Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.
Задачи:
- Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
- Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.
- Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного (Презентация, слайд 1)
– Что называется водными массами?
– Какие типы водных масс вы знаете?
– Какими свойствами характеризуются водные
массы?
– Каковы закономерности в распределении
температуры, солености воды в океане?
3. Актуализация знаний
– Сегодня мне хотелось бы начать урок с одного письма, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Банифатьевича Врунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.
Как-то раз я и мой помощник Лом решили
отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в
море. И все-таки должен сказать: хорошо в море!
Недаром, знаете, еще древние греки говаривали,
что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль
бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает
за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по
волнам, откуда-то прилетели буревестники,
ветерок стал крепчать. Работает, свистит в
снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и
последний маяк остался позади, берегов как не
бывало, только море кругом; куда ни взглянешь —
везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому,
лег на койку и заснул как убитый. А через два часа,
бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся
кругом, глянул вперед… и в глазах у меня
потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного:
то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном
порядке, держит штурвал, но идёт он не в том
направлении, как мы задумывали. У нас разразился
страшный скандал! Мы спорили очень долго и не
заметили в споре, как договорились о пари, в
котором говорилось о том, что мы сможем совершить
путешествие по океану, больше не поднимая паруса
и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я
обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне
разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это
сделать и как. А я вам буду сердечно в этом
благодарен.
Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.
– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.
4. Изучение нового материала
– По вашему мнению, ребята, каким образом
корабль смог бы передвигаться в океане и по
какому маршруту?
Учащиеся: предлагают различные варианты
передвижения.
– Тема нашего урока сегодня – это океанические
течения. (Презентация,
слайд 2)
Хороший способ передвижения – это передвижение
с помощью океанических течений. А для того чтобы
им воспользоваться, необходимо познакомиться с
течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно
задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся
предлагают вопросы).
Учитель (Презентация,
слайд 3): Я так сформулировала те вопросы,
которые вы предложили. А теперь будем искать на
них ответы, тем самым попробуем помочь капитану
Врунгелю.
– Что называют океаническим течением?
– По какой причине возникают течения?
– Какова закономерность распределения течений
по поверхности земного шара?
– Какие бывают виды течений?
– Течения – это один из видов движения вод
Океана.
– На ваш взгляд, что такое океаническое
течение? Как вы понимаете это понятие? (Ответы
учащихся).
Океанические течения – это горизонтальное
перемещение воды в океане на большие расстояния.
(Презентация, слайд 4)
– Посмотрите на карту атласа (стр. 2-3) и скажите,
как на карте обозначены течения?
Что обозначает красный и синий цвет?
– Какова причина приводит к образованию течений?
(Постоянные ветры)
Откройте учебник на стр.77, прочитайте первый
абзац.
– Какие главные причины образования ветров? (Презентация, слайд 4)
- постоянные ветры
- рельеф дна
- очертания материков
- отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси.
– Течения, возникшие под влиянием ветров, называются ветровыми. (Презентация, слайд 5) Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.1-2):
1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.
– Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)
– Поток воды при встрече с каким-либо объектом
делится, огибая препятствие с разных сторон. Так
и в океане: течение, встречая препятствие, чаще
всего разделяется на два сточныхтечения.
(Презентация, слайд 5)
Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. Далее образование Ангольского течения показывает один из учеников.
– При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)
2. Нанесите на контурные карты два сточных течения более толстыми стрелками.
– А теперь найдите закономерности циркуляции
течений.
Если ученики не видят таких закономерностей,
учитель дает подсказку:
– Посмотрите на Тихий океан. (рис.29, стр. 78)
Сравните направления течений в северном и южном
полушариях.
В тетрадях заполняется схема ветровой
циркуляции в океане. (Презентация,
слайд 6)
Как раз на направление течений по часовой и
против часовой стрелки оказывает влияние
вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел
учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете
изучать в старших классах.
– Найдите на карте самое крупное ветровое
течение, в каком направлении несут свои воды? (Течение
Западных ветров)
Рассказ ученика о течении Западных ветров. (Презентация, слайд 7) (Приложение 3)
Самое крупное течение – это течение Западных
ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды.
Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько
тысяч километров, скорость – 3,5 км/ч.
– А теперь вернёмся к началу нашего урока.
Вспомним те вопросы, которые мы поставили в
начале урока. (Презентация,
слайд 8)
– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь
надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его
помощнику Лому то, как можно только при помощи
течений совершить морское путешествие.
– Для этого вы должны будете заполнить
следующую табличку. И будем надеяться, что эти
записи попадут в руки капитана.
Выполнение работы.
5. Закрепление: Впиши недостающий текст. (Презентация, слайд 9)
1. Течение – это……
2. Течение возникает под действием …
3. Холодное течение обозначается стрелкой
(нарисуй) … Теплое (нарисуй) …
4. Течения, возникшие под влиянием ветров,
называются …
5. Выпиши названия течений из карты (по три
примера)
теплые
холодные (Приложение 1)
6. Домашнее задание (Презентация, слайд 10)
1. Прочитать стр.75-79,
2. Опишите физико-географическое положение
течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
– На контурную карту нанести течения Тихого океана.