Цель: сформировать представление о делении с остатком, способность к делению с остатком с помощью графической модели; ввести алгоритм деления с остатком и формировать способность к его использованию в практических вычислениях.
Оборудование: карточки, орехи, памятки, учебник "Математика" (2 кл. - 3 часть) Л.Г. Петерсон
Ход урока
1. Оргмомент
2. Повторение (актуализация знаний)
а) Работа в парах У каждой пары на парте лист с числами от 73 до 97. Игра "Найди правильный ответ"
73 74 75 76 77 1). 61 +(4+ 9) = 74 78 79 80 81 82 2). (16+ 12)+ 48 = 76 83 84 85 86 87 3). (142 + 30): 2 = 86 88 89 90 91 92 4). (40 + 8) * 2 = 96 93 94 95 96 97 5). 49 + 34 + 1 + 10 = 94
6). 8 "4+13 "4 = 84
Соедините подряд отрезками ответы примеров, а ответ последнего примера - с первым. Какая фигура получилась? (прямоугольник). Назовите свойства прямоугольника (4 угла, 4 вершины, 4 стороны, противоположные стороны равны)
б). Попробуем найти Р и S прямоугольника. Что такое Р? (Сумма длин всех сторон)
Что такое S? (величина, которая показывает, сколько единичных квадратов вмещает фигура).
Назовите единицы измерения S (см2, дм2, м2)
Расположите их в порядке возрастания. Во сколько раз дм2 > см2; дм2 < м2
- см2
- 100
- дм2
- 100м2
Работа в группах.
Заполните таблицу: 1 группа - 1 строка, 2 группа - 2 строка. 3 группа - 3 строка
а | в | S | Р |
60 см | 4 дм | ? | ? |
60 см | ? | 30 дм2 | ? |
150 см | ? | 9 | 50 дм |
в) Практическая работа.
Каждому раздаю прямоугольника, построенные на листочках. Измерим S этого прямоугольника.
Что значит измерить S прямоугольника? (посчитать, сколько в нем содержится единичных квадратов) Единица длины - см. Разобьем прямоугольник на квадраты со стороной 1 см. Чему равна S площадь прямоугольника? (30 см2). А как еще можно было найти S прямоугольника (а "в; 15 "2 = 30 см2)
Чему еще могут быть равны длины сторон прямоугольника, S которого 30 см ?
(1 - 30; 10 * 3; 5 - 6).
г) Алиса измерила площадь двух полянок с
помощью своего платка. Площадь первой полянки - 134
платка, а площадь второй полянки - на 28 платков
меньше какова площадь
второй полянки? Какова площадь двух полянок?
3. Тема урока.
а) На одну из полянок Алиса пригласила четверых друзей и решила угостить их орехами. У нее было 23 ореха. Ей надо их разделить поровну на четверых.
Как это сделать?
Вызываю к доске 5 учеников и предлагаю одному из них раздать остальным поровну 23 ореха.
Класс наблюдает за тем, как осуществляется деление: сначала всем раздается по одному ореху, потом еще по одному, и т.д.. В результате оказывается, что всем досталось по 5 орехов и 3 ореха осталось.
! В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно. В этом случае раздается лишь часть предметов, а часть остается, поэтому такое деление называется делением с остатком.
4. Сообщение темы и цели урока.
5. Тема урока.
а). Могло ли остаться больше, чем 3 (нет, иначе мы бы всем раздали еще по 1 ореху)
б) Какие остатки могут получиться при делении на 2, на 4, на 7, на 12? (придумать пример).
А что значит а : в с остатком? ( найти d и с, при которых a = bc+d<b)
в) с. 92 № 4 (Петерсон-2класс,3 часть.)
г) Как вы думаете, всегда ли удобно решать примеры с помощью схемы или числового луча? (нет, неудобно для больших чисел).
Тогда давайте поищем способ деления с остатком посредством вычислений.
д) Какое самое большое число до 26 делится на 4, 5, 8?
до 48 делится на 5, 6, 9?
с. 94 № 2 (Петерсон-2класс, 3 часть.)
Памятка.
- Найди самое большое число до делимого, кратное делителю.
- Разделить это число на делитель. Получаем частное.
- Вычтем из делимого самое большое число, получаем остаток.
с 94 №3 (Петерсон - 2класс, Зч.)
- с комментированием
2-I вариант самопроверка
3 - II вариант
е). Для чего нужно деление с остатком и в каких случаях оно может пригодиться? На этот вопрос вы можете ответить, выполнив ряд заданий.
Я предлагаю вам составить график дежурства, начиная со вчерашнего дня и до конца месяца. График будем записывать таблицей (у каждого на парте таблица). Вы начали дежурство по очереди в указанном порядке.
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 I II III IV II III II I
Определим, по каким числам вы будете дежурить.
- 26? - 26 : 4 = 6 (ост. 2) Легко догадаться, что это как раз те числа, для которых
- 22? - 22 : 4 = 5 (ост 2) при делении на 4 получается остаток 2 - II группа
- 29? - 29 : 4 = 7 (ост. 1) При делении на 4 - остаток 1 -1 группа
- 23? - 23 : 4 = 5 (ост 3) При делении на 4 - остаток 3 - III группа
- А IV группа - числа, кратные 4.
Но ведь мы в графике указали и воскресенья. А ведь это выходные. Сколько их?
15 : 7 = 2 (ост. 1)
Дети, чье дежурство выпало на воскресенье, будут делать уборку в классе в субботу. Ну, а в воскресенье мы будем отдыхать и пойдем в гости к:
Пете. Он живет в квартире № 25 пятиэтажного дома. В каждом подъезде, на каждом этаже 3 квартиры: в порядке возрастания номеров: одна слева, другая посредине, третья справа.
а), в каком подъезде живет Петя?
б), на каком этаже он живет?
в), где расположена его квартира - слева, справа, посредине?
Давайте рассуждать. Сколько подъездов, начиная с первого, надо пройти, чтобы попасть в Петин подъезд? Для этого нужно знать, сколько квартир в каждом подъезде.
3*5 = 15 (квартир)
Делим 25 : 15 = 1 (ост. 10)
Надо пройти 1 подъезд, следовательно Петя живет во втором подъезде. Остаток 10 показывает, какой по счету будет квартира № 25 во втором подъезде. Сколько этажей нужно пройти, чтобы попасть на Петин этаж?
10:3=3 (ост.1) -> квартира слева
Петя живет на 4 этаже
6. Итог.
- Для чего нужно деление с остатком? (решение различных задач)
- Что значит разделить с остатком число а на в?
- Каким равенством связаны делимое, делитель, неполное частное и остаток?
- Как разделить число с остатком? (алгоритм)
7. Оценки
8. Домашнее задание.
- I группа - с. 95 № 6 Петерсон - 2класс(3 ч.)
- II группа - с. 95 № 5 Петерсон - 2класс(3 ч.)
- III группа - карточки
Делимое Делитель Частное Остаток 31 3 7 6 6 56 9 37 5 2