Цели урока: диагностика уровня усвоения знаний и умений умножения многочленов.
Задачи урока:
- образовательные: закрепление умений и навыков умножения многочленов, применять навыки к преобразованию целых выражений, использовать способы преобразования многочленов для доказательства тождеств;
- развитию мышления, речи, внимания;
- воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, организованности.
Оборудование: карточки с заданиями, учетные карточки.
Тнп урока: открытый тематический зачет.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс разбит на группы по 5 человек, в каждой группе из числа наиболее подготовленных учащихся выбираются консультанты. Они помогают учителю оценивать знания учащихся своей группы. Консультанты фиксируют в учетных карточках отметки за выполнение учениками каждого задания.
II. Теоретическая часть.
Учащиеся получают карточки с заданиями для повторения основных понятий и определений. Консультанты в своих группах выслушивают ответы и заносят отметки в оценочный лист.
Теоретическая часть оценивается по количеству положительных ответов. Максимальное число вопросов равно 5. За каждый правильный ответ ставится один балл. Учащиеся сами выбирают себе вопросы. Можно проводить такую работу в парах.
Вопросы для повторения:
- Дайте определение многочлена.
- Что называется степенью многочлена? Приведите пример многочлена третьей степени.
- Сформулируйте правило умножения одночлена на многочлен.
- Какое преобразование называют разложением многочлена на множители?
- Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?
- Сформулируйте правило умножения многочлена на многочлен.
- Какое равенство называется тождеством? Приведите пример тождества.
- Сформулируйте свойство„позволяющее находить произведение степеней с одинаковыми основаниями.
- Какие слагаемые называются подобными? Как сложить подобные слагаемые?
III. Выполнение работы.
Ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. Задания готовятся двух видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные, выполнение которых вместе с основными необходимо для получения хорошей или отличной отметки. Задания № 1, 2, относятся к основным, № 4, 5 — к дополнительным.
Вариант 1.
1. Выполните умножение:
а) (х — 1) (2х + 6 ) в) (х2 + 2х) (4х — 2)
б) (5х — 3у) (2х — у) г) (а — 3) (а2 — 4а + 5)
2. Упростите выражение: — 0,5х (4х2 – 1) (3х2 + 6)
3. Разложите на множители:
а) ав – 8а – вх + 8х
б) ав – 2в + 3а – 6
4. Докажите, что значение выражения не зависит от переменной х:
(х — 5) (х — 8) — (х + 4) (х — 1)
5. Решите уравнение:
12 — х (х — 3) = (6 — х) (х — 2)
Вариант 2.
1.Выполните умножение:
а) (7у — 4) (2у +3)
б) (а2 — 3а + 4) (а — 5)
в) (1 — 3а) (2а + 1)
г) (2х + 3у) (х — 6у)
2. Упростите выражение: х2 (х + 3) (х — 4)
3. Разложите на множители:
a) 2в (а + 5в) — 3(а + 5в)
б) mn — mk + xk — xn
4. Докажите тождество: ах — у + х — ау = (х — у) (а + 1)
5. Разложите на множители трехчлен: х2 — 5х + 4
Вариант 3
1.Выполните умножение:
а) (у — 4) (у + 8)
б) (а2 — а — 3) (а + 2)
в) (3x2 — 1) (2х + 1)
г) (3а — 2 в) (2а — 3в)
2. Упростите выражение: 5m(m — n ) (m + 3n)
3. Разложите на множители:
а) 2k (3k — 4) + (3k — 4 )
б) 3с (х — у ) — х (у — х)
4. При каком значении х равны значения следующих выражений:
(3х + 5)(4х — 1) и (6х — 3)(2x + 7)
5. Решите задачу.
Клумба прямоугольной формы окружена дорожкой, ширина которой 1 м. Площадь дорожки 26 м2. Найдите стороны клумбы, если одна из них на 5 м больше другой.
1.Выполните умножение:
а) (а – 4 ) (а – 2)
б) (3х + 1) (5х — 6)
в) (3y – 2с) (у + 6с)
г) ( в + 3) (в2 + 2в — 2)
2.Упростите выражение 0,2у (5у2 — 1) (2у2 + 1)
3. Разложите на множители:
а) 2х (а — в) + а ( а — в)
б) 3х + 3у + вх + ву
4. Представьте многочлен в виде произведения:
а) 3х — ху — 3у + у2;
б) ах — ау + су — сх — х + у.
5. Решите задачу.
Из квадратного листа фанеры вырезали прямоугольную дощечку, одна из сторон которой на 2 см, другая на 3 см меньше стороны квадрата. Найдите сторону квадратного листа, если его площадь на 24 см2 больше площади получившейся дощечки.
IV. Проверка выполнении заданий.
Учитель проверяет и оценивает знания консультантов, а затем выборочно из разных групп проверяет работы учащихся, справившихся с основными заданиями и приступивших к выполнению дополнительных заданий.
Консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах.
Консультанты выставляют оценки за каждое выполненное задание в учетные карточки и отдают четные карточки учителю.
V. Итоги урока.
Учитель на основе выставленных оценок выводит итоговые оценки каждом», ученику и подводит итоги зачета.
Vl. Рефлексия.
На столах у учащихся лежат сигнальные карточки двух цветов — красного и синего. Если учащимся понравился этот урок, то они должны поднять карточки красного цвета. Если же урок не понравился, то поднять карточки синего цвета.
VII. Домашнее задание.
п. 29, 30 учебника
Подготовиться к контрольной работе.
Выполнить № 681 (а, в); № 685 (в); № 710 (а, в)
Образец учетной карточки
Ф. И. |
Теоретическая часть |
Обязательная часть |
Дополнительная часть |
|||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
||
Иванов С. |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Итог: «4»
Литература:
- Учебник «Алгебра» 7 класс. Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др., под редакцией С.А. Теляковского. М., Просвещение, 2009 г.
- Дидактические материалы по алгебре 7 класс. Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Кузнецова. М. Просвещение, 2009 г.
- Дидактические материалы к урокам алгебры авторы: И. С. Асташкина, О. А. Бубличенко. - Ростов/нД: Феникс, 2003. (Серия «Школа радости»)
- Уроки алгебры 7 класс. Авторы В. И. Жохов, Л. В. Крайнева. М. Просвещение, 2007 г.