Урок по географии в 7-м классе на тему "Схема поверхностных течений"

Разделы: География


Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

Задачи:

  • Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
  • Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию,  выявлять закономерности, читать карты атласа.
  • Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного (Презентация, слайд 1)

– Что называется водными массами?
– Какие типы водных масс вы знаете?
– Какими свойствами характеризуются водные массы?
– Каковы закономерности в распределении температуры, солености воды в океане?

3. Актуализация знаний

–  Сегодня мне хотелось бы начать урок с одного письма, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Банифатьевича Врунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как.  А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания
 Врунгель Христофор Бонифатьевич.


(Приложение 4)

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

4. Изучение нового материала

– По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?
Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.
– Тема нашего урока сегодня – это океанические течения. (Презентация, слайд 2)
Хороший способ передвижения – это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (Презентация, слайд 3):  Я так сформулировала те вопросы, которые вы предложили. А теперь будем искать на них ответы, тем самым попробуем помочь капитану Врунгелю.
– Что называют океаническим течением?
– По какой причине возникают течения?
– Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
– Какие бывают виды течений?
– Течения – это один из видов движения вод Океана.
– На ваш взгляд, что такое океаническое  течение? Как вы понимаете это понятие?   (Ответы учащихся).

Океанические течения – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния. (Презентация, слайд 4)
– Посмотрите на карту атласа (стр. 2-3) и скажите, как на карте обозначены течения?
Что обозначает красный и синий цвет?
– Какова причина приводит к образованию течений? (Постоянные ветры)
Откройте учебник на стр.77, прочитайте первый абзац.
– Какие главные причины образования ветров? (Презентация, слайд 4)

  • постоянные ветры
  • рельеф дна
  • очертания материков
  • отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси.

– Течения, возникшие под влиянием ветров, называются ветровыми. (Презентация, слайд 5) Теперь  приступаем к работе на контурной карте (стр.1-2):

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

– Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)
– Поток воды при встрече с каким-либо объектом делится, огибая пре­пятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препят­ствие, чаще всего разделяется на два  сточныхтечения. (Презентация, слайд 5)

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. Далее образование Ангольского течения показывает один из учеников.

– При столкновении течения Западных ветров, которое является вет­ровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Запад­ных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи, когда вет­ровое течение в результате столкновения с материком перестает су­ществовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)

2. Нанесите на контурные карты два сточных течения более толстыми стрелками.

– А теперь найдите закономерности циркуляции течений.
Если ученики не видят таких закономерностей, учитель дает подсказку:
– Посмотрите на Тихий океан. (рис.29, стр. 78) Сравните направления течений в север­ном и южном полушариях.
В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане. (Презентация, слайд 6)

(Приложение 5)

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
– Найдите на карте самое крупное ветровое течение, в каком направлении несут свои воды? (Течение Западных ветров)
Рассказ ученика о течении Западных ветров. (Презентация, слайд 7) (Приложение 3)
Самое крупное течение – это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды. Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько тысяч километров, скорость – 3,5 км/ч.
– А теперь вернёмся к началу нашего урока.  Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (Презентация, слайд 8)
– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.
– Для этого вы  должны будете заполнить следующую табличку. И будем надеяться, что эти записи попадут в руки капитана.
Выполнение работы.

5. Закрепление: Впиши недостающий текст. (Презентация, слайд 9)

1. Течение – это……
2. Течение возникает под действием …
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …  Теплое (нарисуй) …
4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …
5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

теплые
 
 
 
холодные  (Приложение 1)

6. Домашнее задание (Презентация, слайд 10)

1. Прочитать стр.75-79,
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:

План описания течения Ответы
Название
В каком океане находится
Где образуется
В каком направлении течет
Тип течения по температуре
                                                                     

(Приложение 2)

– На контурную карту нанести течения Тихого океана.