Проблема: дети с общим недоразвитием речи, характеризуются тем, что у них недостаточно развиты психические процессы, нарушены все стороны речи, мелкая моторика. Преодоление системного недоразвития имеет сложную и длительную динамику, требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, часто занятия становятся неинтересны ребенку и в итоге пропадает желание что-то делать
Причины:
- внимание, память, мышление, восприятие, воображение у детей с общим недоразвитием речи – являются основой коррекции речевых нарушений и чаще всего они слабо развиты
- логопедические занятия проводятся в системе, но дети с такими нарушениями требуют к себе нестандартного подхода, использования индивидуальных программ развития, новых инновационных технологий обучения
- отсутствие в кабинете логопеда современных средств обучения
Цель проекта: коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи посредством информационно-компьютерных технологий
Задачи:
- развитие психических процессов, как основы коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
- формирование всех сторон речи на занятиях
- внедрение в коррекционный процесс компьютерных технологий
Содержание деятельности по работе с детьми
Этап |
Действия по реализации проекта |
Результат |
1. Подготовительный | Изучение литературы | Подборка литературы, статей и их анализ |
Изучение развивающих игр | Приобретение компьютерных игр на развитие психических процессов | |
Изучение компьютерных программ | Приобретение программы «Игры для Тигры» в кабинет логопеда | |
Приобретение и установка компьютерного оборудования в логопедический кабинет | Знакомство детей с оборудованием кабинета и правилами работы на компьютере | |
Создание игротеки | Подборка игр по трем блокам: 1. На
развитие психических процессов |
|
2. Содержательно-формирующий | Использование на логопедических
занятиях материалов 1 блока (развитие
психических процессов) На развитие речевых процессов – игры 2 блока |
Создание конспектов занятий с использованием компьютерных игр |
3. Саморазвивающий | Развитие самоконтроля у детей с общим недоразвитием речи | Закрепление навыков пользования компьютером. Использование игр 3 блока на развитие мелкой моторики |
Содержание деятельности по работе с родителями
Оформление стенда для родителей речевой группы о требованиях при работе с компьютером «Ребенок и компьютер» |
Проведение родительского клуба «Школа
логопеда» на базе ДОУ по
теме«Информационно-компьютерные технологи, как
средство коррекции речевых нарушений детей
старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи» – выступление из опыта работы – показ фрагмента логопедического занятия с использованием программы «Игры для Тигры» |
Содержание деятельности по работе с педагогами
Проведение консультации для педагогов ДОУ на тему: «Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ» |
Выступление на районном семинаре «Управление ситуацией развития в группах детского сада» (в рамках курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ) по теме: «Информационно-компьютерные технологи, как средство коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» |
Подготовка и участие в межрайонном
объединении руководителей на базе ДОУ – проведение открытого подгруппового занятия с детьми речевой группы старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР с использованием программы «Игры для Тигры» |
Участие в районном фестивале методических идей «Новые подходы к организации педагогического процесса в детском саду» по теме: «Информационно-компьютерные технологи, как средство коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» |
Участие в районном конкурсе «Учитель года» в
номинации «Воспитатель года» по теме:
«Информационно-компьютерные технологи, как
средство коррекции речевых нарушений детей
старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи» – представление опыта работы – визитная карточка – проведение открытого подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием компьютера |
Выступление на педсовете, межрайонном объединении, родительском клубе, родительском собрании с показом презентаций в течение учебного года (использование мультимедийного оборудования) |
Бюджет проекта
Наименование расходов | Стоимость работ | Источники финансирован |
Комментарии |
Приобретение компьютерного
оборудования: – монитор, мышь – процессор – клавиатура – колонки – программы |
30.000 рублей | ДОУ | |
Приобретение компьютерной
программы «Игры для Тигры» |
900.00 рублей | ДОУ | |
CD «Смешарики» «Компьютер Ежика» CD «Смешарики» «Круглая компания» CD «Улица Сезам» «Давай учиться» CD «Алик: скоро в школу» |
Личное оборудование |
Персонал проекта
Ф.И.О., должность | Функции, выполняемые в проекте |
Учитель-логопед | – Изучает литературу, компьютерные
игры и программы, создает игротеку, применяет
игры на коррекционных занятиях в дополнение к
основному материалу – оформляет стенд для родителей – организует и проводит родительский клуб – выступает на консультациях ДОУ, на районных курсах повышения квалификации педагогов, межрайонных мероприятиях, педсоветах, районном конкурсе «Учитель года», фестивале методических идей |
Заведующая, старший воспитатель |
– Приобретают компьютерное
оборудование – оказывают помощь в подготовке к районному конкурсу «Учитель года» |
Результаты: проведена диагностическая работа по двум направлениям- развитие психических процессов и речевое развитие. Использовались методики на выявление психических процессов и результаты логопедического обследования. Сравнительный анализ результатов показал уровень развития психических процессов детей с использованием компьютерных технологий выше, чем у детей без их применения. Результаты представлены на слайде в отчетной презентации на примере развития внимания у детей с общим недоразвитием речи. Такая же положительная динамика прослеживается в развитии других психических процессов. Наряду с психическими процессами шло позитивное развитие и речевых (развитие звукового анализа, обогащение глагольного словаря, подбор слов с обобщающим значением)
Приложения:
- Отчет по теме самообразования: «Информационно-компьютерные технологии, как средство коррекции речевых нарушений» – Приложение 1
- Презентация к отчету по теме: «Информационно-компьютерные технологии, как средство коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи» – Приложение 2
- Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня с использованием ИКТ «Звук и буква З» – Приложение 3
- Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР «Что? Где? Когда?» с использованием ИКТ – Приложение 4
- Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня «Путешествие со Смешариками» с использованием ИКТ – Приложение 5