Цели:
- формирование литературной компетентности,
- уважения к культуре других народов,
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
- расширение кругозора и словарного запаса
Оборудование: выставка рисунков к сказкам, выставка книг со сказками, учебник литературного чтения (автор Л.А. Ефросинина издатель), фишки с баллами, презентация компьютер, мультимедийный проектор.
Эпиграф к уроку. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
II. Введение в тему урока
Сегодня у нас необычный урок.
На нём подведём мы работы итог:
Кто сказки читает
И много их знает?
Кто сказок всех этих знаток?
- Что же такое СКАЗКА? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает)
- Когда появились сказки?
(Много веков назад, когда люди не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в XVI веке, а собирать и изучать их стали в 19 веке)
- На какие две группы делятся все сказки? (Авторские сказки, народные сказки)
- Какие виды сказок вы знаете? Назовите. (Сказки о животных, волшебные, бытовые)
У сказок много дорог. Можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо-чудное, диво-дивное.
- Сказка - это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. Мы отправляемся в путешествие по сказкам.
Путешествуя по волшебной стране, мы сделаем 4 остановки, и на каждой остановке знатоков сказок ждут задания. Чем труднее задание, тем большее количество баллов получает знаток. За правильный ответ, ответивший получит фишку с количеством баллов, соответствующих данному вопросу.
В конце путешествия мы узнаем, кто лучший знаток сказок в нашем классе.
III. Путешествие начинается…
В мире волшебных сказок (слайд 1. Презентация)
Первая остановка “Так всё начиналось…” (слайды 2, 3)
- Какая сказка так начиналась
“А, было это, голубчики в старину,
Когда задумал дед Архип
Залезть на Луну…”.
Ответ: “Царевич Нехитёр-Немудёр” (Русская народная сказка)
“В стародавние годы, в некотором царстве…”.
Ответ: “Елена Прекрасная” (Русская народная сказка)
“Жила на свете одна женщина. Детей у неё не было. А ей очень хотелось. Вот пошла она к старой колдунье и сказала…”.
Ответ: “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен)
“Было у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. За что ни возьмётся - всё у неё выходит, всякое дело спорится”.
Ответ: “Про Ленивую и Радивую” (Русская народная сказка)
“Жил-был поп -
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару,
Посмотреть кой-какого товару”.
Ответ: А.С.Пушкин “Сказка о попе и о работнике и работнике его Балде”.
Вторая остановка “Волшебное средство” (слайды 4, 5)
- Сказка невозможна без волшебства. У каждого сказочного героя было свое волшебное средство, свой волшебный предмет.
- Что бы ты мог попросить у…
старика Хоттабыча?
Ответ: волосок из бороды из сказки Л. Лагина “Старик Хоттабыч”.
крёстной феи?
Ответ: волшебную палочку из сказки Ш.Перро “Золушка”.
Нехитёра-Немудёра?
Ответ: ковёр-самолёт из русской народной сказки “Царевич Нехитёр-Немудёр”.
девочки Жени?
Ответ: волшебный цветок из сказки В.Катаева “Цветик-семицветик”.
Алладин? Ответ: волшебную лампу из иранская сказки “Алладин”.
Физминутка.
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка непростая-
Далеко не отпускает.
(Ходьба на месте)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
Другой-вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Свежим воздухом дышать.
По лужайкам погулять.
Путешествие продолжается.
Остановка третья “Удивительные превращения” (слайды 6, 7)
Ответьте на вопрос:
- В кого превращались или были заколдованы.
1. Карета, лошади, кучер.
Ответ: в тыкву, мышей, крысу. Сказка Ш.Перро “Золушка”
2. Айога.
Ответ: в гуся. Нанайская сказка “Айога”.
3. Снегурочка.
Ответ: в облачко. Русская народная сказка “Снегурочка”.
4. Князь Гвидон.
Ответ: в комара, муху, шмеля. Сказка А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане..”.
5. Птицы, которых выпустил старик-годовик из рукава.
Ответ: 4 времени года из сказки В.И.Даля “Старик-годовик”.
Остановка четвёртая “Бюро находок” (слайды8, 9)
Ответьте на вопрос:
- Кто мог это потерять?
1. Зеркальце.
Ответ: злая мачеха из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне…”.
2. Хрустальную туфельку.
Ответ: Золушка из сказки Ш. Перро “Золушка”.
3. Скорлупу грецкого ореха.
Ответ: Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена “Дюймовочка”.
4. Золотое яичко.
Ответ: Курочка Ряба из русской народной сказки “Курочка Ряба”.
5. Ковёр-самолёт Ответ: Старик Хоттабыч из сказки Л. Лагина “Старик Хоттабыч”.
IV. Награждение знатоков сказок (слайд 10)
Наше путешествие подходит к концу. Кто же лучший знаток сказок в классе? Для этого посчитаем жетоны и узнаем.
V. Итог урока
Очень хорошо, что все вы любите сказки, знаете их. Но ещё много сказок, непрочитанных вами, которые предстоит прочитать.
- Зачем нужно читать сказки?
- Какие бывают сказки?
- Чему учат сказки?
- Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое всегда побеждает)
Ребята!
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.