Конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые)».

Задачи:

  • формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки;
  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать внимание, мышление, речь учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята, давайте улыбнёмся. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

2. Чистописание

– Как-то в прекрасную страну Грамматика прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал.

а о и е я   аоиея___________________________________________
@ и @ и            ___________________________________________

– Запишите красиво буквы в тетрадь. Повторите до конца строчки.
– Как вы думаете, почему в минутке чистописания буквы расположились на двух строчках?
– Чтобы расколдовать буквы нам придется потрудиться.

Отгадайте загадку:

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

Учитель пишет слово сова на доске, а учащиеся пишут в тетрадь.

Следующая загадка:

Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е». (Коза)

Учитель пишет слово коза на доске, а учащиеся пишут в тетради, например:

сова    коза

3. Повторение и постановка учебной задачи

– Сравните записанные слова по произношению и  написанию. Чем они похожи? (Ударение падает на 2-й слог, безударный гласный звук [а])  Чем отличаются?  (В первом слоге слышится звук а, а пишется буква о).
–  Какое правило нужно знать, чтобы правильно записать эти слова? (Повторение ранее изученного правила)
– Сегодня мы узнаем, ещё один способ проверки и будем учиться грамотно писать.

Рабочая тетрадь по русскому языку с.6 №4

–  Назовите вслух предметы, изображенные на картинках. (Учитель открывает заранее написанные слова)

шк . фы    ст . лы    м . чи    сл . ды    л . сты

– Обозначь ударение в словах под картинками. Назови безударные гласные звуки.
– Устно подбери слова и назови корень. 
– Назови те слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки.
– Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки буквами на письме?
– Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.

Запись на доске открывается:

шкафы    столы    мячи    следы    листы

– Если мы научимся грамотно писать, то спасем наши буквы от злого волшебника.

Рабочая тетрадь по русскому языку с.6 №6

–  Выпишите из слов, которые на доске, безударную гласную в схему. Устно подберите проверочные слова и укажите на схеме буквы, которыми эти звуки могут обозначаться на письме.

Рабочая тетрадь по русскому языку с.7-8 №7 (заполнение таблицы)

–  Как узнать орфограмму «Безударные гласные в корне слова»? Что мы слышим и видим, если в слове есть эта орфограмма?
–  Почему в таблице есть и Ушастик и Глазастик? (Потому что на слух можно услышать звук, а глазами увидеть букву для обозначения и её записать).
–  Что должны понять?

4. Физкультминутка для глаз «Раскрашивание»

– Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

 5. Наблюдение над языковым материалом (подготовка к усвоению правила)

– Нам придётся расколдовать гласные буквы и пройти испытания.
– Прочитайте слова вслух.

л.сок     в.терок     м.ряк    зв.нок   гр.бной

Слова написаны заранее на доске, но закрыты.

– Назовите безударные звуки в словах.

Учащиеся называют звуки, а учитель записывает их на доске:

[и]          [и],          [а],             [а],         [и]

–  Как вы думаете, будут ли одинаково обозначаться эти похожие звуки буквами на письме? (Учащиеся могут предложить разные варианты ответов).

– Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.

Запись на доске открывается.

лесок     ветерок     моряк    звонок   грибной

– Какие безударные гласные звуки вы услышали? ([и], [а]).
– Какими буквами обозначается? Учитель записывает.

     [и]                                                                   [а]
е      и      я                                                      а           о

– А где в слове находится безударный гласный звук?

Учитель записывает. (В корне)

– Попытайтесь сами сформулировать правило о правописании безударных гласных в корне слова.

Учитель выслушивает ответы 2-3 учащихся.

6. Работа над формулировкой правила

А) – Прочитайте правило в учебнике на с.148. (Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное).
– Как можно назвать новую орфограмму и правило? (Орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», правило «Правописание безударных гласных в корне слова»).

Б) Работа по составлению алгоритма.

– Какой признак поможет обнаруживать её в словах на слух? (Безударные гласные звуки [и], [а]  или похожие на них).
– А что нужно знать ещё? (Безударные гласные звуки обозначаются буквами: а, о, е, и,  я)
– Верно. Это первый признак орфограммы.
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (Место в слове).
– Правильно. Это второй признак орфограммы.

По ходу анализа признаков орфограммы учитель записывает их на доске или открывает заранее подготовленную запись:

Признаки орфограммы

1.     

2. Место в слове – в корне

Если есть возможность, то можно посмотреть мультфильм «Безударные гласные в корне»

– Составим алгоритм работы по правилу «Правописание безударных гласных в корне слова».

1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и] или [а].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

7. Физкультминутка «Зимняя зарядка»

(следить за положением туловища и рук)

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.

 8. Упражнения в применении правила

а). Задание на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие).

– Сейчас будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух. Послушайте слова. Если в них есть новая орфограмма, то вы делаете хлопок руками, а если нет, то топните один раз ногой.

Учитель читает слова: пила, вилка, молоко, пятнистый, полевой, ходить, окно, лесок.

б) А теперь задание сложнее. Я буду диктовать слова, а вы записывайте только те, в которых есть новая орфограмма.

Учитель диктует слова: полёт, цветок, ночник, ночь, весело, камнями.
После выполнения задания осуществляется проверка. Учащиеся читают вслух выписанные слова, объясняют их написание, опираясь на признаки орфограммы. Обоснование написания может звучать следующим образом: « В слово цветок есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», так как  безударный гласный стоит в корне слова. Проверочное слово цветик. Пишу букву е ».

1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и].

2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Подбираю однокоренные слова: цветок – цвет, цветик, цветочки. Безударный гласный звук [и] находится в корне слова.

3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне цветок – цветик.

4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове (е).

– Почему не выписали слова полёт? (Первый признак орфограммы есть, а второй отсутствуют).
– Почему не выписали слово ночь? (Нет первого признака).

в) Рабочая тетрадь по русскому языку с.10 №10 (работа в парах)

–  Объясни соседу, почему в отмеченных тобой словах нет орфограммы. ( пользуясь признаками орфограммы).

г) Работа по учебнику с. 149 №312

–  Прочитайте задание.
–  Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначь ударение. Выдели корень. (Обозначь новую орфограмму). Объясняй по алгоритму.

Зверь – зв.рьки, …

Обоснование написания может звучать следующим образом: «Слово зверьки с безударным гласным в корне слова».

1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Подбираю однокоренные слова. Безударный гласный звук [и] находится в корне слова.
3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне зверь – зверьки.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове (е).

Дополнительное задание для тех, кто справится раньше других – запиши предложение, которое ты составил устно в тетрадь и найдите в нём слова с новой орфограммой, обозначьте её.

9. Домашнее задание

Правило на с.148; упр. №313.

– Прочитайте задание к упражнению. С чего начнёте выполнение задания? Что сделаете потом?

10. Обобщение

– Мы с вами успешно прошли все испытания, расколдовали буквы и научились грамотно писать.
– С какой орфограммой познакомились на уроке?
– По каким признакам можно обнаружить эту орфограмму?

11. Рефлексия

– У вас есть листочек, на котором нарисованы ступеньки. Оцените свою работу на уроке.

– На какую ступеньку вы себя поставите?

А или И    ______
                        ______
                                 ______

Литература:

1. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. –  М.: Айрис-пресс, 2003.
3. Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа, 1999, №12.
4. Савельева Л.В. Условия формирования орфографических знаний и умений в начальной школе. ( Развивающее языковое образование в современной начальной школе. Под ред. Т. Г. Рамзаевой – СПб.: Специальная Литература, 2009)
5. Савельева Л.В. Открываю секреты правописания. Звуки, буквы, части слова и орфограммы: Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», СПб.: Дрофа, 2007.
6. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение.