Цели урока:
- Образовательные: Сформировать представление о вулканах, их происхождении, горячих источниках, гейзерах. Показать роль вулканизма в формировании рельефа местности.
- Развивающие: Продолжить формирование познавательной активности учеников. Создать условия для развития умения работать с различными источниками информации, умения анализировать и делать выводы.
- Воспитывающие: Способствовать пониманию целостности мира, формировать географическую культуру личности. Расширять общий кругозор учеников.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и первичного закрепления знаний.
Средства обучения: Учебник географии для 6 класса, атлас по географии для 6 класса, настенная карта "Строение земной коры", компьютер, проектор, мультимедиа учебник "География. Начальный курс" для 6 класса (автор учебного материала Петрова Н.Н.), макет "Вулкан", компьютерная презентация "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры", оформленная доска с датой, темой и эпиграфом учителя к уроку, интернет-ресурсы.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний.
Эпиграф урока
"Что есть добро, а что есть зло,
Понять все сразу тяжело.
А потому, мой друг, учись,
Читай, трудись и не ленись"
ЕНА
Вступительное слово учителя
21 марта 2010 года. Европа в панике, отменены все авиарейсы, люди не могут попасть в пункты назначения. Что породил этот хаос, в чем причина этого явления?
(Ответы детей со ссылкой на извержение исландского вулкана.)
Вы правы, это последствия извержения вулкана Эйяфьятлайокудля. И сегодня мы на уроке постараемся узнать, что такое вулкан, его строение, понять причины образования и последствия извержения вулкана.
Ребята, а теперь давайте откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока (на первом слайде тема урока).
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Он тесно связан с нашей темой. Постарайтесь к концу урока сделать свой вывод о вулкане - это опасный враг или наш помощник.
3. Изучение нового материала.
(Просмотр видеосюжета из мультимедиа учебника Петровой об извержении вулкана Стромболи)
Магма по жерлу рвется наружу.
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Откуда же пошло название этого грозного явления? Давайте посмотрим в тексте учебника (один из учеников вслух читает отрывок).
(Показ на 2 слайде презентации рисунка и текста к нему)
Сегодня мы с вами постараемся понять, что же такое вулкан, и из каких частей он состоит? (Термины прикреплены на доске: "вулкан", "жерло", "кратер", "очаг", "магма", "лава", " вулканические бомбы"). Ребята, давайте посмотрим на слайде внешний вид одного из вулканов и его определение (слайд № 3). А теперь найдем в учебнике рисунок внутреннего строения вулкана (Дети называют части вулкана).
А кто из вас попробует на макете показать его части (показ одним из учеников на макете "Вулкан"), а теперь попробуйте на доске, на схеме строения вулкана показать его части, кто желает (ученик прикрепляет термины к частям вулкана). Ребята, проверьте все ли правильно? (ответы детей).
Но надо отметить, что не все вулканы имеют такой вид. Они тоже имеют свой тип. Давайте посмотрим, какие типы вулканов существуют (просмотр слайда №4). Кто из вас видит разницу в этих видах? Молодцы, у одного из них может быть несколько каналов поднимающейся магмы.
Как вы считаете, у нас могут быть извержения вулканов? А почему нет? Для точного ответа на этот вопрос надо знать, как образуются вулканы. Найдите в тексте учебника объяснение этому. Значит, мы с вами можем сделать вывод об образовании вулкана (Просмотр слайда № 5).
Давайте найдем на карте атласа районы распространения зоны вулканов.
(Работа с картой на нахождение этих участков).
Кто заметил, каким значком обозначаются вулканы, а почему они разного цвета? (ответы детей). Верно, вулканы бывают разного вида (показ слайда № 6 о классификации вулканов).
Как вы думаете, только ли на Земле бывают вулканы? Да, ребята, они бывают и на других космических объектах (слайд № 7). А на Земле самые большие вулканы - это Льюльяйльяко в Южной Америке, а в России - Ключевская Сопка (слайд №8). Давайте напишем в тетрадь названия этих вулканов, а дома отметим их на контурной карте.
Вулканы не исчезают бесследно, они образуют новые географические объекты (слайды № 9 и 10). Давайте выпишем в тетради названия этих объектов - термы, фумаролы, кальдеры и гейзеры. Кто написал, тот найдет в тексте учебника, почему гейзеры назвали таким образом. Кто нам расскажет, почему у них такое имя. Да, родина этого имени - Исландия. Давайте посмотрим на гейзеры и вулканы этого острова (просмотр видеоролика об исландских гейзерах из мультимедиа учебника)
Как вы думаете, извержение вулкана - это опасно? Давайте посмотрим, когда были самые катастрофические из них? (Просмотр слайдов № 11, 12 и комментарии учителя к ним, особенно по картине К.Брюллова "Последний день Помпеи").
Значит, вулкан - это враг?! (Мнения детей, показ слайда № 13).
Все так считаете?! (Просмотр слайдов № 14 и 15).
А теперь, что вы скажете? (Мнения детей).
Наверно, нет одинаковых мнений, также как и одинаковых вулканов, все познается в сравнении (показ слайда №16).
4. Закрепление изученного материала.
Ребята, сейчас вам будут даны три задания. Выберите сами одно из них и запишите ответы в тетрадь.
1. Определи по данной географической координате, какой это вулкан - действующий или потухший, какова его абсолютная высота - 4° ю.ш., 37° в.д.
2. Определить по данной географической координате, какой это вулкан - действующий или потухший -64° с.ш., 17° з.д.
3. Определить какие это вулканы - действующие или потухшие: Гекла, Котопахи.
(Устная проверка ответов по желанию учеников).
(При наличии резерва времени можно провести закрепляющий опрос по вопросам и заданиям, данным в конце параграфа).
5. Итоги урока.
Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание:
1. Прочитать параграф 19.
2. На контурной карте выполнить задание 4 (страница 52) и отметить все вулканы, названные в тексте и записанные в тетрадях.
3. Ребята, подумайте и попробуйте ответить на вопрос "А можно ли предсказать приближение извержения вулкана? И кто и как может это сделать?". Ваши ответы мне бы хотелось услышать на следующем уроке.
Рефлексия.
Дорогие мои, вы сегодня узнали много нового. Это так? Вам было интересно, хотели ли бы вы еще узнать о вулканах? Тогда я вам предлагаю обратиться в нашу школьную библиотеку, где немало книг и справочников по нашей сегодняшней теме. (Все адреса в сети Интернет записаны на листочках и раздаются детям).
Ребята, кроме того мне хочется сказать вам то, что в сети Интернет в режиме онлайн на сайте Геологического обозрения США www.usgs.gov можно найти все природные катастрофы, которые произошли совсем недавно, в том числе и извержения вулканов. Что нового в мире вулканов на сегодняшний день можно посмотреть на этом же сайте на странице с адресом http://volcanoes.usgs.gov. На следующем заседании нашего занятия мы все вместе посмотрим этот сайт. А кому стало интересно, тот сам может пролистать фотоснимки
(например, на странице http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10624.jpg ).
Вот и подошел к завершению наш урок. Ребята, мне сегодня было очень приятно с вами работать. Сегодня на уроке отличились:., они получают такие отметки:..И еще раз всем спасибо, урок закончен!