Урок русского языка в 4-м классе "Три правила корня"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление обобщение знаний учащихся о правилах корня: безударные гласные в корне, парные звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне;
  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания учащихся;
  • формирование умения работать самостоятельно;
  • формирование умения самостоятельно делать выводы;
  • способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал для самостоятельной работы с текстом.

Ход урока

Организационный момент (звучит музыка "Мы едем, едем,:"

Слайд 1 "Прозвенел звонок - начинается урок".

Слайд 2 "Страна Орфография".

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательно - познавательное путешествие в необычную страну с не менее интересным названием "Орфогафия". Для успешного путешествия необходимы такие качества как: знания, понимание, интерес (Слайд 3). Девизом нашего урока сегодня будут такие сточки: "Никто не знает так много, как все мы вместе" (запись девиза на доске)

Чтобы путешествие было интересным и увлекательным вам надо быть очень внимательными, не бояться проявлять свои знания, быть активными. А мы вам поможем в случае неудачи. Итак, в добрый путь!

В путешествии мы с вами сделаем несколько остановок, а какие это будут станции вы должны угадать сами. А для этого вы должны выполнить задания.

Мы приближаемся к первой станции. И вот задание:

Отгадать загадки, отгадки записать в тетради и обозначить орфограмму.

а) Растет на грядке зеленая ветка,
А на ней красные детки.(помидор)

Слайд 4 (рисунок помидора)

б) Расселась барышня на грядке.
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)

Слайд 5 (рисунок капусты)

в) Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (горох)

Слайд 6 (рисунок гороха)

г) Орехи в земле,
Листья на земле. (картофель)

Слайд 7 (рисунок картофеля)

д) Лежит меж грядок
Зелен им сладок. (огурец)

Слайд 8 (рисунок огурца)

е) Красный нос в земля врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный хвост.(морковь)

Слайд 9 (рисунок моркови)

- На какую орфограмму все записанные слова? (непроверяемая безударная гласная в корне слова)

Значит мы с вами на станции "Безударные гласные в корне слова"

Слайд 10 (название станции)

На следующей станции вам предстоит выполнить следующее задание:

Составить предложения, вставить пропущенные буквы

На, бл..стит, утренняя, р..са, траве. В..терок, под, легкий, шумит, д..ревьями.

Слайд 11 (предложение)

Задание:

Какая орфограмма встретилась в словах этого предложения? (проверяемая безударная гласная в корне слова)

- Какое правило использовали при написании всех слов в предложении?

Слайд 12 (правило)

В какой части слова находится проверяемая безударная гласная? (в корне)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (подобрать проверочные слова)

Устно подберите проверочные слова.

Задание: Разберите первое предложение по членам предложения и обозначьте части речи.

Проверка задания.

Вы успешно справились с заданиями на этой станции, а значит, мы можем продолжить свой путь. Название следующей станции, на которой мы остановимся, вы узнаете, выполнив задание:

Слайд 13 (задание)

Задание: Из слов каждой строчки составьте новое слово, используя первые слоги, запишите их и обозначьте орфограмму

  • Забор, гадкий, калитка
  • Кролик, ватрушка, каша
  • Поле, годный, какаду

- Какие слова получились?(загадка, кроватка, погодка)

- Какая орфограмма в словах (парная согласная в корне слова)

Правильно, значит мы на станции "Парные согласные в корне слова"

Слайд 14 (название станции)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в корне слова (подобрать проверочные слова)

Слайд 15 (правило)

Составьте словосочетания и запишите их в тетради, определите в них часть речи, род и число. В проверяемых словах выделите орфограмму.

Проверка.

Молодцы! Встретили вы трудности на этой станции? Значит можно отправляться далее.

Слайд 16 (Физ. Минутка)

Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, выйдите из- за парт. Я буду называть слова с орфограммами, а вы будете выполнять упражнения. Если вы услышите слово с безударной гласной, хлопайте в ладоши, если с парной согласной - топайте ногой, если с непроизносимой согласной - прыгайте, ну, а если услышите слово с другой орфограммой - приседайте.

Слова: вода, река, моря, ложка, плод, дождь, солнце, речь, ночь, сердце.

Продолжаем свой путь

Название следующей станции вы узнаете, если будете внимательными. А для этого вы должны прочитать рифмовку, запомнить и записать как можно больше слов

Рифмовка:

Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звездный,
Здравствуйте и поздний,
Злостный, неизвестный
Местный, устный, честный.
Грустный и ненастный,
Радостный, несчастный.

Слайд 17 (рифмовка)

Слайд 18 слово "Удачи"

Проверка.

-Что общего в этих словах?

Мы достигли станции "Непроизносимые согласные в корне слова"

Слайд 19 (название станции)

- Как проверить непроизносимые согласные в корне?

Слайд 20 (правило проверки непроизносимых согласных)

Все ли слова с этой орфограммой можно проверить?

Обозначьте орфограмму в записанных вами словах.

Наше путешествие подходит к концу, но чтобы попасть в страну орфографию, вам надо преодолеть еще одну станцию с названием "Грамотеи" На этой станции вы должны выполнить самостоятельную работу. Каждому дан один и тот же текст, но разные задания. Одни из вас будут исправлять ошибки текста, а другие вставлять пропущенные буквы. Для успешной работы вам нужно быть очень и очень внимательными, чтобы не пропустить ни одной ошибки или правильно написанное слово не исправить на неправильное. Я желаю вам успеха в достижении цели.

Слайд 21 "Грамотеи" (дифференцированное задание на карточках )

Текст: Земой и летом, осинью и висной харош русский лес. Из всех диревьев леса милее всех наша бирёза. Харошы и чисты бирёзовые светлые рощи.

В лису сошол снек. На бирёзах набухли смалистые душыстые почьки. Много певчих птиц собираются в рощях.

В летние дни харошо брадить по бирёзовой роще.

В народных песнях и скасках чясто упоминается бирёза.

З:мой и летом, ос:нью и в:сной х:рош русский лес. Из всех д:ревьев леса милее всех наша б:рёза. Х:рош: и чисты б:рёзовые светлые рощи.

В л:су сош:л сне:. На б:рёзах набухли см:листые душ:стые почки. Много певчих птиц собираются в рощ:х.

В летние дни х:рошо бр:дить по б:рёзовой роще.

В народных песнях и ска:ках ч:сто упоминается б:рёза.

Проверка.

Слайд 22 (текст)

Итог урока.

Молодцы! Вы успешно достигли маленького пути в страну Орфографию. По этой дороге вам предстоит идти еще не один год. Я желаю вам успехов в достижении любых целей и маленьких и больших. А сегодня я бы хотела узнать, что вам было интересно и с какими трудностями вы встретились в пути?

Слайд 20 "Перемена"

Приложение: компьютерная презентация урока