Цель: упражнение в составлении описательных рассказов.
Задачи:
- упражнять в умении составления описательных рассказов;
- развивать внимание, память, мышление посредством использования карточек – схем;
- совершенствовать навыки рисования штрихами полусухой жесткой кистью и учить передавать в рисунках образ цветка;
- выявить отличительные особенности растения;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Подготовительная работа: экскурсия в парк, лес, рассматривание первых весенних цветов, обучение способу рисования «сухая кисть».
Материал: набор картинок «Первоцветы», фишки, карточки-схемы для составления описательных рассказов (цветы) или при презентация; жесткие кисти, акварельные краски или гуашь, 2 панно с нарисованными на них проталинами, маленькие листы бумаги для снятия лишней краски.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Воспитатель читает стихотворение:
Весёлый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума цветочек проснулся
И на проталинке встал.
2. Основная часть
1) – О каких цветах говорится в стихотворении?
– Почему их называют «первоцветами»?
– Назовите первые весенние цветы.
(По мере называния, воспитатель выставляет картинки с изображениями цветов).
2). Составление рассказа о мать-и-мачехе.
– Сегодня мы будем составлять рассказ о мать-и-мачехе.
Выставляется картинка с изображением цветка.
– В составлении рассказов нам помогут карточки-схемы.
Выставляется 1 карточка (знак вопроса)
– Какое растение изображено на рисунке? Почему оно так называется? (Это мать-и-мачеха. Она так названа из-за листьев. Верхняя часть листа гладкая, холодная, как мачеха, а нижняя теплая, мягкая как родная мать.)
Выставляется 2 карточка (изображение круга, разделенного на несколько разноцветных частей)
– Какие у него цветы? (Яркие, желтые, золотистые, похожие на маленькое солнышко)
Выставляется 3 карточка (схематическое изображение стебля)
– Расскажите о стеблях мать-и-мачехи. (Зелёные, покрытые пушком, который защищает их и в холод и в зной)
Выставляется 4 карточка (схематическое изображение листа)
– Опишите листья цветка. (Зелёные, сверху гладкие, блестящие, а снизу мягкие, покрытые белыми волосками)
Выставляется 5 карточка (схематическое изображение цветка)
– В чем особенность растения? (Сначала появляются цветы, а потом, когда они отцветут, то вырастают листья)
Выставляется 6 карточка (изображение круга, разделенного на 2 части, в 1 схематическое изображение леса, луга, во 2 – клумбы)
– Где растёт мать-и-мачеха? (На проталинках, на светлых полянках, где много света)
Выставляется 7 карточка (изображение «Красного креста» и «Красной книги»)
– Что можно сказать о целебных свойствах цветка? (Листья мать-и-мачехи используются как средство от кашля)
Выставляется 8 карточка (изображение радостного и грустного лица)
– Нравится ли вам этот цветок? Почему?
– Мы ответили на все вопросы с помощью карточек-схем.
3) Физкультминутка
Цветы к солнцу потянулись высоко: тянутся руки вверх
Стало им приятно и тепло! через стороны руки вниз
Ветерок пролетал, стебелёчки качал, руки вверх, качаем кистями
Влево – вправо качнулись наклоны влево – вправо
Низко пригнулись. присесть
Ветерок, убегай, и цветочки не сломай! бег на месте
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут! руки вверх и в стороны
4) Игра «Скажи по-другому» (с фишками)
Я буду называть слова, а вы подбирать к ним
другие слова, которые говорят о том же.
Желтые цветы, а по-другому? (Золотые, как
солнышки)
Кто будет называть слово, получит фишку. Кто
больше назовет слов?
Зелёные листья – (изумрудные)
Пушистые – (мохнатые)
Маленькие – (крошечные, небольшие)
Ароматные – (пахучие, душистые)
Красивый – (прекрасный, чудесный)
Лекарственный – (лечебный, целебный)
Вывод.
– Сколько разнообразных слов мы смогли подобрать! Их можно использовать в речи для составления рассказов.
5) Составление описательных рассказов с опорой на карточки-схемы. (Сначала по цепочке по каждой карточке, а затем 1-2 ребёнка рассказывают полностью)
6) – Какие красивые и полные рассказы у вас получились!
7) – А сейчас мы с вами перейдем в
художественную мастерскую и попробуем
нарисовать цветы мать-и-мачехи.
Мать-и-мачеха растут на проталинках. Перед вами
на столах листы с изображением проталин. Вам надо
нарисовать цветы. Головки цветка будем рисовать
красками жесткой кисточкой. Вспомните, как вы
рисовали хвою ели, траву.
– Скажите, что вы будете делать сначала, когда наберете краску на кисточку? (Уберем лишнюю краску, проведя несколько раз по запасному листочку, пока не появятся штрихи, а не пятна.)
– Что важно помнить, для того, чтобы получился правильный рисунок? (Не мочить сильно кисточку и краску)
8). Воспитатель показывает, как штрихами нарисовать желтую головку цветка, поворачивая кисть от центра по кругу.
9) Рисование цветов мать-и-мачехи.
3. Итог
Все готовые работы выставляются на доску.
– Посмотрите, на наши работы. Нравятся они вам?
Какое настроение вызвали ваши картины? (Весеннее,
радостное, оживлённое)
– У вас получились очень светлые и веселые
рисунки!
– Что их сделало такими? (Цветок, нарисованный
яркими и светлыми красками, сочетание
серо-коричневого тона с ярко-желтыми головками
цветов.)