Цель:
- уточнить артикуляционный и фонетический образ звуков [б, бь];
- закрепить умение давать характеристику звукам;
- закрепить умение выделять заданный звук в слове, предложении;
- закрепить умение производить звуковой и слоговой анализ и синтез; составлять звуковые схемы слов и схему предложения;
- уточнить графический образ буквы Б, б, учить правильно писать эти буквы;
- учить читать слоги , слова с буквой Б;
- развивать слуховое внимание, умение ориентироваться на плоскости;
- развивать и обогащать словарь (предметный и глагольный); закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением.
Оборудование:
Куклы-клоуны Бим, Бом, игрушка-собака, домики для звуков, звучки, печатные буквы Б, б, афиша цирка, волшебная палочка, ритмические рисунки, звуковые схемы, картинки диких животных к стихотворению, картинки для выделения первого звука из слов для составления слова "Бобик", нитки, индивид.пеналы для составления звуковой схемы, материал для составления схемы предложения, рабочие зеркала,магнитофон.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед: назвать слово, которое начинается на мягкий согласный звук и сесть.
2. Основная часть.
/Звучит марш "Цирк" И.Дунаевского/.
Л: - Скажите, где чаще всего можно услышать эту произведение?
/Открывается афиша цирка/.
Л:-Что это? (цирковая афиша)
Л: -Что такое афиша? (объявление, сообщение о том, что в городе будет цирковое представление)
Л: - А вы были в цирке? Какие артисты выступают в цирке?
Л.:- Чем они там занимаются? Что делают?
- Дрессировщик- дрессирует;
- Акробаты - прыгают, выполняют сложные прыжки;
- Жонглеры - жонглируют;
- Клоуны - веселят, смешат;
Л.:-Надо сказать, что клоуны, очень талантливые люди - они умеют практически все: жонглировать, прыгать, кататься на 1колесном велосипеде.
- фокусники - показывают фокусы
Л.:- Хотите на некоторое время стать фокусниками?
Повернулись, покружились и в фокусников превратились!
Л.:- Фокусник - это тот же волшебник, он может творить чудеса. Мы с вами тоже будем показывать фокусы, но не с предметами, а со звуками и словами.
Л.:-Что всегда есть у фокусника? (шляпа и волшебная палочка)
Л.:-Но у нас сегодня еще гости, которые пришли из цирка. Это клоуны Бом и Бим. Они принесли нам новые звуки. Какие?
Л.:- Выделим 1ый звук в их именах
Л.:-Артик-я, хар-ка зв. [б, бь] / использование рабочих зеркал/
/ заселение в домик./
Л.:-Какие клоуны по характеру? (веселые, хитрые, озорные)
Л.:-Бом играл на барабане и зашифровал свою песенку вот в такой рисунок. Давайте расшифруем песенку /проговаривание слога ба по ритмическому рисунку/
!!....!!....
Л.:-Бим играл на трубе / проговаривание слога би по ритмическому рисунку/
..!!!..!!!..!!!
/На доске звуковые схемы/
Л.:- Бим зашифровал свое имя, найти схему.
Л.:- Самостоятельно составить звуковую схему слова Бом.
Ф/минутка "Как живешь?"
- Как живешь? - Вот так! (дети показывают большой палец) - Как идешь? - Вот так! (маршируют) - Как бежишь? - Вот так! (бег на месте) - Ночью спишь? |
- Как даешь? - Вот так! (имитация движения) - Как берешь? - Во так! - Как грозишь? - Вот так! - А шалишь? [1] |
Л.:-Клоуны часто выступают вместе с животными. Давайте узнаем с какими?
Вы, ребята, побыстрей
Собирайте в цирк зверей
Кто же будет выступать?
Всех попробуем назвать:
Крокодил, бобер, барсук,
Волк, котенок, бурундук,
Бегемот, верблюд, баран,
Утка и гиппопотам. (словарная работа со словом гиппопотам)
Л.:-Выбрать зверей, в названии которых есть /или нет/ звуки [б, бь] (выставляются картинки зверей, названных в стихотворении)
Л.:-Выберите тех зверей, в названии которых 2 слога
Л.:-Измените слово так, что бы в названии животного стало 3 слога (баран - барашек)
Л.:-Но чаще всего с ними выступает другой зверь. Назовите его:
Упражнение "Поймай слог".
(Дети последовательно "ловят" слоги [са]-ба-ка и составляют слово)
Кличка собаки угадывается по первым звукам предложенных изображений (Бобик)
Л.:-Что я произнесла: Бобик принес новую букву. (предложение)
/Анализ данного предложения/.
/Выкладывание схемы данного предложения/.
- Знакомство с буквами Б,б.
- Знакомство с заглавной печатной буквой, разбор элементов.
- Изображение буквы Б пальцами руки.
- Печатание буквы на доске.
- Представление маленькой печатной буквы б. Разбор элементов.
- Выкладывание из ниток.
- Печатанье на доске.
- Чтение слогов с буквой Б, слов Бом, Бим, Бобик.
3. Итог.
Литература.
1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. "Я учусь говорить и читать". Издательство ГНОМ , 2006.