Цели урока:
- Рассмотреть деление с остатком и вывести алгоритм действий.
- Учить использовать алгоритм для решения примеров.
- Развивать умение анализировать, классифицировать, делать выводы.
- Развивать коммуникативные способности (умение слышать и слушать).
Структура урока:
1. Организация начала занятий
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация знаний, практических и умственных умений).
Дидактическая задача:
- обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;
- актуализация опорных знаний и умений.
3. Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
4. Первичная проверка понимания. Вывод алгоритма действий при делении с остатком.
Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового материала.
5. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
6. Контроль результатов первичного запоминания
Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий; обеспечение их коррекции.
7. Итог урока
Дидактическая задача:
- дать анализ и оценку успешности достижения цели;
- наметить перспективу последующей работы.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
а) Работа в группах.
Расшифровать слова, решив примеры.
у 27 : 9 д 45 : 9 д 25 : 5 д 30 : 6 ч 8 * 9 о 36 : 9
м 2 * 0 е 16 : 2 е 4 * 2 е 1 * 8 а 16 : 8 с 49 : 7
н 8 * 3 л 4 * 4 л 16 * 1 л 4 * 4 с 56 : 8 т 6 * 6
о 32 : 8 е 4 * 2 и 3 * 2 и 42 : 7 т 9 * 4 а 18 : 9
ж 81 : 9 н 3 * 8 м 0 * 7 т 6 * 6 н 6 * 4 т 9 * 4
е 2 * 4 и 36 : 6 о 28 : 7 е 32 : 4 о 8 : 2 о 2 * 2
н 4 * 6 е 8 * 1 е 64 : 8 л 16 * 1 е 40 : 5 к 4 * 3
и 18 : 3 ь 9 * 9
е 24 : 3
Код: 2 –
а 4
– о 5 –
д 6 –
и
7 –
с 8
– е 9 –
ж 12 – к
16 –
л 3 –
у 24 –
н 36 – т
72
– ч 81 –
ь 0 – м
б) По мере расшифровки слов на доску вывешиваются аншлаги с отгаданными словами.
Деление – Что можете сказать, прочитав эти слова?
Умножение – Что их объединяет?
Делимое – Какие сомнения у вас появились?
Делитель – Какое слово «лишнее»?
Частное – Как думаете, почему наряду с другими словами
Остаток есть слово ОСТАТОК?
3. Первичное введение материала с учётом закономерности процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся
а) Классификация
Задание: решить примеры и распределить примеры на группы (примеры записаны на доске).
18 : 9 8 : 5 35 : 5 81 : 9
27 : 3 5 : 2 11 : 3 49 : 7
б) Решая примеры, стираем их с доски. Остаются
те примеры,
которые учащиеся не смогут
решить, т.к. не знают как.
Проблемная ситуация.
– Как же нам решить оставшиеся примеры?
в) Работа в группах.
Задание: предложить способ решения оставшихся примеров.
г) Выдвижение гипотез группами.
Решения могут быть предложены разные: в виде рисунка, схемы, арифметическим способом.
– Какой из предложенных способов решения мы возьмём за основу?
д) Выбор правильного способа решения.
– Кто-то может проверить правильность нашего выбора?
е) Определение темы урока.
– Сегодня мы только знакомимся с этим действием – делением с остатком. Впереди нас ждёт ещё много уроков, на которых мы узнаем подробнее особенности этого деления.
4. Вывод алгоритма действий при делении с остатком
а) Решение оставшихся примеров
5 : 2 = 2(ост. 1) 8 : 5 = 1(ост.3)
б) Составление алгоритма
НАЙДЁМ самое большое число до …
РАЗДЕЛИМ его на делитель …
ВЫЧТЕМ из делимого …
5. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения
9 : 4 15 : 8 34 : 8 18 : 7
19 : 6 22 : 4 25 : 7 41 : 8
Дополнительно на партах листочки с примерами для тех, кто уверен и понял:
33 : 7 55 : 6 66 : 7 77 : 9
88 : 9 22 : 3 44 : 6
6. Контроль результатов первичного запоминания
Задание: помогите Незнайке, который сомневается в правильности своих решений.
34 : 8 = 4 (ост.5) 22 : 3 = 8
9 : 5 = 1 (ост.3) 47 : 5 = 9 (ост.2)
7. Итог урока
– Оправдались ли ваши предположения насчёт
слова ОСТАТОК?
– Что нового узнали на уроке?
– Кто доволен сегодняшней работой?
8. Домашнее задание
Подумайте над примером 13 : 4 = 2 (ост. 5) и решите, над чем будем работать завтра.