Проект "Пальчики помогают говорить"

Разделы: Логопедия


В рамках разработанного проекта сотрудничают воспитатель, логопед, дети старшей речевой группы, родители.

Продолжительность проекта 1 год

Актуальность проекта:

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.
В речевые группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости детей речевых групп необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

Цель проекта: разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования.
  • Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка «Ловкие пальчики».
  • Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.

Описание проекта

Речевая группа МДОУ №324 осуществляет системный подход в решении проблем, связанных с общим недоразвитием речи дошкольников, учитывая требования «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков.
По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми оформляется уголок «Ловкие пальчики».
На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, определяющие уровень ручной умелости у детей данного возраста.

План-график проекта

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

Содержание работы

Срок

Ответственный

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

сентябрь Воспитатель
Логопед

Основной (практический)

Содержание работы

Срок

Ответственный

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования с подбором материала:

– комплексов пальчиковой гимнастики,
– игр и упражнений с различными предметами,
– упражнений на развитие графо-моторных навыков,
– упражнения с элементами массажа.
– упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:
– игры с предметами,
– разного вида шнуровки,
– пальчиковый театр,
– картотека игр для пальчиков,
– материал на развитие графо-моторных навыков.

3. Работа с родителями:

Консультаций
– «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста»,
– «Готовим руку к письму»,
– «Что нужно знать о навыках письма»,
– «Леворукость у детей»,
– «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»,
– «Приемы формирования мелкой моторики»

Семинар-практикум
«Пальцы помогают говорить»
Мастер-класс
«Поиграйте с ребенком дома»
Конкурс на лучшую игру
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

Сентябрь

По ходу реализации проекта

Октябрь

Январь

Февраль

Воспитатель
Логопед

Дети

Воспитатель
Логопед
Воспитатель

Родители

Заключительный этап

Содержание работы срок ответственный
1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторикирук у детей с речевым нарушением.
– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

Май Воспитатель
Логопед
Родители

Ожидаемые результаты

Система работы по развитию мелкой моторики рук включает:

  • Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в старшей речевой группе на основе тематического планирования.
  • Уголок «Ловкие пальчики».
  • Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
  • Консультационный материал для родителей.

Подведение итогов

  • Выставка игр и пособий на методическом объединении района.
  • Презентация проекта на методическом объединении района.
  • Уголок «Ловкие пальчики».
  • Конкурс на лучшую игру среди родителей.