Путешествие в царство Берендея

Разделы: Начальная школа


Праздник начинается музыкой “Не дразните собак”. Ребята под музыку входят в зал.

Ведущий.

Три клада у природы есть:
земля, вода и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда,
Все возродиться снова.
Но если…
Впрочем в наш жестокий век
Понятно всем,
Что это “если” значит.
О, Человек!
Природа мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет
Ни росных трав, ни голубых озёр.
Цени (её) доверие Природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм, под мраморные своды.

Вбегает почтальон, кричит: “Телеграмма, телеграмма!”. Подбегает к ведущему: “Еле нашёл Вас. Примите и распишитесь”.

Ведущий. Нам телеграмма?

Почтальон. Это школа №28? 2 класс “Г”? Все правильно, вам.

Ведущий. Спасибо.

Почтальон уходит

Ведущий. Давайте прочтём. Что же делать? Ведь у нас другие планы. Ребята, пойдем или нет? Но как же мы найдем царя Берендея? Где он живет? Как вы думаете? А что такое лес?

Дети отвечают.

Ведущий. Молодцы, ребята. Берендей живет в своем царстве. А у каждого царства свои законы. Давайте вспомним законы леса.

Дети повторяют правила поведения в лесу.

Ведущий. Ну вот, теперь можно и в путь.

(Звучит музыка, раздвигается занавес)

Из зала выходит ученик и, обращаясь к лесу, читает стихотворение.

Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой. Не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Ведущий. Мы с вами на опушке леса. Посмотрите, какие красивые деревья, цветы. А вот и хозяева леса.

Выходит цветок – КОЛОКОЛЬЧИК.

Колокольчик. Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли в лес. Лесные жители надеются, что вы будете нашими добрыми друзьями.

Ведущий. Колокольчик, ребята не обидят лесных жителей, они идут в гости к Берендею.

Колокольчик. А чтобы идти дальше вам нужно выполнить задание. Готовы к испытанию? Тогда ответьте на вопросы:

  • Из чего в лесу можно приготовить чай?
  • Какое растение вам поможет, если вы поранились в лесу?

Молодцы, ребята. Я сейчас буду показывать знаки. А вы расскажите, что они обозначают (Показывает природоохранные знаки)

А теперь отгадайте загадку:
На весь лес она стрекочет
Рассказать всем новость хочет.
Эта птица белобока и зовут ее (Сорока)

Колокольчик уходит, вместо него появляется Сорока.

Сорока. Здравствуйте. Дети. Я слышала. Что вы меня звали. Вот я здесь. Надеюсь, что вы мне поможете выпустить птиц из клеток. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопросы.

  1. Как называется птица?
  2. Где она живет?
  3. Чем питается?
  4. Какую пользу приносит?

(Сорока показывает рисунки птиц, выслушивает ответы детей)

Рисунки птиц закрыты сетью из тонких полосок бумаги, но птиц видно хорошо.

Сорока. А кто из вас больше всех знает названий птиц. Вы будете называть их по очереди, и тот, кто назовет последним, будет знатоком птиц.

Дети называют, победитель получает награду.

Сорока. А можете ли вы назвать самую маленькую птичку в наших лесах? (Королек)

Назовите птицу, у которой в конце зимы появляются птенцы. (Клест)

Молодцы, ребята. Хорошо знаете название пернатых жителей.

Ведущий. Уважаемая Сорока, поиграй вместе с нами. Я буду называть место, где живет зверь или птица. Если я буду говорить неправильно вы встаете и говорите “Нет”, если я скажу верно, то вы сидите на месте и говорите Да”. Итак.

Еж живет в дупле \нет\
Воробей в реке \нет\
Кошка в доме \да\
Рыба на цветке \нет\
Заяц в конуре \нет\
Собака на дереве \нет\
Дятел на крыше \нет\
Белка в дупле \да\
Сорока в гнезде \да\

Сорока. Отгадайте загадку.

Маленький, удаленький.
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. \Гриб\

Выходит Мухомор, а Сорока улетает за ширму

Мухомор. Все называют меня вредным грибом. Как часто человек, проходя по лесу, пинает либо сшибает палкой мухоморы или другие грибы, которые не съедобны или не особенно вкусны для человека. Поступать так – значит не уважать лес. А если говорить про меня – мухомора, то надо отметить, что я помогаю расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Кроме того, мной питаются сороки, белки, лоси. А кто из вас знает, почему меня так называют?

Выслушивает ответы детей.

Мухомор. Но вы должны знать и о других грибах. Сейчас я это проверю. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте (показывает по таблице грибы).

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь я …\Подосиновик\

Не спорю, не белый. Я братцы попроще…
Расту я обычно в березовой роще. \Подберезовик\

Нет грибов дружней, чем эти. Знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу как веснушки на носу. \Опята\

Молодцы, грибы вы хорошо знаете.

А у кого хвост пушистый, мех золотистый?
В лесу живет, в деревнях кур крадет. \Лиса\

На сцену выбегает лиса. Мухомор уходит.

Лиса. Ой, кто это у нас в лесу шумит? Кто пугает зверей и птиц? Это вы, ребята, забыли закон леса о тишине. И нарушили покой многих лесных жителей. Можно не разоряя птичьих гнезд, не убивая лягушек и жаб, не ловя бабочек и стрекоз все - равно приносить животным большой вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям, то ты беспокоишь животных. Будьте аккуратней и внимательны в лесу.

Лиса.

Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.
Горбоносый, длинноногий великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить. Знайте это….\Лось\

Он как елка, весь в иголках. Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий, обижать его не смей.
Он в лесу живет, но вхож и в сады, отважный…\Еж\

В сосне дупло
В дупле тепло
В кто в дупле
Живет в тепле? \Белка\

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой \Медведь\

Лиса. Молодцы, ребята. Узнали медведя. Он очень любит зимнюю тишину. А оберегает покой всех лесных жителей царь Берендей.

Того, кто в лес войдет как враг
Затем, чтоб гнезда разорять,
Заманит он в глухой овраг
И станет ветками хлестать.
Но если ты придешь как друг,
Все будет радостно вокруг.
И много сказочных идей
Тебе предложит Берендей.

Выходит Берендей.

Берендей. Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я думаю, что вы знаете, как вести себя в лесу. Зверюшек не обижать, деревья не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. Но будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь всего 3-4 цветка или бабочку поймаешь одну-единственную?

Ответы детей.

Берендей. Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленький рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще – что же станет с природой?

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи , цвели цветы, пели птицы.

Ведущий. Царь Берендей, а что это у тебя за книга?

Берендей. Это у меня жалобная книга Природы. Вот, возьмите её и прочитайте жалобы. Пусть ребята ответят от кого эти жалобы и верны ли они.

Ведущий читает жалобы и разбирает их с ребятами \кассета\.

Берендей хвалит ребят.

Ведущий. Царь Берендей, ребята подготовили для тебя сценку “Некрасивая елка” (в переводе Пермяк Е.)

Берендей. С удовольствием посмотрю.

Идет спектакль “Некрасивая елка” (Г.Х. Андерсен).

Ведущий. Царь Берендей, а ребята еще приготовили выставку рисунков, поделки. Ребята старались помочь природе. А помочь и полюбить природу им помогали книги. Они много читали о животных и растениях.

Берендей. Вот я сейчас в своей волшебной книге посмотрю. (открывает книгу)

Молодцы, ваши ребята. Осенью они собирали корм для птиц. Животных они не обижали. Провели операцию “Кормушка”. Развесили 15 птичьих столовых. Вижу, что вы много знаете о жизни леса, птиц, растений. Теперь вы будете моими хорошими помощниками. А чтобы я всегда мог видеть моих помощников, я вручу вам отличительные знаки.

Берендей вручает значки вместе со своей свитой.

Беренде. А еще я подарю вам свою волшебную книгу. В этой книге есть законы леса, о которых мы сегодня много говорили.

Ведущий. Ребята, давайте еще раз повторим законы леса (повторяют).

Берендей. Если вы будете выполнять эти законы, то для меня вы всегда будете желанными гостями.

Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай.
Не обижай ни птахи, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы. Леса, простор полей –
Всё, что зовется Родиной твоей!

Звучит музыка. Занавес закрывается.

Ведущй. Вот и закончилось наше необыкновенное путешествие.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Давайте все вместе споем песню.

Под музыку дети уходят.