Отличительная черта современного общества – расширяющееся информационное пространство. Мы постоянно находимся в ситуации выбора информации, поэтому современному человеку необходимо умение не только получить некие сведения, но и критически осмыслить и грамотно их использовать. Очень часто скрытое информационное воздействие оказывает негативное влияние на жизнь людей; становится очевидной необходимость выработки такого способа отношения к информации, который мог бы помочь противостоять многим формам манипулирования взглядами людей и их внутренним миром. В связи с этим использование педагогической технологии критического мышления приобретает в настоящее время особую актуальность.
Что же означает понятие «критическое мышление»? По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., – и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike – «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» – «делающий оценку, разбор». Критическое мышление (альтернатива – догматическое) можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения, мы будем рассматривать его в качестве активного и интерактивного процесса познания.
В основу технологии развития критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.
Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Прием «Кластера»
Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема).
Далее вокруг этого слова записываются слова
или предложения, которые приходят на ум в связи с
этой темой.
Кластер – это «гроздь».
Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
«Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке.
Прием «Инсерт»
Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:
«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.
Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации. Авторы приема предлагают определённые правила, соблюдение которых поможет сохранить интерес к тексту:
- делайте пометки, используя два или три значка;
- ставьте значки по ходу чтения на полях;
- прочитав один раз, вернитесь к своим
первоначальным прогнозам,
вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, может случиться так, что количество значков увеличится.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Прием «ПМИ» (плюс – минус – интересно)
Данный прием очень хорошо зарекомендовал себя на стадии вызова. Его создателем является Эдвард де Боно.
Известные «за» («+») и «против» («–») по изучаемой теме заносятся в таблицу.
«+» (плюс) | «–» (минус) | «?» (интересно) |
|
В третью графу заносятся систематизированные
запросы в виде вопросов.
Заполнение таблицы помогает организовать работу
с информацией и на стадии осмысления содержания.
По ходу чтения параграфа или прослушивания
лекции новая информация заносится в таблицу
заполняются соответствующие графы. Этот прием
можно использовать и на стадии рефлексии. Так или
иначе, пошаговое знакомство с новой информацией,
увязывание ее с уже имеющейся, – это способ
активной работы с текстом.
Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.
При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
- положительные стороны явления – «+»;
- отрицательные стороны явления – «–»;
- а также информацию, которая просто заинтересовала – «?».
При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Прием «Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии вызова.
Данный прием заимствован из рекомендаций
американского педагога Д. Баланка для работы с
художественным текстом. В оригинале этот прием
помогает строить предположения по поводу
развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: «ствол
дерева» – тема; «ветви» – предположения
(количество «ветвей» не ограничено); «листья» –
обоснование этих предположений, аргументы в
пользу того или иного мнения.
Прием «Словарная карта»
Прием критического мышления «Словарная карта» учит пользоваться фоновыми знаниями, контекстом, словарями, усваивать новые понятия и термины, применять их практически. Когда обучаемым предлагается определить место нового слова в уже имеющейся понятийной системе, усвоение происходит гораздо успешнее. Расширение словарного запаса мы рассматриваем как интерактивный практический процесс. Работа строится следующим образом: в ходе получения любого вида информации обучаемые концентрируют свое внимание на новых понятиях и терминах, являющихся ключевыми в данной теме. Учащимся предлагается вспомнить, что они знали раньше об этом понятии, и расширить свои знания, а также, используя контекст и словари, вывести осознанное и усвоенное значение слова. Словарная карта может содержать следующие элементы:
- новое слово;
- место его нахождения;
- словоупотребление, ассоциацию или пример;
- другую форму слова;
- дефиницию;
- синоним;
- антоним;
- предложение, найденное в книге;
- собственное предложение.
Синквейн
Самым популярным приемом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн. Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:
1-я строка – название стихотворения, тема
(обычно существительное);
2-я строка – описание темы (два прилагательных);
3-я строка – действие (обычно три глагола,
относящихся к теме);
4-я строка – чувство (фраза из четырех слов,
выражающих отношение автора к теме);
5-я строка – повторение сути, синоним первой
строки (обычно существительное).
Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая друг другу правила написания, подбирая лексику. Затем синквейн пишется индивидуально. Целью написания подобного стихотворения может быть отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного.
Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить понятийный багаж учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.
Чтобы понять и принять новизну приемов
технологии развития критического мышления
требуется сдвиг в педагогическом сознании, а это
достигается труднее всего, так как необходимо
постоянно доказывать, что без духовного поиска и
роста Педагог и Воспитатель не смогут состояться
как профессионалы.
Выдающийся философ начала XX в. А.И. Клизовский
писал о том, что «нет такого порядка, чтобы свои
ступени эволюции можно было проходить на плечах
другого.
Учителя дают нам возможности, при нашем устремлении помогают нам, но входить мы должны своими ногами и достигать всего своими руками, иначе говоря, своими усилиями».
Эпоха педагогического писка продолжается. Путь
наш долог, бесконечно долог. Так давайте будем
дорожить этим счастливым чувством причастности
к своему времени тревог,
волнений и открытий. Давайте будем друзьями и
верными попутчиками друг другу!
Литература:
- Авгусманова Т.А. Развитие критического мышления в профессиональной подготовке социального педагога: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 148 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.