Ладоинтонационное развитие учащихся на уроках сольфеджио, основанное на методе внемузыкальных ассоциаций

Разделы: Музыка


Цели урока: в легких и доступных для учащихся формах – игры и сказочного спектакля, познакомить детей с понятиями лад, тоника, гамма, мажор, минор, строение мажорной и минорной гаммы, устойчивые и неустойчивые ступени лада, разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, вводные звуки.

Задачи урока:

  1. Познакомить ребят с новыми музыкальными понятиями и терминами.
  2. Закрепить в форме игры такие понятия, как: мажор, минор, строение мажорной и минорной гаммы, паузы, знаки альтерации.
  3. Развить творческие способности учащихся.
  4. Воспитать здоровый эстетический вкус.

Оборудование: ПК, колонки (в большом зале усилитель с микрофонами), проектор, экран, плакаты, кубики с табличками, кубики с буквами, ширма, костюмы сказочных героев, учебники по сольфеджио для 1 класса Т.А. Серковской, “Музыкальная азбука” Т.Сиротиной, альбомы и нотные тетради по сольфеджио учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

Данный урок сольфеджио посвящен изучению большого количества теоретических сведений (лад, тоника, гамма, мажор, минор, строение мажорной и минорной гаммы, устойчивые и неустойчивые ступени лада, разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, вводные звуки). Также повторяются такие темы, как знаки альтерации, паузы, закрепляется материал, полученный в первой части урока – это лады мажор и минор, строение мажорной гаммы.

Для изучения данных теоретических понятий я предлагаю использовать метод внемузыкальных ассоциаций, который в настоящее время все шире практикуется педагогами. Этот метод основан на ассоциативно образном восприятии детьми младшего школьного возраста многих музыкальных явлений. На данном уроке используется сказка по мотивам Е. Королевой и Т.Серковской(Сказка про царицу Дину и музыкальные звуки ), попевки и песенки из сборников Т. Серковской и Т. Сиротиной. А также игровая сцена, сочиненная педагогом. Положительное влияние этого урока на детей – это развитие творческих способностей, поскольку весь урок – это театрализованный музыкальный спектакль по сольфеджио.

III. Знакомство с понятиями: лад, тоника, гамма, мажор, минор, строение мажорной и минорной гамм.

Сцена I

Действующие лица: Царица Дина, Мажор, Минор, Тоника, Гамма, Звуки, Ведущий.

Сказка про царицу ДИНУ и музыкальные звуки.

Ведущий:

Музыкальной страной правила Дина.
Царица очень добрая и милая.
Разные звуки в стране этой жили,
Но только друг с другом они не дружили.
Не ладили звуки, а порознь все пели,
Ведь в песню сложиться они не умели.
Дина подумала, как же ей быть,
И семьями звуки решила поселить.
Но в семье было много разлада,
Тогда пригласила Дина два брата – ЛАДА.

Царица: И приехали из страны Ладии два брата-лада. Один был веселый плясун-хохотун, а другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного Минор. Узнали они о моей беде и пообещали помочь.

Мажор и Минор: Не огорчайся Дина – мы поможем, из звуков твоих песню ладную сложим.

Ведущий: выстроил мажор семью звуков по своему в ряд и скомандовал:

Мажор: На тон, полутон рассчитайсь!

Звуки: Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Мажор: Запевай!

Звуки и Мажор (поют): Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой – мажорный, веселый и задорный!

Ведущий: Закончили звуки петь – шагнул вперед Минор и построил другую семью звуков по-своему, а потом скомандовал:

Минор: На тон, полутон рассчитайсь!

Ведущий: Звуки сразу почему-то загрустили и нехотя рассчитались:

Звуки: Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Минор: Запевай!

Звуки и Минор (поют): Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поем и сейчас мы заревем.

Царица: Потом братья научили каждую семью звуков петь гамму, объявив Тонику самым главным звуком , которым должна начинаться и заканчиваться гамма.

Тоника: Я тоника, я самый главный и устойчивый звук в ладу.

Тоника, Мажор и Минор(поют):Темные мелодии мы поем в миноре,

Светлые и яркие мы поем в мажоре.

Главный звук в них тоникой называется, часто им мелодия завершается.

Гамма: Здравствуйте ребята, я Гамма. Я – звуки лада, построенные по порядку от тоники до тоники. Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами: I II III IV V VI VII I.

Мелодия гаммы сначала как-будто поднимается по ступенькам вверх, а потом опускается по ступенькам вниз.

Звуки меня так полюбили, что даже сложили песенку:

Звуки:

Мы ступеньки гаммы,
Тоника нам – мама,
Гамму целый день поем,
Дружною семьей живем.

Царица:с тех пор в моей стране все пошло на лад. Я зажила весело. С утра до вечера слушаю я песни: то грустные – минорные, то веселые – мажорные. А песням этим не было конца, ведь теперь звуки сами научились их складывать.

IV. Закрепление понятий: мажор и минор.

Учитель: Ребята, а теперь повторим, какой же характер был у Мажора?

Ученики: Веселый, задорный.

Учитель: А у его брата Минора?

Ученики: Грустный, задумчивый.

Учитель: Ребята, перед вами два портрета: Мажора и Минора, жаль, что они не раскрашены, у художника совсем не осталось красок и теперь нам непонятно где Мажор, а где Минор. А вы не могли бы мне помочь раскрасить двух братьев? Только давайте придумаем, какими цветами можно раскрасить грустного Минора?

Ученики: Синим, зеленым, бардовым…(Учитель: выбираем холодные оттенки цветов.)

Учитель: А какие цвета мы подберем для Мажора?

Ученики: Желтый, оранжевый, красный…(Учитель: возьмем теплые оттенки.)

Учитель: Теперь разделимся на две команды, капитанами назначаю Мажора и Минора. Заканчиваем рисовать, как только завершится музыка. Все готовы? Тогда: на старт, внимание, марш!

V. Закрепление и повторение понятий: строение мажорной гаммы, паузы, знаки альтерации.

Сцена 2

Действующие лица: те же и Тритоны.

Учитель: Какие замечательные рисунки у вас получились! Но ребята, пока мы с вами рисовали, случилась беда! Кто-то украл волшебные плащи Мажора и Минора! И кто же это?...Это – вредные Тритоны-харитоны!

Тритон 1:Ну, что звуки, испугались??? ага….

Тритон 2:Сейчас мы вас………..

Тритон 1:Плащи просто так мы вам не отдадим, так и знайте!

Тритон 2:Не, не, не, даже не мечтайте!

Звуки: Тритончики, милые, как же братья будут жить без своих плащей?

Тритон 1:А это вы уж сами решайте, но наши загадки лучше отгадайте!

Тритон 2:Загадка первая:

Тритон 1:Что такое пауза?

Звуки: Перерыв в звучании!

Тритон 2:Или, проще говоря,-

Это знак………

Звуки: Молчания!

Тритон 1: Нет, ну ты погляди, справились.

Тритон 2: У….звуки… . Держите первую букву…

Тритон 1: Загадка вторая:

Тритон 2: Ноты, потеряли свои паузы, помогите им найти друг друга.

Тритон 1:Для этого соедини стрелочкой-мостиком каждую ноту с ее паузой.

(…………………………………)

Тритон 2: И это задание они сделали!

Тритон 1: да, придется и вторую букву отдать!

Тритон 2: Посмотрим. Как вы справитесь с музыкальной загадкой!

Тритоны (поют, а звуки им отвечают): Если мы бемоль поставим…

Звуки (поют): Значит, звук понизим!

Тритоны (поют): Если мы диез поставим…

Звуки (поют): Значит, звук повысим!

Тритоны (поют): На пол тона звук изменят эти операции…

Звуки (поют): Называется все это – знаки альтерации!

Тритон 1:И с этой задачкой они справились!

Тритон 2:Придется еще одну букву им отдать!

Тритон 1:А теперь, маленькие звуки…будем мы вашими учителями!

Тритон 2:И вам придется написать повторить то, что проходили на уроке!

Тритон 1: А расскажите нам строение мажорной гаммы?!

Тритон 2: Может и последнюю букву получите?!

Звуки:

Строим мы мажор, ребята,
Так, как будто строим дом.
Снизу вверх мы ряд за рядом
По кирпичику кладем:
До, ре. Ми, фа, соль, ля, си, до.
Тон, тон, полутон, три тона, полутон.

Тритон 1: И это они знают!

Тритон 2: Да, похоже, придется и последнюю букву отдать!

Учитель: Звуки, хитрые тритоны не хотят сразу отдавать плащи братьев, они придумали последнее задание! Из букв, которые вам дали тритоны надо сложить слово. Это слово обязательно должно иметь отношение к музыке!

Вы уже догадались?

Звуки: (нота)

Тритон 1: И слово они отгадали…

Тритон 2: Да, брат... не видать нам плащей мажора и минора!

VI. Продолжение изучения нового материала: устойчивые и неустойчивые ступени лада, разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, вводные звуки.

Сцена 3

Действующие лица: Ведущий, Царица Дина, Устойчивые и Неустойчивые Звуки.

Ведущий 2:

Однажды на сказочную страну
Враги коварные напали,
Пока музыкальные звуки
На все лады распевали.

Собрала царица Дина
Звуки свои в отряды,
Отправила с врагом воевать
Боевые свои звукоряды.

И верно Дине отслужив
Вернулись с победою звуки,
Но она, поглядев на них
Испытала жалости муки.

Половина солдат стояли
Лишь на одной ноге:
Вторую они потеряли
На страшной этой войне.

Тут звуки, стоящие устойчиво,
Подставив свое плечо
Своим боевым товарищам,
Потребовали горячо:
Устойчивые звуки:
Оставьте в наших рядах
Одноногие звуки больные.
– Пусть они неустойчивы,
Но нам не нужны иные.

Ведущий 2:

Царица, выслушав эти речи,
Дала свое разрешение
И обещала никогда
Не менять решение.

Царица: Разрешаю неустойчивым звукам остаться в отрядах – звукорядах. И если им понадобится помощь – переходить к устойчивым звукам!

Учитель: Ребята, обратите внимание, что устойчивые ступени I, III, и V притягивают к себе остальные нестойчивые.

Устойчивые ступени (поют):

Ноточки задорные, звуки мы опорные
Знаешь нас наверное: пятая, третья, первая.

Учитель: Переход неустойчивого звука к устойчивому называется РАЗРЕШЕНИЕ.

II ступень гаммы разрешается в I; IV – в III; VI – в V; VII – в I.

Среди неустойчивых звуков – два звучат наиболее напряженно. Это звуки, окружающие тонику: II и VII ступени, их называют вводными звуками.

Вводные звуки и тоника (поют):

Вводных в тонику тяготение
Отличается нетерпением.
Рядом с ней они помещаются
И всегда в нее разрешаются.

VII. Подведение итогов урока.

Ребята, в завершении нашего урока вспомним, научились ли звуки не ссорится, а ладить между собой? Лад – это семья звуков, ладящих между собой.

А как звали братьев, которые приехали к Царице Дине из страны Ладии? (Мажор и Минор).

Назовите, пожалуйста, устойчивые ступени? (1, 3, 5).

А какие ступеньки окружали Тонику и называются вводными? (2 и 7).