Цель: Развивать креативность у детей с ОНР, используя нетрадиционный приём рисования "штампы" на бумаге с помощью стекла.
Задачи:
- Образовательные: формировать знания детей в области изобразительного искусства - познакомить с жанром изобразительного искусства - мозаикой, обогащать и активизировать словарь по теме "Осень", закреплять знания о цвете, умения называть цвета осени.
- Развивающие: развивать творческую активность детей, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; зрительное внимание, восприятие, мышление, память, сенсорную сферу, связную речь.
- Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоционально-целостное отношение к жизни, навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, доброжелательного отношения друг к другу. Побуждать детей высказывать своё мнение об увиденном, используя оценочную лексику.
- Оборудование: Мольберты с репродукциями картин об осени И. Левитана "Золотая осень", Остроуховой "Золотая осень", коробка с квадратными цветными стёклами (оргстекло), костюмы художников; доска; ватман; магнитофон, записи песен "Да здравствует сюрприз!" и "Оранжевое солнце", акварельные краски, влажные салфетки, кисть, вода, клеёнки.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организация детей (Воспитатель беседует с детьми в раздевалке)
- Ребята, а знаете ли вы, кто такой художник? Чем он занимается? (правильно, рисует картины). Сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, где работает художник.
Дети заходят в группу, где расставлены мольберты с картинами (акварель, масло, гуашь). На столе стоит коробка, обёрнутая красочной бумагой или коробка, запачканная красками. Рядом лежит письмо.
1.2. Сюрпризный момент
Дети вместе с воспитателем заходят в "мастерскую" художника.
- А где же художник?
- Странно, но его нет в мастерской, но, смотрите,- он нам оставил письмо. Давайте прочитаем его.
II. Основная часть
Воспитатель распечатывает письмо и читает:
"Здравствуйте, ребята! Очень прошу извинить меня, что не смог встретиться с вами. Мне срочно нужно было уйти на выставку в художественную школу. Я не успел закончить картину, которую рисовал для вашего осеннего праздника. Прошу вас, помогите дорисовать картину. Буду очень вам благодарен. Художник".
Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем художнику дорисовать осеннюю картину? (показывает на доску, где прикреплён ватман с незаконченной мозаикой)
Воспитатель: Дети, смотрите, какая чудесная коробка! Может быть, Художник оставил её для нас? Давайте же скорее узнаем, что там внутри.
Звучит песня "Да, здравствует, сюрприз!"
- Ребята, что это? (стёклышки). Но они необычные, яркие, как будто волшебные. А давайте сначала рассмотрим их, поиграем с ними?
2.2. Сенсорное обследование разноцветных стёкол.
Воспитатель предлагает детям взять любое понравившееся стекло и рассмотреть его. Спросить детей, какого цвета у них стёкла.
- Рита, какого цвета твоё стекло? (жёлтого)
- А у тебя, Артём? (синего)
- У вас у всех стёкла разного цвета. Каким словом их можно назвать? (разноцветные), т. е. разного цвета.
- Давайте вместе повторим - "разноцветные" (хоровое проговаривание).
- Ребята, какое стекло на ощупь? (гладкое, скользкое). На что оно похоже? (на льдинку, на каток, на гладкую тарелочку).
- Давайте приложим его к щеке, какое оно? (прохладное, нежное).
- Ребята, а вы знаете, что если посмотреть через цветное стекло, то мир вокруг покажется ярким, волшебным! (дети вместе с воспитателем смотрят сквозь стёкла, затем кладут их на стол).
2.3. Художественное слово
- А вы знаете, ребята, яркие цвета этих стёкол напомнили мне об одном красивом времени года. Послушайте стихотворение, может быть, оно вам подскажет, о каком времени года я говорю.
Падают, падают листья,
(воспитатель разбрасывает разноцветные листья)
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят
Птицы на юг улетают:
гуси, грачи, журавли:
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
- О каком чудесном времени года говорится в стихотворении? (об осени).
- По каким приметам вы об этом догадались?
А какие приметы осени ещё вы знаете?
- Ребята, а как называется явление, когда с деревьев осенью начинают опадать листья? (листопад)
- А вы любите собирать осенние листья? Ну, тогда идёмте со мной!
(по заданию воспитателя дети выполняют движения по тексту и собирают листья определённого цвета)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать!
Листья березы,
Листья рябины.
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем!
- Молодцы! Покажите, у кого красные листья (жёлтые, оранжевые) и т.п. Какие они все ? ( разноцветные)
- А какие ещё краски осени вы знаете? (Вспомните, какое небо осенью, деревья, солнышко, трава, дождик, :)
2.4. Продуктивная деятельность детей.
- Ребята, наверное, нам Художник, не просто так оставил разноцветные стёклышки. Кто помнит, о чём нас попросил художник? (нарисовать картину к осеннему празднику) -
Воспитатель: давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят: летят: летят:
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
- Знаете, а ведь художники могут рисовать картины не только красками, но и мозаикой. Мозаика, это такие маленькие разноцветные стёклышки, из которых составляют картины. Только таких стёклышек должно быть очень много! Давайте мы с вами попробуем сложить из наших стёкол разноцветную мозаику (дети составляют мозаику на столе).
- Смотрите, как красиво у нас получилось! А настоящие художники могут даже рисовать с помощью этих стёклышек, делая ими необычные отпечатки. Давайте и мы попробуем нарисовать картину с помощью отпечатков стёкол.
(Воспитатель предлагает детям надеть фартуки (висят на стуле), чтобы не запачкать одежду)
Звучит песня "Оранжевое солнце" (тихо)
Воспитатель предлагает пройти к столам и нанести краску на стекло. При этом предложить нанести разные цвета. Напомнить ,что картина у нас осенняя, а осенью краски яркие, радостные.
Воспитатель: Ребята, нанесите краску на стекло, затем по очереди выходите и сделайте отпечаток стекла на бумаге, дорисуйте полученное изображение, чтобы получился осенний мозаичный пейзаж. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.
III. Заключительная часть.
Подведение итога занятия
Что мы делали сегодня на занятии? С помощью чего мы рисовали? Что вам понравилось на занятии?
- Ребята, посмотрите, какая осенняя мозаика у нас получилась, в каждом отпечатке (фрагменте) своя картинка об осени!
- Артём, что ты видишь в своём отпечатке? (лес и опавшие листья).
- А ты, Рита (горы с разными вершинами и осеннее солнышко).
Дифференцированная оценка деятельности детей
Ребята, вы очень старались, и у вас получилась красивая композиция, состоящая из осенних фрагментов. Рита выполнила работу очень аккуратно. Артём очень старался, у него небо получилось как хмурое, осеннее. Лёва выбрал несколько ярких красок, и его картинка получилась радостная, а у Иры даже капельки дождя видны! Мне очень понравилась осенняя картина, которую вы нарисовали с помощью мозаики.
В это время входит художник, восхищается картиной, хвалит детей, благодарит за помощь. Воспитатель предлагает детям сфотографироваться с художником на память (звучит песня "Оранжевое солнце").
- Ну а теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Дети прощаются с художником.