Цели урока:
- Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов. Обобщить знания с историей герба родной республики и улуса. Воспитывать чувства патриотизма.
- Сформировать навыки составления композиции герба, цветоведения.
- Развивать эстетический вкус.
Зрительный ряд: слайды и репродукции гербов, флагов, символов России, республики, улуса.
Работы учащихся, учебная таблица.
Оборудование: материал и приспособления для аппликационных работ, альбом, карандаш, цветные карандаши.
Создать ситуацию, при которой ученик сам бы ответил на вопросы. Его ответ может быть другое, чем учителя или ученика, но он чувствует гордость за самостоятельно найденный ответ.
- Знает
- Понимает
- применяет
Построения занятия, выбор темы, основной проблемы опирается на принципы концепции личностно- деятельностного подхода в обучении, активизирует внутренний мир ребенка, учить находить мотив и включать в деятельность. В технологии центральное место занимает личностная ситуация, стимулирующая постановку вопросов, а затем индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений.
Тип урока: комбинированный.
- Организационный момент.
- Формирование новых знаний.
- Самостоятельная работа.
- Анализ работ.
2. Формирование новых знаний.
Из истории возникновения геральдики.
В середине века в Европе появилось новое искусство и наука-геральдика. Это наука составляла гербы городов, государств. Герб- это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Представители –знатные рыцари, они устраивали турниры. У них был свой личный герб. Людей занимающих геральдикой называли герольдами.
Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Форма герба имела разнообразную форму, основная форма- треугольник- она повторяла форму щита. Поверхность была одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета- геральдические фигуры. Цвета имеют символическое значение: золотой- символ богатства, чистота; серебро-символ невинности и чистоты; темно-красный- символ любви, смелости; голубой- символ красоты и величья; зеленый- символ изобилия и надежды; пурпурный- могущество; черный- мудрость и печаль. Композиция- на поле составлялось из негеральдических фигур- изображение человека, животных, растений, кораблей, предметов быта, фантастических животных и. т.д. Они имели свое значение: дуб, медведь-сила; факел, раскрытая книга-знание; пчела-трудолюбие; дракон-могущество; рука в перчатке -храбрость. Композиция герба была симметрична. В центре герба помещалось самая важная информация и называлось щит. Герб украшали ленты с девизом. Девиз-это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.
Герб Российской Федерации- красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы закруглены, а конечность заострена. На щите -золотой двухглавый орел. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними большая корона, они соединены лентами. В правой лапе орла- скипетр, а в левой –держава. На груди орла всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня- опрокинутый черный дракон. В руке всадника копье, которым поражает дракона.
Флаг России- это полотнище прямоугольной формы из трех полос: верхней- белого, средней- синего, нижней- красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально. для государственного флага соблюдается отношение ширины полотнища к его длине, как 2:3.
Российский Государственный герб появился в 1497г.при правительстве Иван Третий повелел изобразить двухглавого орла- знак императорской власти на своей печати. От этой печати ведет начало русский Государственный герб.
Герб и флаг Российской Федерации.
Герб и флаг Республики Саха (Якутия)
Герб Якутии представляет собой круг, в центре помещено изображение древнего всадника со знаменем (наскальный рисунок с реки Лена), на фоне солнечного диска-щита, обрамленного традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур. Солнце серебристого цвета, всадник- темно- красного, обрамление темно- голубого, орнамент-белого. (из истории и значения наскального рисунка-всадника, показ на слайде).Семь ромбических кристаллов ограненного алмаза означают единства издавна проживающих на территории Якутии народов: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров.
Авторы герба РС(Я)
Осипов Афанасий Николаевич (1928 года рожд.) - живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии России имени И. Е.Репина, заслуженный деятель искусств РС(Я), действительный член Российской .Академии художеств. Член Союза художников РФ.
Парников Василий Семенович (1935 года рожд.) - график, заслуженный деятель искусств РС(Я). Член Союза художников РФ.
Игнатьев Владимир Никифорович (1948 года рожд.) - график, дизайнер.
Потапов Иннокентий Афанасьевич (1932 года рожд.) - искусствовед, канд. искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РС(Я) имени П.А.Ойунского, член-корреспондент Российской Академии художеств. Член Союза художников РФ.
Флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех разновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов . Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы. Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов. Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха. Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса. Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".
Авторы флага:
Слепцова Людмила Даниловна (1942 года рожд.) - живописец, заслуженный деятель искусств РС(Я). Член Союза художников РФ.
Старостин Михаил Гаврилович (1959 года рожд.) - график, дизайнер. Член Союза художников РФ.
Захарова Айина Петровна (1973 года рожд.) - живописец, студентка Якутского художественного учил
Герб Хангаласского улуса
Автор герба: Федоров Прокопий Ефимович
Описание:
Геральдическое описание гласит: «В лазоревом поле золотой орел с распростертыми крыльями, сидящий на вершине древа жизни «Аал-Луук масс. Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)». Наскальный рисунок фигуры древнего человека (из местности «Суруктаах хайа») подчеркивает глубокие корни хангалассцев, а птица похожая на фигуру орла это – тотем Хангаласского улуса. Кроме того, орел, символизирует содружество двух наций. В XVII веке с изображением орла на гербе русские землепроходцы прибыли на хангаласскую землю, а хангалассцы в свою очередь, орла почитали как своего ангела-хранителя и считали его своим тотемом. Представители этих двух народов давно и неразрывно объединены кровными узами и составляют нынешнее население Хангаласского улуса как одно целое. Алмазы в особой стилизации, аналогичной их стилизации в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия).
Практическая работа: групповая работа по 3-4 ученика в группе.
Задание - выполнить композицию герба родного села.
Материал - цветная бумага, клей ножницы, эскиз на формате А3.
Задание на дом - разработать эскиз герба класса.
На данном уроке применяется следующее: - чередование индивидуальной и коллективной работы, создающей атмосферу взаимопонимания; сотрудничества; повышенный уровень коммуникативной культуры. Дети познают предметное содержание в совместной деятельности в диалогическом общении. Возникают переживания, направляющие деятельность. Эти переживания выражают личностный смысл событий, помогают осознать изучаемый материал, переосмыслить, выработать знания, которые становятся органичной «частью» личности. В такой технологии в центре оказывается личность ученика.
Построения занятия, выбор темы, основной проблемы опирается на принципы концепции личностно- деятельного подхода в обучении, активизировать внутренний мир ребенка, найти мотив и включить в деятельность. В технологии центральное место занимает личностная ситуация, стимулирующая постановку вопросов, а затем индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений.