Форма урока: урок с использованием информационных технологий
Тип урока:
обобщение и закрепление пройденного материалаЦели урока:
Для учителя:
- организовать работу по обобщению и систематизации знаний учащихся по теме "Логарифмические уравнения";
- осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ученика через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу.
Для учащихся:
- Обучающая - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.
- Развивающая - развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность учащихся на уроке.
- Воспитывающая - воспитание познавательной активности, формирование положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности.
Используемые программы:
- Microsoft Word,
- Miсrosoft PowerPoint,
- интерактивная доска Interwrite Workspace.
Раздаточный материал: задания для самостоятельной работы, для домашней работы.
Ход урока
_. Организационный момент
I_. Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся
- О чем говорят данные высказывания? (Приложение 1)
- "Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов". Лаплас
- С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним великим изобретением индусов - нашей десятичной системой нумерации. Успенский Я.В.
- "Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы". Современный польский математик С. Коваль.
- С учетом темы урока, цели урока, поставленной учителем, какие цели каждый из Вас ставит на данном уроке?
I_I. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (Ведется воспроизведение и коррекция опорных знаний.)
1. Вычислите устно:
log4; log327; log2; log5; 52log53; 8 log23; lg0,1; log2(-8); 42+log45.
2. Сравните с 1: log20102009, log20102011.
3. Графики функций отличаются или совпадают: у=2х2 и у=
4. Логарифмический софизм "2 > 5".
Рассмотрим верное неравенство: 1/4 >1/32.
Преобразуем его к виду: (1/2)2>(1/2)5,
Большему числу соответствует больший логарифм, значит: lg (1/2)2>lg(1/2)5.
По свойству логарифма: 2lg(1/2)>5lg(1/2).
После сокращения на lg(1/2) имеем: 2>5.
В чем состоит ошибка этого доказательства?
IV. Повторение основных фактов.
a) Устно решите уравнения:
- log2(х-8)=4;
- lgx=11-x;
- lgx2=2;
- log2x+4log4x=12;
- log2log3log4х=0.
V. Систематизация знаний.
а) Назовите виды простейших уравнений и методы их решения.
б) Выделите этапы решения логарифмических уравнений:
Найти область допустимых значений (ОДЗ) переменной.
Решить уравнение, выбрав метод решения.
Проверить найденные корни непосредственной подстановкой в исходное уравнение или выяснить, удовлетворяют ли они условиям ОДЗ.
в) Укажите ход решения следующих уравнений.
log7(4-3x)=log7(6+5x);
log32(x+1)-log3(x+1)4=2;
lоg3x+lоg9x+log27x=5,5;
log9x+logx9=0,5;
x1+lgx=100.
г) Назовите основные методы решения логарифмических уравнений:
- по определению логарифма;
- функционально-графический метод;
- метод потенцирования;
- метод введения новой переменной;
- метод логарифмирования;
- приведение к одному основанию
VI. Физминутка - гимнастика для глаз.
VII. Закрепление раннее изученного.
Одновременно несколько учеников на досках, в т.ч. интерактивной, решают уравнения:
- log2(x-8)=4;
- lg(4x+1)=lgx;
- log32x-2log3x-3=0;
- 3x+1=5x-1;
- logx+1(x2-3x+1)=1;
- xlgx=100x;
- log2x+logx2=2.
Учащиеся самостоятельно выбирают задания согласно уровню подготовленности. Каждый учащийся решает минимум по два уравнения. Подробно рассматривается решение нестандартного уравнения: 3x+1=5x-1.
VIII. Тест (автор Игнатьева И.В.) - Приложение 2 - выполняют индивидуально каждый учащийся за компьютером. Выставляются оценки.
IX. Задание на дом: индивидуальные карточки с набором уравнений (Приложение 3) части А или части В или части С. Карточки выбираются учащимися самостоятельно. В каждой карточке по 9 заданий, учащиеся могут решить по 6 уравнений.
X. Подведение итогов урока.
- Выполнены ли цели урока, поставленные каждым учеником?
- Над чем планируем работать дома, на следующих уроках?