Тип: урок введения нового знания.
Основные цели:
- Выведение понятия деление с остатком практическим способом (с помощью рисунка); формирование представления о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.
- Развивать внимание, абстрактное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
- Воспитывать у обучающихся любовь к математике, навыки культурного общения, активную личность.
Оборудование: учебник “Моя математика”, карточки с цифрами, геометрические фигуры (круги), индивидуальные карточки.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Комментарии |
I. Организационный момент.
|
Приветствует, проверяет общую
готовность, желает успеха. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. – Теперь внимание на меня. Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будите постоянно работать над собой, ставить новые цели к их достижению…” – Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. – Вы готовы к работе? – Тогда в путь. |
Контролируют готовность, реагируют на слова учителя. | Мотивация. |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.
Возникновение проблемы. |
Комментарий учителя. – На доске в столбик записаны выражения. 24 : 3 42 : 7 52 : 4 84 : 8 14 : 5 – Назовите общие признаки этих выражений. – По каким признакам деление можно разбить на две группы? – Найдём значения этих выражений. Подводит к проблеме. Выслушивает предполагаемые ответы. 14 : 5 – Вы смогли выполнить задание? – Чем это задание не похоже на предыдущее? – Какой возникает вопрос? |
Обучающиеся предлагают свои
версии (все выражения на деление, делитель
однозначное число, делимые чётные числа). Табличное и внетабличное деление. Показывают на сигнальных карточках. Рассуждают. Ответы детей. |
Фронтальная устная работа.
Подводящий диалог. |
III. “Открытие” нового знания.Задача данного этапа – познакомить с делением с остатком; учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком. Постановка проблемы, выведение темы. |
– Давайте посмотрим, как
выполнил деление Денис в задании 1 на стр. 60. – Прочитайте задание про себя. Рассмотрите запись к рисунку. Постарайтесь объяснить, что означает каждое число в этой записи? Выслушивает ответы. Представление вывода. – Ребята, какова тема нашего урока? Открывает тему урока на доске. “Деление с остатком”. |
Работают с учебником. Рассуждают. Делают вывод. Работают с текстом со знаком -! Формулируют тему. |
Фронтальная аналитическая
работа с текстами. Диалог, подводящий детей к самостоятельному формированию темы урока. Мотивирующий диалог. |
IV. Решение проблемыРазвитие познавательных умений – умений анализировать, обобщать. “Открытие” нового знания. Представить деление нацело как особый вид деления с остатком. |
Задание №2. Предлагает
работу в парах. Костик, Мишка и Павля разделили 14 мячей по-другому. Выясните и обсудите, как они это сделали? Выслушивает ответы. Предлагает вопрос-рассуждение: – Ребята, очень важна здесь запись в скобках? Можно ли сделать такую запись 14 : 2 = 7. Сделайте вывод. |
Наблюдают. Находят пути
решения. Дискуссия в парах. Сверяют. Делают общий вывод. Работают с текстом со знаком -! |
Самостоятельная работа в парах. |
V. Речедвигательная физминутка. |
|||
VI. Первичное закрепление с комментированием.Учиться производить деление с остатком практическим способом. |
Задание №3. – Выполни деление, сделав рисунок. – Ребята, сравните остаток и делитель во всех записанных выражениях. Что вы наблюдаете? |
Работают у доски и в тетрадях. Выполняют решение выражений с комментариями. Сравнивают. Делают общие выводы. |
Фронтальная коллективная практическая работа |
VII. “Открытие” нового знания.Задача данного этапа- формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя. |
Подводит к проблеме. – Сравни делитель и остатки. Можно ли к выражениям сделать такие рисунки? Выслушивает ответы. |
Доказывают свои предположения.
Сравнивают. Наблюдают. Поиск решения. Дискуссия в парах. Работают с текстом со знаком – ! |
Диалог. Обобщение. Вывод. Самостоятельная работа в парах. |
VII. Систематизация нового материала.Первичное закрепление. |
– Расскажите, какие остатки
могут получиться при делении на 2, на 3, на 4, на 5, на
12? Задание №4. Самостоятельная работа |
Обучающиеся предлагают свои
версии. Выполняют самостоятельную работу. Сверяют результаты со стендовым вариантом, корректируют ошибки при необходимости. Оценивают свою работу. |
Фронтальная работа Самоконтроль. Дифференцированное задание по карточкам. Самопроверка. Коррекция. |
VI. Итог урока.Задача данного этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. |
Анализируют свою работу на уроке. | Диалог | |
VII. Домашнее задание. |
Придумайте, решите и запишите 3 выражения на деление с остатком, сделав рисунок. №7 стр. 61 по выбору. А дополнительное задание для Дианы, Эмилии, Насти и Карины – попробовать составить алгоритм деления с остатком. |