Цели:
- познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя, его духовными исканиями;
- формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно подбирать необходимый материал по данной теме;
- формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
- воспитывать интерес к литературному наследию.
Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого для выставки; рисунки детей к произведениям Л.Н.Толстого.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Вступительная часть
Учитель: Высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”
– С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой.
3. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке мы побываем
в гостях у Л.Н. Толстого, познакомимся с его
произведениями, написанными для детей.
– Мы побываем в его родовом имении, которое
находилось в Ясной Поляне, пройдёмся по тихим
улочкам, заглянем в сельскую школу, зайдём в дом
писателя и попытаемся ответить на два главных
вопроса, которые волновали писателя всю
жизнь: «Что нужно для счастья?», «Как сохранить
доброту и любовь?». Ведь вопросы не утратили
своей актуальности и в наше время. А помогут нам в
путешествии по страницам жизни и произведений
ученики моего класса. Ребята изучали жизнь и
творчество писателя. Класс был разбит на
исследовательские группы: «Историки»,
«Экскурсоводы», «Искусствоведы», «Мемуаристы».
Сегодня они поделятся своими исследованиями.
4. Основная часть
– Начинаем наше путешествие. Приглашаются «Историки».
Ученик 1: Детство Л.Н. Толстого было наполнено живым общением с разными людьми: родителями, учителями, слугами, крестьянами. Писатель появился на свет и провел большую часть жизни в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. Он был наследником старинных и знатных дворянских родов: предок по отцовской линии был соратником Петра I; мама происходила из славного рода князей Волконских. По материнской линии Толстой состоял в родстве с Пушкиным.
Ученик 2: Когда мальчику было всего полтора года, мама умерла, но трогательные воспоминания о нежном облике, ласке и теплоте матушки, сохранились в душе Льва Николаевича. Отец писателя также рано ушел из жизни.
Ученик 3: С 1844 года Толстой – студент Казанского университета, сначала восточного факультета, потом юридического. Он много занимался самообразованием, учил иностранные языки, увлекался историей, с 18 лет и всю жизнь вел дневник.Не закончив обучения, Толстой отправился в Москву, и вскоре, по примеру старшего брата Николая, уехал на Кавказ в действующую армию.
Учитель. После войны Лев Николаевич вернулся в своё родовое имение в Ясную Поляну. Добро пожаловать в Ясную Поляну!
– А проведут нас по ней «Экскурсоводы».
Ученик 1: 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Ученик 2: Сначала крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.
Ученик 3: В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.
Ученик 4: В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
Ученик 5: На дом уроков не задавали.
Толстой знал, что в тесной избе его ученики не
сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети
много помогали родителям по хозяйству. На
переменах и после занятий Толстой рассказывал
ребятам что-нибудь интересное, показывал им
гимнастические упражнения, боролся с ними, играл
в городки, бегал на перегонки, зимой катался на
санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил
хороводы.
Заглянем в яснополянскую школу.
Чтение отрывка по ролям из произведения «Филиппок».
Учитель. Узнали произведение Льва Толстого?
Ученики. Рассказ «Филиппок».
Учитель. Какая основная мысль в этом произведении?
Ученики. Надо преодолевать робость. У человека должно быть огромное желание учиться.
Учитель. Познакомимся с историей «Азбуки» Льва Толстого.
Приглашаются «Историки».
Ученик 1: В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Первая книга «Азбуки» содержит «изображение букв», вторая – «упражнение в соединении складов», третья – книга для чтения: в неё входят басни, былины, поговорки, пословицы.
Ученик 2: Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука», которая учитывала возрастные особенности детей. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, толковала значение многих загадочных слов. Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.
Ученик 3: Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.
Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И се в уголок. (Веник)На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. (Дождь, земля, трава)
Учитель. Лев Николаевич широко
использовал всем понятный и доступный жанр басни.
– Что это за жанр? (Басня – краткий
иносказательный, нравоучительный рассказ или
стихотворение, в котором заключена мораль –
поучительный вывод, наставление, какие-то
правила.)
В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно
преподносят любое назидание. Писатель
добивается, чтобы мораль в его баснях была
понятна детям, живой и конкретной.
Одни басни Льва Николаевича воспитывают
трудолюбие, честность, смелость, доброту. В
других баснях Толстого описывают реальные
условия жизни в крестьянской семье, заставляют
задуматься над отношением к старшим и
беспомощным.
– Какие басни Л.Н.Толстого вы знаете?
– А какова мораль этой басни? («Отец и
Сыновья» чтение наизусть)
– Узнали, мораль этой басни…? (Пословицы,
выбрать, что подходит и доказать)
- Один в поле не воин.
- Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.
- Согласие крепче каменных стен.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
– Значительное место в учебных книгах Толстого
занимают сказки – русские, зарубежные,
литературные. Угадайте, из какой сказки эти
строки:
“В доме было две комнаты: одна столовая, другая
спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на
столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень
большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка
поменьше, была Настасьи Петровны; третья,
синенькая, была Мишуткина. …” (Из сказки “Три
медведя”)
Сказки, созданные писателем, часто имеют
научно-познавательный характер. Одушевление
предметов, волшебно-сказочная форма помогает
усваивать географические понятия.
– И вот одна из таких сказок
Ученица зачитывает отрывок из сказки “Шат и Дон”
Учитель. Чему учит сказка? (Надо уважать родителей, слушаться их, дорожить семьёй.)
Учитель. Лев Толстой терпеливо
перерабатывал свои произведения для учебных
книг. Его сын вспоминал: “Он в то время
составлял “Азбуку” и на нас – своих детях –
проверял её. Он рассказывал и заставлял нас
излагать эти рассказы своими словами”. Писатель
стремился дать детям доступные им сведения о
законах природы, советовал, как практически
использовать эти законы в быту и хозяйстве. Он
учит всматриваться в явления природы, изображает
их поэтически, используя меткие сравнения.
– Таков, например, рассказ “Какая бывает
роса на траве”. (Отрывок наизусть)
Учитель.Особенной поэтичностью
отличаются рассказы Льва Толстого о животных.
Писатель учит детей дружбе и преданности на
примерах из жизни животных, знакомит с повадками
животных и птиц, очеловечивает их, наделяет
индивидуальными чертами характера.
– Назовите знакомые вам рассказы о животных Л.Н.
Толстого.
– Произведения Толстого – это образец того, как
нужно писать для детей.
Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в
развитие детской литературы, рассказы Толстого
выходят почти на всех языках мира. “Азбука”
Льва Толстого – это источник народной мудрости,
это поистине азбука жизни.
Учитель. Но самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир писателя. Дневник – правдивое зеркало души.
– Слово «Мемуаристам».
Ученик 1: Дневниковые записи как приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимал, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее – и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник:
1) что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что;
2) что исполняешь, исполняй хорошо;
3) никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить;
4) заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой;
5) читай и думай всегда громко.
Ученик 2:. Как переделать свою природу?
Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решил
для себя молодой Толстой, необходимо стать
образованным человеком.
Толстого – студента не удовлетворяют занятия в
Казанском университете. Он решает далее учиться
самостоятельно и разрабатывает в дневнике
программу, которую намерен осуществить за два
года. Замыслы по самообразованию поражают
своей грандиозностью:
- Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
- Изучить практическую медицину и часть теоретической.
- Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
- Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
- Изучить историю, географию, статистику.
- Изучить математику, гимназический курс.
- Написать диссертацию.
- Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
Ученик 3. Самое удивительное, что
большую часть этой обширной программы Лев
Николаевич выполнил. Первое, чему он научился –
это говорить себе правду без утайки. Из дневника
мы видим, как молодой человек, воспитанный в
изнеживающей среде тетушек и матушек и не
отличавшийся от природы сильной волей, побеждает
лень. Толстой был готов к преодолению
человеческих слабостей. Из дневника писателя:
18 апреля. Я написал вдруг много правил
и хотел всем им следовать; но силы мои слишком
слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно
только правило и прибавить к нему другое только
тогда, когда я уже привыкну следовать одному.
Ученик 4: Благодаря дневниковым записям личность громады – писателя становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием.
Учитель. В своих произведениях Лев Толстой делился своими размышлениями о правилах жизни. Посмотрим инсценировку сказки и подумаем, чему учит эта сказка.
Инсценировка сказки «Волк и белка»
Учитель. Чему учит сказка?
Ученик. Человек должен дарить
окружающим добро. Только так он может быть
счастливым.
Лев Николаевич создал “10 уроков жизни” для детей. (Чтение вслух учениками)
- Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.
- Не будь назойлив.
- Будь внимателен.
- Не надо жадничать.
- Не нервничай, держи себя в руках.
- Будь твёрд и спокоен.
- В игре, спорте, труде – будь разумен.
- Будь организованным.
- Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
- Имей своё мнение.
Учитель. Гениальная личность притягивала к себе интересных людей. Круг знакомств Толстого был уникальным.
– Слово «Искусствоведам».
Ученик 1: Ясная Поляна при жизни писателя была центром культуры и образования второй половины XIX века. Здесь встречались писатели (Чехов, Горький, Тютчев, Фет…), художники (Шишкин, Левитан, Репин…), композиторы (Чайковский, Римский-Корсаков…) и ученые (Пирогов, Менделеев…).
Ученик 2: Художник Илья Репин посвятил свыше 70 работ писателю – выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.
Ученик 3: А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время… Какая мощь бессмертного духа сидит в нем! »
5. Подведение итога
– Наше путешествие заканчивается. Попробуем ответить на вопросы, которые были озвучены в начале нашего урока «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?». Ведь вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. (Ответы детей)
– «Чтобы верить в добро, надо начать делать его…» – говорил Л.Н. Толстой.
Учитель. Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек – результат огромной внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, лень, неаккуратность, торопливость, робость). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать у людей и как можно больше давать. «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.
– Последние годы Толстого были безрадостными: тяготясь бытом помещичьей жизни, изнемогая от непонимания самых близкий людей, писатель мучительно старался привести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями
– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.
6. Домашнее задание: записать свои впечатления от услышанного.
– Каким вам представляется Лев Николаевич Толстой?