Урок-путешествие "Могущество Рима"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Могущество Рима»
  • Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формировать несложные выводы, работать с исторической картой.                     

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Оборудование: Карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. – I в.н.э.», презентация «Могущество Рима» (Приложение 1), рабочие листы (Приложение 2).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (учитель проверяет готовность учащихся к уроку)

II. Объявление темы и задачи урока

– Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в историческое путешествие по Риму, в котором вам пригодятся ваши знания карты, исторических понятий, основных событий.
В путешествие вы отправитесь в парах, у вас на партах путевой рабочий лист, подпишите его, в конце урока каждый из вас оценит свою работу. Путешествие наше состоит из двух частей: проверки и закрепления знаний по разделу «Могущество Рима»  

III. Путешествие по разделу «Могущество Рима»

Первая  станция «Картово»

Проверяются знания  карты 

1. Где?  (слайд 2)

– Где находится Италия? 
– Где основан  г.Рим?   
– Где был основан г.Константинополь?  
– Где началось восстание рабов под предводительством Спартака? 
– Где погиб консул Красс?

2..Работа с картой (слайды 3, 4, 5)

– Художник совершил, ошибки при составлении карты поможем ему исправить их. Необходимо определить неверно отмеченные территории. С каких территорий будем удалять воинов?  (Фронтальная беседа с классом)

3. Работаем в рабочем листе

Задание № 1 (слайд 6)

– Проверьте себя хорошо ли вы знаете владения Рима. (Обратите внимание  звездочкой отмечены дополнительные задания)
– Отметьте на карте, территории куда совершал военные походы Цезарь?

Станция  «Терминово»

Проверка знаний основных понятий, форм государственного устройства

1. Знаю ли я? (слайд 7)

Империя – государство состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности, управляемых из одного центра
Император – титул человека, управляющего империей
Диктатура – неограниченная власть одного человека ( ни другой властью, ни законами)
Демократия – власть народа
Республика – общественное дело (власть выборная)
Цивилизация – ступень развития общества, отличающаяся от первобытного строя, возникновением городов, разделением людей на общественные слои, создание государств, изобретение письменности (фронтальная беседа с классом )

2. Выполняется задание №2 рабочего листа. (слайд 8)

Цель – определить признаки цивилизации, зачеркнуть лишние

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

3. Устройство Римской Республики (слайд 9) 

Перед вами устройство Римской империей, назовите основные должности в государственном правлении
Преторы – избирались для того, чтобы стать судьями (их 8)

2 консула –управляли всеми делами империи
2 цензора – руководили общественными работами
4 эдила – наблюдали за порядком на улицах
20 квесторов – следили за сбором налогов и казной государства
Диктатор – избирался при чрезвычайных обстоятельствах, сроком на 6 месяцев (фронтальная беседа с классом )

4. Провести сравнительный анализ форм правления (слайды 10, 11)

Сравните  два типа государственных устройств, определите какое из них демократическое и почему

1 – республиканское, демократическое, должности выборные
2 – диктатура, власть ни кем и ни чем не ограничена (фронтальная беседа с классом )

Станция «Рассказкино»

Проверка знаний по разделу Рабство в Древнем Риме.

1. Задание слайда 12

Задача для учащихся, дать развернутый ответ по разделу «Рабство в Древнем Риме» (фронтальная беседа с классом )

2. Где использовали труд рабов?  иллюстрационные подсказки (слайды 13-18) (фронтальная беседа с классом )

1 В имениях, выращивали оливки, зерно
2 В шахте по добыче камня, металлов
3 На военных галерах
4 В богатом доме
5 Государственные служащие
6 Гладиаторы

3. Задание № 3 рабочего листа, укажите источники рабства (слайд 19)

Долговое рабство работорговля пленники преступники Наследственное
рабство
Гл. источник – войны

Станция  «Кроссвордово»

Проверка знаний по разделу Культура Римской империи

Достижения Римской империи (слайды 20, 21)

Задание № 4 рабочего листа, вычеркните лишнее, если таковые есть

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Станция  «Датово»

Проверка знаний хронологии событий

Задание – определите какие события произошли в данный период времени, используя иллюстративные подсказки.  (Слайды 22, 23)  Отметьте их в таблице.

Задание № 5 рабочего листа

509 г до н.э Установление республики в Риме
146 г до н.э Разрушение Коринфа и Карфагена
74 г до н.э Восстание рабов под предводительством Спартака
133 г до н.э Земельный закон Тиберия Грахта
218-210 г до н.э Вторая война Рима с Карфагеном
753  г. до н.э Основание Рима
1 век Распространение христианства в Римской империи
49 г н.э Захват Цезарем власти

Дополнительный вопрос для учащихся с повышенными учебными возможностями

* В 98-117 годах в Римской империи правил – ________________
* Убийство Цезаря произошло в _______ году до н. э.

Станция «Задачкино»

Решение проблемно-познавательной задачи, работа с историческим документом

1. Задание слайда № 24,25.   Прочитайте выдержку из «Евангелия от Матфея» и ответьте  на вопрос:  Можно ли назвать эти заповеди «ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ» ?  ПОЧЕМУ? (фронтальная беседа с классом)

2. Задание  №6 рабочего листа.   Впишите,  недостающие буквы. (Слайд 27)

  • Священники целой области выбирали главного в ней руководителя христиан, который назывался  е_ _ _ _ _ п.
  • Организация  христиан –  ц_ _ _ _ _ ь.
  • Вторая часть библии –  Н_ _ _ й З_ _ _ т.
  • Е_ _ _ и первыми пришли к единобожию.

IV.  Подведение итогов

– Наше путешествие подошло к концу, предлагается группам самостоятельно оценить свою работу по 5-балльной шкале, оценки поставить в оценочный лист

Как я усвоил материал?

  • Получил прочные знания, усвоил весь материал – 5 баллов
  • Усвоил  материал частично – 4 балла
  • Мало что понял, необходимо ещё поработать – 3 балла 

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

  • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой – 5 баллов
  • Допустил ошибки, сомневался в заданиях – 4 балла
  • Не справился – 3 балла

Как работала учебная группа?

  • Дружно, совместно разбирали задания – 5 баллов
  • Не все активно участвовали в обсуждении – 4 балла
  • Работа была вялая не интересная, много ошибок – 3 балла

V.  Домашнее задание: учебник с. 272 ответить на вопросы после П 44, опережающее задание  П.45 прочитать.

VI. Оценивание