Чудо на проталинке

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: упражнение в составлении описательных рассказов.

Задачи:

  • упражнять в умении составления описательных рассказов;
  • развивать внимание, память, мышление посредством использования карточек – схем;
  • совершенствовать навыки рисования штрихами полусухой жесткой кистью и  учить передавать в рисунках образ цветка;
  • выявить отличительные особенности растения;
  • воспитывать бережное отношение к природе;

Подготовительная работа: экскурсия в парк, лес, рассматривание первых весенних цветов, обучение способу рисования «сухая кисть».

Материал: набор картинок «Первоцветы», фишки, карточки-схемы для составления описательных рассказов (цветы) или при презентация; жесткие кисти, акварельные краски или гуашь, 2 панно с нарисованными на них проталинами, маленькие листы бумаги для снятия лишней краски.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Воспитатель читает стихотворение:

Весёлый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума цветочек проснулся
И на проталинке встал.

2. Основная часть

1) – О каких цветах говорится в стихотворении?
– Почему их называют «первоцветами»?
– Назовите первые весенние цветы.

(По мере называния, воспитатель выставляет картинки с изображениями цветов).

2). Составление рассказа о мать-и-мачехе.

– Сегодня мы будем составлять рассказ о мать-и-мачехе.

Выставляется картинка с изображением цветка.

– В составлении рассказов нам помогут карточки-схемы.

Выставляется 1 карточка (знак вопроса)

– Какое растение изображено на рисунке? Почему оно так называется? (Это мать-и-мачеха. Она  так названа из-за листьев. Верхняя  часть листа гладкая, холодная, как мачеха, а нижняя теплая, мягкая как родная мать.)

Выставляется 2 карточка (изображение круга, разделенного на несколько разноцветных частей)

– Какие у него цветы? (Яркие, желтые, золотистые, похожие на маленькое солнышко)

Выставляется 3 карточка (схематическое изображение стебля)

– Расскажите о стеблях мать-и-мачехи. (Зелёные, покрытые пушком, который защищает их и в холод и в зной)

Выставляется 4 карточка (схематическое изображение листа)

– Опишите листья цветка. (Зелёные, сверху гладкие, блестящие, а снизу мягкие, покрытые белыми волосками)

Выставляется 5 карточка (схематическое изображение цветка)

– В чем особенность растения? (Сначала появляются цветы, а потом, когда они отцветут, то вырастают листья)

Выставляется 6 карточка (изображение круга, разделенного на 2 части, в 1 схематическое изображение леса, луга, во 2 – клумбы)

– Где растёт мать-и-мачеха? (На проталинках, на светлых полянках, где много света)

Выставляется 7 карточка (изображение «Красного креста» и «Красной книги»)

– Что можно сказать о целебных  свойствах цветка? (Листья мать-и-мачехи используются как средство от кашля)

Выставляется 8 карточка (изображение радостного и грустного лица)

– Нравится ли вам этот цветок? Почему?

– Мы ответили на все вопросы с помощью карточек-схем.

3) Физкультминутка

Цветы к солнцу потянулись высоко:                                 тянутся руки вверх
Стало им приятно и тепло!                                                через стороны руки вниз
Ветерок пролетал, стебелёчки качал,                                руки вверх, качаем кистями
Влево – вправо качнулись                                                  наклоны влево – вправо
Низко пригнулись.                                                              присесть
Ветерок, убегай, и цветочки не сломай!                           бег на месте
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут!                                                          руки вверх и в стороны

4) Игра «Скажи по-другому» (с фишками)

Я  буду называть слова, а вы подбирать к ним другие слова, которые говорят о том же.
Желтые цветы, а по-другому? (Золотые, как солнышки)
Кто будет называть слово, получит фишку. Кто больше назовет слов?
Зелёные листья – (изумрудные)
Пушистые – (мохнатые)
Маленькие – (крошечные, небольшие)
Ароматные – (пахучие, душистые)
Красивый – (прекрасный, чудесный)
Лекарственный – (лечебный, целебный)

Вывод.

– Сколько разнообразных слов мы смогли подобрать! Их можно использовать в речи для составления рассказов.

5) Составление описательных рассказов с опорой на карточки-схемы. (Сначала по цепочке по каждой карточке, а затем 1-2 ребёнка рассказывают полностью)

6) – Какие красивые и полные рассказы у вас получились!

7) – А сейчас мы с вами перейдем в художественную мастерскую и попробуем нарисовать цветы мать-и-мачехи.
Мать-и-мачеха растут на проталинках. Перед вами на столах листы с изображением проталин. Вам надо нарисовать цветы. Головки цветка будем рисовать красками жесткой кисточкой.  Вспомните, как вы рисовали хвою ели, траву.

– Скажите, что вы будете делать сначала, когда наберете краску на кисточку? (Уберем лишнюю краску, проведя несколько раз по запасному листочку, пока не появятся штрихи, а  не пятна.)

– Что важно помнить, для того, чтобы получился правильный рисунок? (Не мочить сильно кисточку и краску)

8). Воспитатель показывает, как штрихами нарисовать желтую головку цветка, поворачивая кисть от центра по кругу.

9) Рисование цветов мать-и-мачехи.

3. Итог

Все готовые работы выставляются на доску.

– Посмотрите, на наши работы. Нравятся они вам? Какое настроение вызвали ваши картины? (Весеннее, радостное, оживлённое)
– У вас получились очень светлые и  веселые рисунки!
– Что их сделало такими? (Цветок, нарисованный яркими и светлыми красками, сочетание серо-коричневого тона с ярко-желтыми головками цветов.)