Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые)».
Задачи:
- формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки;
- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать внимание, мышление, речь учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, давайте улыбнёмся. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
2. Чистописание
– Как-то в прекрасную страну Грамматика прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал.
а о и е я аоиея___________________________________________
@ и @ и ___________________________________________
– Запишите красиво буквы в тетрадь.
Повторите до конца строчки.
– Как вы думаете, почему в минутке чистописания
буквы расположились на двух строчках?
– Чтобы расколдовать буквы нам придется
потрудиться.
Отгадайте загадку:
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
Учитель пишет слово сова на доске, а учащиеся пишут в тетрадь.
Следующая загадка:
Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е». (Коза)
Учитель пишет слово коза на доске, а учащиеся пишут в тетради, например:
сова коза
3. Повторение и постановка учебной задачи
– Сравните записанные слова по
произношению и написанию. Чем они похожи? (Ударение
падает на 2-й слог, безударный гласный звук [а])
Чем отличаются? (В первом слоге слышится
звук а, а пишется буква о).
– Какое правило нужно знать, чтобы правильно
записать эти слова? (Повторение ранее
изученного правила)
– Сегодня мы узнаем, ещё один способ проверки и
будем учиться грамотно писать.
Рабочая тетрадь по русскому языку с.6 №4
– Назовите вслух предметы, изображенные на картинках. (Учитель открывает заранее написанные слова)
шк . фы ст . лы м . чи сл . ды л . сты
– Обозначь ударение в словах под
картинками. Назови безударные гласные звуки.
– Устно подбери слова и назови корень.
– Назови те слова, в корне которых слышатся
похожие безударные гласные звуки.
– Одинаково ли будут обозначаться эти похожие
звуки буквами на письме?
– Вы предложили разные варианты написания этих
слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой.
Посмотрите, как пишутся эти слова.
Запись на доске открывается:
шкафы столы мячи следы листы
– Если мы научимся грамотно писать, то спасем наши буквы от злого волшебника.
Рабочая тетрадь по русскому языку с.6 №6
– Выпишите из слов, которые на доске, безударную гласную в схему. Устно подберите проверочные слова и укажите на схеме буквы, которыми эти звуки могут обозначаться на письме.
Рабочая тетрадь по русскому языку с.7-8 №7 (заполнение таблицы)
– Как узнать орфограмму «Безударные
гласные в корне слова»? Что мы слышим и видим,
если в слове есть эта орфограмма?
– Почему в таблице есть и Ушастик и Глазастик?
(Потому что на слух можно услышать звук, а
глазами увидеть букву для обозначения и её
записать).
– Что должны понять?
4. Физкультминутка для глаз «Раскрашивание»
– Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
5. Наблюдение над языковым материалом (подготовка к усвоению правила)
– Нам придётся расколдовать гласные
буквы и пройти испытания.
– Прочитайте слова вслух.
л.сок в.терок м.ряк зв.нок гр.бной
Слова написаны заранее на доске, но закрыты.
– Назовите безударные звуки в словах.
Учащиеся называют звуки, а учитель записывает их на доске:
[и] [и], [а], [а], [и]
– Как вы думаете, будут ли одинаково обозначаться эти похожие звуки буквами на письме? (Учащиеся могут предложить разные варианты ответов).
– Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.
Запись на доске открывается.
лесок ветерок моряк звонок грибной
– Какие безударные гласные звуки вы
услышали? ([и], [а]).
– Какими буквами обозначается? Учитель
записывает.
[и] [а]
е и я а о
– А где в слове находится безударный гласный звук?
Учитель записывает. (В корне)
– Попытайтесь сами сформулировать правило о правописании безударных гласных в корне слова.
Учитель выслушивает ответы 2-3 учащихся.
6. Работа над формулировкой правила
А) – Прочитайте правило в учебнике на
с.148. (Безударный гласный в корне проверяй
ударным. Для этого измени слово или подбери
однокоренное).
– Как можно назвать новую орфограмму и правило?
(Орфограмма «Буквы для обозначения безударных
гласных в корне слова», правило «Правописание
безударных гласных в корне слова»).
Б) Работа по составлению алгоритма.
– Какой признак поможет обнаруживать её
в словах на слух? (Безударные гласные звуки [и],
[а] или похожие на них).
– А что нужно знать ещё? (Безударные гласные
звуки обозначаются буквами: а, о, е, и, я)
– Верно. Это первый признак орфограммы.
– Какой ещё признак орфограммы необходимо
помнить? (Место в слове).
– Правильно. Это второй признак орфограммы.
По ходу анализа признаков орфограммы учитель записывает их на доске или открывает заранее подготовленную запись:
Признаки орфограммы
1.
2. Место в слове – в корне
Если есть возможность, то можно посмотреть мультфильм «Безударные гласные в корне»
– Составим алгоритм работы по правилу «Правописание безударных гласных в корне слова».
1) Произношу слово и слышу безударный
гласный звук [и] или [а].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с
ударным гласным в корне.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном
слове.
7. Физкультминутка «Зимняя зарядка»
(следить за положением туловища и рук)
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
8. Упражнения в применении правила
а). Задание на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие).
– Сейчас будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух. Послушайте слова. Если в них есть новая орфограмма, то вы делаете хлопок руками, а если нет, то топните один раз ногой.
Учитель читает слова: пила, вилка, молоко, пятнистый, полевой, ходить, окно, лесок.
б) А теперь задание сложнее. Я буду диктовать слова, а вы записывайте только те, в которых есть новая орфограмма.
Учитель диктует слова: полёт, цветок,
ночник, ночь, весело, камнями.
После выполнения задания осуществляется
проверка. Учащиеся читают вслух выписанные
слова, объясняют их написание, опираясь на
признаки орфограммы. Обоснование написания
может звучать следующим образом: « В слово цветок
есть орфограмма «Буквы для обозначения
безударных гласных в корне слова», так как
безударный гласный стоит в корне слова.
Проверочное слово цветик. Пишу букву е ».
1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Подбираю однокоренные слова: цветок – цвет, цветик, цветочки. Безударный гласный звук [и] находится в корне слова.
3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне цветок – цветик.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове (е).
– Почему не выписали слова полёт? (Первый
признак орфограммы есть, а второй отсутствуют).
– Почему не выписали слово ночь? (Нет
первого признака).
в) Рабочая тетрадь по русскому языку с.10 №10 (работа в парах)
– Объясни соседу, почему в отмеченных тобой словах нет орфограммы. ( пользуясь признаками орфограммы).
г) Работа по учебнику с. 149 №312
– Прочитайте задание.
– Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Обозначь ударение. Выдели корень. (Обозначь новую
орфограмму). Объясняй по алгоритму.
Зверь – зв.рьки, …
Обоснование написания может звучать следующим образом: «Слово зверьки с безударным гласным в корне слова».
1) Произношу слово и слышу безударный
гласный звук [и].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
Подбираю однокоренные слова. Безударный гласный
звук [и] находится в корне слова.
3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с
ударным гласным в корне зверь – зверьки.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном
слове (е).
Дополнительное задание для тех, кто справится раньше других – запиши предложение, которое ты составил устно в тетрадь и найдите в нём слова с новой орфограммой, обозначьте её.
9. Домашнее задание
Правило на с.148; упр. №313.
– Прочитайте задание к упражнению. С чего начнёте выполнение задания? Что сделаете потом?
10. Обобщение
– Мы с вами успешно прошли все
испытания, расколдовали буквы и научились
грамотно писать.
– С какой орфограммой познакомились на уроке?
– По каким признакам можно обнаружить эту
орфограмму?
11. Рефлексия
– У вас есть листочек, на котором нарисованы ступеньки. Оцените свою работу на уроке.
– На какую ступеньку вы себя поставите?
А или И ______
______
______
Литература:
1. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 100
загадок. Популярное пособие для родителей и
педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Исаева С.А. Физкультурные минутки в
начальной школе: Практическое пособие. – М.:
Айрис-пресс, 2003.
3. Савельева Л.В. Учёт опознавательных
признаков орфограмм в процессе их изучения //
Начальная школа, 1999, №12.
4. Савельева Л.В. Условия формирования
орфографических знаний и умений в начальной
школе. ( Развивающее языковое образование в
современной начальной школе. Под ред. Т. Г.
Рамзаевой – СПб.: Специальная Литература, 2009)
5. Савельева Л.В. Открываю секреты
правописания. Звуки, буквы, части слова и
орфограммы: Рабочая тетрадь по русскому языку. –
М.: ООО «Кирилл и Мефодий», СПб.: Дрофа, 2007.
6. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2
класса четырёхлетней начальной школы. – М.:
Просвещение.