Цели урока:
- формирование знаний о правилах сложения и вычитания десятичных дробей и умения применять их в простейших случаях;
- развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитные доски для учащихся, индивидуальные разноуровневые карточки.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Активизация ранее полученных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление изученного материала.
5. Тест.
6. Постановка домашнего задания.
7. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверяется готовность класса к уроку. Отмечается, что учащиеся недавно познакомились с понятием «десятичная дробь», научились читать и сравнивать десятичные дроби. На уроке будет рассмотрен вопрос о том, как складывать и вычитать десятичные дроби. Записывается тема урока. Слайд 1.
II. Активизация ранее полученных знаний
Коль скоро речь сегодня пойдет о десятичных дробях, давайте вспомним:
- Какие из этих дробей можно записать в виде десятичных:
Слайд 2. (Учащиеся называют дроби).
Представьте дроби в виде десятичных. (Учащиеся показывают на магнитных досках).
Еще раз вспомним, какие дроби можно записать в виде десятичных. (Ученики дают ответ).Представьте в виде десятичных дробей:
Слайд 3. (На магнитных досках учащиеся показывают записи).
- Читаем числа:
0,62; 7,321; 21,0001; 63,01246. Слайд 4.
- Вычислим устно: Слайд 5.
III. Изучение нового материала
– Ребята, а какой из приведенных
примеров касается сегодняшней темы. (Учащиеся
отвечают, что последний).
– Давайте запишем этот пример в тетрадь и
найдем сумму.
Давайте запишем этот пример в виде десятичных дробей.
9,27 + 1,14 = 10,41.
Тот же самый результат мы получим, складывая числа в столбик.
– Что мы с вами получили? (Сумму десятичных
дробей).
– Давайте проговорим, как мы это сделали. Слайд
6.
1. Записали десятичные дроби друг под другом
так, чтобы запятая была под запятой. 2. Сложили числа, не обращая внимания на запятые. 3. Поставили запятую в ответе под запятой в слагаемых. |
– Хорошо!
Ученикам предлагается найти сумму десятичных дробей, у которых разное количество цифр после запятой 6,23 + 173,3. Учащимся задается вопрос: «Как действовать в этом случае?». (Учащиеся отвечают, что в слагаемых разное количество знаков после запятой).
– Как же быть? (Нужно уравнять, дописав нуль справа у второго слагаемого).
6,32 + 173,7 = 6,32 + 173,70
А теперь можно записать числа в столбик и найти сумму.
Алгоритм сложения десятичных дробей дополняется и выглядит следующим образом:
1. Уравнять количество знаков после запятой в
десятичных дробях 2. Записали десятичные дроби друг под другом, так чтобы запятая была под запятой. 3. Сложили числа, не обращая внимания на запятые. 4. Поставили запятую в ответе под запятой в слагаемых. |
– А как найти разность двух десятичных дробей? (Точно так же).
Алгоритм дополняется и выглядит так:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно: 1. Уравнять количество знаков после запятой в десятичных дробях 2. Записали десятичные дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой. 3. Сложить (вычесть )числа, не обращая внимание на запятые. 4. Поставить запятую в ответе под запятой в десятичных дробях. |
– Итак, как сложить или вычесть десятичные дроби?
Алгоритм повторяется учащимися и появляется на экране.
IV. Первичное закрепление полученных знаний
1. Вычислим устно (примеры учащимся предлагаются на табличках, а ответы – на магнитных досках):
2. Решение упражнений.
№1213 (а, г, б), №1214 (а, д, е), №1219 (в, е, л).
Примеры решаются у доски с комментариями. Слайд 7.
V. Тест
– Итак, а сейчас мы проверим, как вы
запомнили правила сложения и вычитания
десятичных дробей.
Устно повторяется еще раз алгоритм.
Учащимся предлагаются карточки трех типов (Приложение 3)
Ответы учащиеся демонстрируют на табличках.
При успешном выполнении заданий у всех
учащихся на табличках должно быть написано
слово «плюс». Слайд 8.
VI. Подведение итогов урока
– Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
– Что не понравилось?
– Чему мы с вами научились на уроке? (Складывать
и вычитать десятичные дроби).
– Какой способ нам позволит это сделать быстро? (Сложение
и вычитание «в столбик»).
– А как это сделать?
Учащиеся проговаривают алгоритм.
VII. Постановка домашнего задания
– Пользуясь этим алгоритмом дома, вы
выполните следующие задания: № 1255 (а, г, е), №1256 (е,
з), а также ознакомитесь с пунктом
параграфом 32 учебника. Сравните алгоритм,
предложенный в учебнике, с нашим.
– Урок окончен.