В настоящее время всё чаще появляется в печати информация об ухудшении состояния здоровья детей в процессе обучения. Так, в целом количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза (Зелинская Д.И. , Муталов А.Г.). При этом отмечается, что здоровье школьников тесно связано с состоянием школьной среды, личностью учителя (Митина Л.М.) и педагогическими технологиями (Ямбург Е.А.). Большинство специалистов отмечают, что число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза и именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения. Статистика показывает, что в нашей стране сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считатьсяздоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания.
Около 60 % детей приходят в первый класс с функциональными нарушениями, 21,4 % – с отставанием биологического возраста от паспортного на 2 года, 45 % - физиологически и нейропсихологически не готовы к обучению, освоению учебной программы.
С целью формирования среды обучения и воспитания, способствующей охране и укреплению физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса, в МОБУ лицей с. Булгаково разработан модульный социально-педагогический проект «Здоровая школа», рассчитанный на период с 2008 до 2014 года.
Проектная работа включает в себя следующие этапы:
- диагностический (2008-2010годы);
- аналитический (2010-2012 годы);
- этап коррекции (2013-2014 годы).
На диагностическом этапе нами разрабатывались следующие модули проекта:
- информационно-образовательный (определялся уровень знаний участников образовательного процесса в области сохранения физического и душевного здоровья, культуры отношений, безопасности жизнедеятельности);
- модуль педагогических технологий (изучались здоровьесберегающие составляющие используемых в лицее педагогических технологий);
- модуль физического здоровья (изучались заболеваемость учащихся, состояние их физического развития, физической работоспособности, зрения);
- модуль оптимизации физической нагрузки (изучались соответствие физической нагрузки учащихся возрастным нормам и индивидуальным особенностям, активность посещения спортивных кружков и секций во внеурочное время, отношение к физической культуре и спорту среди педагогов и родителей);
- гигиенический модуль (соответствие условий обучения, расписания, питания гигиеническим нормам и требованиям, сформированность у учащихся гигиенических навыков и умений);
В работе над проектом активное участие принимают сами учащиеся в рамках научно-исследовательской деятельности. Нами используются различные формы исследований: составление обзоров литературы, написание рефератов, обработка и анализ данных, предоставленных медицинским кабинетом, социологические исследования (проведение анонимного анкетирования среди учащихся), практическая работа по определению остроты зрения, показателей физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности учащихся (Коротков К.Г., Мерков А.М).
Проведённые нами исследования показали, что тема здоровья сегодня приобретает особую значимость и для нашего лицея. Отмечается высокий уровень хронических заболеваний учащихся. Увеличивается число детей с патологией почек, заболеваниями органов пищеварения, патологией сердечно-сосудистой системы. Наряду с этим отмечается тенденция к увеличению школьных заболеваний (заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата), отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни у участников образовательного процесса, недостаточный уровень валеокультуры в семьях.
В результате анонимного опроса выявлено, что 25% учащихся 5-11-х классов оценивают состояние своего здоровья как удовлетворительное и плохое. Только 20% учеников 5-11-х классов признают, что знания о здоровье они получают в школе от учителей, 65% учащихся 5-11-х классов считают, что необходима программа здорового образа жизни в школе.
Известно, что частота нарушений здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (1-й класс), переходе к предметному обучению (5-й класс) и на третью ступень школы (10-й класс). Установлено, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генез (Левин Э.А., Прокофьева О.И.).
По данным наших исследований отмечается повышение уровня заболеваемости и снижение показателей физической подготовленности у подростков 10-11-х классов по сравнению с 2008 годом.
Выявлено также, что в процессе обучения происходит ухудшение показателей физической работоспособности у учащихся первых классов. Выраженность изменений в большей степени зависит от периода исследования (начало и конец учебного года, учебной четверти), чем от учебной программы.
Одной из предполагаемых причин ухудшения здоровья школьников является общее увеличение числа детей дошкольного возраста с неблагоприятным прогнозом течения адаптации к школе, что подтверждается нашими исследованиями.
Таким образом, в лицее с. Булгаково завершён диагностический этап социально-педагогического проекта «Здоровая школа». Полученные результаты могут быть использованы для анализа с целью выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся. Наработанные методики легли в основу программы мониторинга состояния физического здоровья школьников.
Литература:
- Инновационные технологии в современном спорте/Иркутск: издание ООО «Мегапринт» 2007. Под редакцией доктора технических наук профессора Короткова К.Г.
- Жданова Л.А. и соавт. Оздоровление детей и подростков в образовательных учреждениях. Иван. гос. мед. акад.-Иваново, 2001.-91с.
- Левин Э.А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе: новаторская методика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -154с.
- Мерков А.М. Общая теория и методика санитарно-статистического исследования – 1963.
- Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика.//Школа здоровья. – 1995.№1. - С.25 – 43.
- Муталов А.Г.,Биглова И.Р. Факторы риска и профилактики ИБС и атеросклероза у детей и подростков//Актуальные проблемы детской кардиоревмотологии. Математическая Республиканская научно-практическая конференция.2001.Уфа с.46-49.
- Ямбург Е.А.Школа для всех. М.:Школа – Пресс,1996.246 с.