Цели:
- закрепление обобщение знаний учащихся о правилах корня: безударные гласные в корне, парные звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания учащихся;
- формирование умения работать самостоятельно;
- формирование умения самостоятельно делать выводы;
- способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал для самостоятельной работы с текстом.
Ход урока
Организационный момент (звучит музыка "Мы едем, едем,:"
Слайд 1 "Прозвенел звонок - начинается урок".
Слайд 2 "Страна Орфография".
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательно - познавательное путешествие в необычную страну с не менее интересным названием "Орфогафия". Для успешного путешествия необходимы такие качества как: знания, понимание, интерес (Слайд 3). Девизом нашего урока сегодня будут такие сточки: "Никто не знает так много, как все мы вместе" (запись девиза на доске)
Чтобы путешествие было интересным и увлекательным вам надо быть очень внимательными, не бояться проявлять свои знания, быть активными. А мы вам поможем в случае неудачи. Итак, в добрый путь!
В путешествии мы с вами сделаем несколько остановок, а какие это будут станции вы должны угадать сами. А для этого вы должны выполнить задания.
Мы приближаемся к первой станции. И вот задание:
Отгадать загадки, отгадки записать в тетради и обозначить орфограмму.
а) Растет на грядке зеленая ветка,
А на ней красные детки.(помидор)
Слайд 4 (рисунок помидора)
б) Расселась барышня на грядке.
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
Слайд 5 (рисунок капусты)
в) Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (горох)
Слайд 6 (рисунок гороха)
г) Орехи в земле,
Листья на земле. (картофель)
Слайд 7 (рисунок картофеля)
д) Лежит меж грядок
Зелен им сладок. (огурец)
Слайд 8 (рисунок огурца)
е) Красный нос в земля врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный хвост.(морковь)
Слайд 9 (рисунок моркови)
- На какую орфограмму все записанные слова? (непроверяемая безударная гласная в корне слова)
Значит мы с вами на станции "Безударные гласные в корне слова"
Слайд 10 (название станции)
На следующей станции вам предстоит выполнить следующее задание:
Составить предложения, вставить пропущенные буквы
На, бл..стит, утренняя, р..са, траве. В..терок, под, легкий, шумит, д..ревьями.
Слайд 11 (предложение)
Задание:
Какая орфограмма встретилась в словах этого предложения? (проверяемая безударная гласная в корне слова)
- Какое правило использовали при написании всех слов в предложении?
Слайд 12 (правило)
В какой части слова находится проверяемая безударная гласная? (в корне)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (подобрать проверочные слова)
Устно подберите проверочные слова.
Задание: Разберите первое предложение по членам предложения и обозначьте части речи.
Проверка задания.
Вы успешно справились с заданиями на этой станции, а значит, мы можем продолжить свой путь. Название следующей станции, на которой мы остановимся, вы узнаете, выполнив задание:
Слайд 13 (задание)
Задание: Из слов каждой строчки составьте новое слово, используя первые слоги, запишите их и обозначьте орфограмму
- Забор, гадкий, калитка
- Кролик, ватрушка, каша
- Поле, годный, какаду
- Какие слова получились?(загадка, кроватка, погодка)
- Какая орфограмма в словах (парная согласная в корне слова)
Правильно, значит мы на станции "Парные согласные в корне слова"
Слайд 14 (название станции)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в корне слова (подобрать проверочные слова)
Слайд 15 (правило)
Составьте словосочетания и запишите их в тетради, определите в них часть речи, род и число. В проверяемых словах выделите орфограмму.
Проверка.
Молодцы! Встретили вы трудности на этой станции? Значит можно отправляться далее.
Слайд 16 (Физ. Минутка)
Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, выйдите из- за парт. Я буду называть слова с орфограммами, а вы будете выполнять упражнения. Если вы услышите слово с безударной гласной, хлопайте в ладоши, если с парной согласной - топайте ногой, если с непроизносимой согласной - прыгайте, ну, а если услышите слово с другой орфограммой - приседайте.
Слова: вода, река, моря, ложка, плод, дождь, солнце, речь, ночь, сердце.
Продолжаем свой путь
Название следующей станции вы узнаете, если будете внимательными. А для этого вы должны прочитать рифмовку, запомнить и записать как можно больше слов
Рифмовка:
Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звездный,
Здравствуйте и поздний,
Злостный, неизвестный
Местный, устный, честный.
Грустный и ненастный,
Радостный, несчастный.
Слайд 17 (рифмовка)
Слайд 18 слово "Удачи"
Проверка.
-Что общего в этих словах?
Мы достигли станции "Непроизносимые согласные в корне слова"
Слайд 19 (название станции)
- Как проверить непроизносимые согласные в корне?
Слайд 20 (правило проверки непроизносимых согласных)
Все ли слова с этой орфограммой можно проверить?
Обозначьте орфограмму в записанных вами словах.
Наше путешествие подходит к концу, но чтобы попасть в страну орфографию, вам надо преодолеть еще одну станцию с названием "Грамотеи" На этой станции вы должны выполнить самостоятельную работу. Каждому дан один и тот же текст, но разные задания. Одни из вас будут исправлять ошибки текста, а другие вставлять пропущенные буквы. Для успешной работы вам нужно быть очень и очень внимательными, чтобы не пропустить ни одной ошибки или правильно написанное слово не исправить на неправильное. Я желаю вам успеха в достижении цели.
Слайд 21 "Грамотеи" (дифференцированное задание на карточках )
Текст: Земой и летом, осинью и висной харош русский лес. Из всех диревьев леса милее всех наша бирёза. Харошы и чисты бирёзовые светлые рощи.
В лису сошол снек. На бирёзах набухли смалистые душыстые почьки. Много певчих птиц собираются в рощях.
В летние дни харошо брадить по бирёзовой роще.
В народных песнях и скасках чясто упоминается бирёза.
З:мой и летом, ос:нью и в:сной х:рош русский лес. Из всех д:ревьев леса милее всех наша б:рёза. Х:рош: и чисты б:рёзовые светлые рощи.
В л:су сош:л сне:. На б:рёзах набухли см:листые душ:стые почки. Много певчих птиц собираются в рощ:х.
В летние дни х:рошо бр:дить по б:рёзовой роще.
В народных песнях и ска:ках ч:сто упоминается б:рёза.
Проверка.
Слайд 22 (текст)
Итог урока.
Молодцы! Вы успешно достигли маленького пути в страну Орфографию. По этой дороге вам предстоит идти еще не один год. Я желаю вам успехов в достижении любых целей и маленьких и больших. А сегодня я бы хотела узнать, что вам было интересно и с какими трудностями вы встретились в пути?
Слайд 20 "Перемена"
Приложение: компьютерная презентация урока