Урок русского языка "Парцелляция как один из приемов экспрессивного синтаксиса"

Разделы: Русский язык


В связи  с введением  в практику единого государственного экзамена по русскому языку назрела необходимость более подробно остановиться на отдельных вопросах орфографии и синтаксиса, в частности на проблеме выделения в текстах парцеллированных конструкций, выявления их  стилистической роли  в текстах разной стилевой принадлежности.  Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит  скорее факультативный, чем обязательный характер.  Ни в одном из действующих учебников для 10-11 классов эта тема не представлена, можно найти материал только в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ, но и  там он  носит рекомендательный характер, не представлены упражнения по теме.

Урок  в 11 классе представляет собой попытку автора заполнить этот пробел. Цель урока –  исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей  роли  парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.  Рассматриваемый экспрессивно-синтаксический приём в настоящее время стал, по существу, нормой для художественных и публицистических текстов. Для боле качественной подготовки  выпускников необходимо рассмотреть парцеллированные конструкции, их стилистические особенности и роль в письменной речи. Активное привлечение старшеклассников  на этапе подготовки к уроку, использование информационной   технологии при изучении данной темы  делает процесс обучения более мотивированным и привлекательным. Сочетание на уроке  теоретического материала, практической и творческой работы даёт хороший результат.

Цель урока: исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей  роли  парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.

Задачи:

  • изучить структурные  особенности парцеллированных конструкций;
  • выявить суть парцелляции  как средства выразительности в русском языке;
  • рассмотреть случаи различного употребления данных конструкций.

ХОД УРОКА

I этап урока. Вступительное слово учителя

Обратите внимание на тему урока. Термин «парцелляция» взят на вооружение составителями  тестов для ЕГЭ, так как является языковой реалией современного языка, нормой в художественных и публицистических текстах. Выразительность языка – специфическое качество нашей речи, достигается  точным словоупотреблением, целесообразной переменой слов, разумным использованием эмоционально окрашенных предложении и других средств выразительности речи. Парцеллированные конструкции – одно из средств  выразительности речи  через синтаксис.

II этап урока.  Реализация домашнего задания. (Задания были даны индивидуально и  по группам с учётом  интересов и способностей учащихся).

1. История вопроса (1 ученик)

«Изучение экспрессивного синтаксиса как специфического приёма письменной речи в русской лингвистике началось в 30 годы 20 века В.В.Виноградовым, который в своих работах («Стиль «Пиковой дамы» и «Стиль Пушкина») предложил понятие «субъектно-экспрессивных форм синтаксиса как средства экспрессивной выразительности». Идеи В.В.Виноградова развивались советскими лингвистами, которые анализировали отдельные экспрессивные синтаксические явления, такие как парцелляция, сегментация, лексический повтор, с синтаксическим распространением, номинативные предложения и прочее. Это были работы Е. А. Иванчиковой, А.С.Попова, К.А.Роговой,  А.П.Сковородникова. С тех пор парцелляция была описана во многих аспектах, немало сделано и для установления продуктивности отдельных парцеллированных структур и  их роли в разных стилях и жанрах речи.»

2. Выступление группы «лингвистов» со слайдовой презентацией «Что такое парцелляция?» (Приложение 1)

III этап урока. Самостоятельная работа

Задание 1. Попробуйте с помощью парцелляции сделать данные тексты более выразительными.

По-моему, у чувства могут оказаться разные испытания, в том числе и доверием. Без него невозможны ни любовь, ни дружба, ни вообще человеческие отношения. Разве не так?   
Наступила, наверное, самая суровая и жёсткая в биографии первостроителей Комсомольска зима.
Было приятно, что  он  чем-то напоминал мне отца: или глазами, или какой-то трудно объяснимой, очень серьёзной неторопливостью.

Задание 2. Определите, какой член предложения является парцеллятом.

Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина. Не хочется рассказывать  себе. Обычное дело – лечим людей. С переломами,  травмами – производственными, спортивными, бытовыми. Я не скажу больше ни слова! Даже если вы захотите! Даже если попросите… Она хотела уехать в Сочи. Увидеть знакомых, начать  привычную – весёлую жизнь.

После проверки полученных вариантов ответов необходимо подвести итог: «Такое членение предложений на смысловые куски вполне оправдано.  Парцелляция придаёт нашей речи живость, яркость выразительность. Это давно подметили  писатели и поэты.  

IV  этап урока. Выступление группы «литературоведов»

1 ученик: «Первым периодом внедрения парцелляции в литературную речь  по праву можно считать конец 19 начало 20 века – эпоху появления авангардной литературы. (Например, творчество В.В. Маяковского, М. Цветаевой.) С модернизмом в начале века в язык художественной литературы пришло желание «уничтожить чистый, ясный, звучный русский язык. Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, симметричную логику».

Люди!
Пыля проспекты, топча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово –
Не правда ли, дёшево?

(В.В.Маяковский)

2 ученик: «Вторым этапом можно считать использование парцелляции в художественной литературе 60-70-х годов, причём не только авторами авангардной молодёжной прозы, но и ориентированными на традицию и классику «деревенщиками», почвенниками 20 века  – В. Астафьевым, В. Распутиным, Ф. Абрамовым, В. Шукшиным. Широкое использование парцеллированных конструкций в прозе В. М. Шукшина придаёт оттенок непринуждённости общения, неподготовленности речи, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи. Например, «А городской старик смотрел на него. Внимательно, Грустно.»
Новый всплеск в этом процессе произошёл в перестроечные времена. Бунтарство, анархизм, бессистемность проявились в беспрецедентном расшатывании норм языка. На смену единообразному соцреализму приходит многоликий постмодернизм. Ярким примером может служить творчество С. Довлатова. У этого писателя есть излюбленные средства экспрессивного синтаксиса: номинативные цепочки, парцелляции, вставные конструкции.

(В качестве домашнего задания ученикам предлагается подыскать примеры  использования парцелляции в произведениях этого писателя)

 V  этап урока. «Проба пера…»  – это небольшое творческое задание, в котором предусмотрено использование парцелляции.  Необходимо составить объявление – «рекламу какого-либо товара или услуги. Каждому выдаётся карточка-информатор «Как составить рекламное объявление?» (Приложение 2) На доске записан пример: «Витамины для больных диабетом. Надёжная основа вашего здоровья! Использовать их эффективно. Безопасно. Удобно. Спрашивайте их  в аптеках вашего города!»

После выполнения этого задания зачитываются наиболее удачные работы, исправляются неточности в использовании приёма парцелляции, даются рекомендации.

VI  этап урока. Выводы:

  • Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки
  • С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл
  • Интенсивное вхождение парцелляции  в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и   живость, динамичность и выразительность.
  • Именно в синтаксисе  в первую очередь реализуются основные принципы искусства 20 века, которые, по словам известного исследователя синтаксиса русского языка В. Якимовича, «…освоило парадоксальное искусство строить дом, в котором крыша – ураган, а пол – землетрясение. Иначе говоря, есть нечто общее между кубизмом Пикассо, расщеплением атомного ядра и парцелляцией предложения»

Приложение  2

Карточка-информатор

«Как составить рекламное  объявление?»

  1. Рекламное объявление имеет свою структуру: рекламный лозунг, аргументирующий текст, сведенья – адрес, средства связи, условия поставки.
  2. Реклама должна быть краткой, ведь потребитель способен запомнить немногое.
  3. Сообщение о достоинствах товара необходимо показать так, чтобы это было привлекательно.
  4. Помните, что парцеллированные конструкции помогут выделить главную информацию, выбрать доверительный тон с потенциальным покупателем.