольника перейти к другому. Назовите все известные вам свойства перечисленных геометрических фигур.

• Укажите условия, необходимые для того, чтобы перейти от одной функции к другой. Назовите все известные вам свойства указанных функций.

Прием расчленяющей абстракции (Е.Н. Кобанова-Меллер) при изучении понятий выражается в таких действиях:

а) выделяются существенные свойства математических объектов, они остаются инвариантными в процессе формирования понятия;

б) выделяются несущественные свойства тех же объектов и принцип их вариаций, в процессе формирования понятия используются вариации несущественных свойств.

После знакомства с графиками функций, содержащих модули, можно предложить учащимся графически решить уравнение, содержащее модуль и параметр.

• Найти все значения а, при которых уравнение имеет ровно два корня.

Данное уравнение имеет вид , где ; .

Раскрывая знаки модулей в , рассмотрим три случая:

1) : .

2) : .

3) : .

Запишем в виде:

Решим данное уравнение графически, построив в системе координат ОХУ графики функций и . Заметим, что задает множество прямых, параллельных оси ОХ.

Решением задачи будет промежуток .

Учитель может варьировать задания:

• Найти все а, при которых уравнение

1) имеет ровно два корня;

2) имеет ровно три корня;

3) имеет бесконечно много корней;

4) не имеет корней;

5) имеет хотя бы одни корень;

6) имеет хотя бы один корень, причем все его корни принадлежат отрезку .

Другое направление варьирования исходного задания – изменять :

• Найти все а, при которых уравнение:

1)

2)

3)

имеет два корня.

Наконец, варьированию поддаются функции, входящие в левую часть исходного уравнения:

• Найти все а, при которых уравнение:

1)

2)

3)

имеет ровно два корня.

Из получившихся заданий учитель может выбрать материал для “Урока одной задачи”, учитывая особенности своего класса.