Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади.
Цели:
- Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания культуры поведения;
- Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по становлению мировоззрения ребёнка;
- Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений;
Оформление:
- «Посейте поступок, поведение – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу».
- А. С. Макаренко учил, что “в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…”. Но нельзя злоупотреблять ничем.
- Джон Локк говорил: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости…, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой»
- “Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра” – Конфуций.
- “Из рассудительности и скромности, смешанных с мужеством, может возникнуть третья добродетель – справедливость” – Платон.
- “Ни один злой человек не бывает счастлив” – Ювенал.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Материалы: презентация «Мнение учеников 9-го класса о сериале «Школа»» (Приложение 1), видеоролик «Школьный день Носовой» (фрагменты сериала «Школа» – Приложение 2), кружка, свеча, памятки родителям (Приложение 3).
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас всех в полном составе. Мы с родительским комитетом готовились к этой встрече.
Сценка из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
(исполняют члены родительского комитета):
Алиса: Не скажите ли мне, по какой
дороге мне отсюда идти?
– Это сильно зависит от того, куда вы хотите
прийти, – сказал Кот.
– Мне, в общем – то, всё равно…– сказала Алиса.
– Тогда не важно, по какой дороге идти, – сказал
Кот
– Лишь бы прийти куда – нибудь, добавила
Алиса как объяснение.
– О, туда вы наверняка придёте, сказал Кот, –
если только будете идти достаточно долго.
Классный руководитель: Как вы уже
догадались, сегодня мы продолжим разговор о
воспитании наших детей. Мы все хотим, чтобы наши
дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно
богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем
непростом мире.
Писателю В.Распутину принадлежат слова: «У моего
поколения хоть «плохонькие», но были идеалы, а у
современного их совсем нет. И он прав. Сейчас
информационный обмен захлестнул все сферы жизни
общества, все сферы нашего сознания. Но вместе с
информационным обменом в нашу жизнь ворвался
«информационный обман». Идёт «подмена терминов»
– плохое становится хорошим. Воспитание
всегда основывалось на силе примера. В качестве
негативных примеров можно привести
последний сериал «Школа» и фильм «Все умрут, а
я останусь». Наши дети воспитываются не на
рассказах старших, не на их примере и не
просто на фильмах и книгах о варварах и
терминаторах, а уже на негативных образцах
поведения, негативных образах своих
сверстников.
Демонстрация видеоролика «Школьный день Носовой» (Приложение 2)
К сериалу «Школа», фрагменты которого вы только что посмотрели, отнестись равнодушно, без внимания не возможно. Прежде чем приступить к обсуждению проведём эксперимент.
Игра «Кружка»
(на ладони учителя на уровне глаз зрителей обычная кружка с односторонним рисунком)
Фабула игры: двое родителей занимают разное положение по отношению к кружке. Глядя на неё, поочерёдно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описание явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка без рисунка и т.д.
Вывод: эта игра свидетельствует о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, любая проблема, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения. Каждому из вас, уважаемые родители, я предлагаю посмотреть на каждую из проблем, поднятых в фильме, как бы со стороны, с разных точек зрения, как если бы вы держали её на ладошке.
Игра «Проблема на ладошке»
У нас две группы родителей, сидящих напротив. Одной из групп предлагаю найти что-то хорошее, справедливое, полезное в этом фильме. Другой группе, наоборот, – негативное, отрицательное, плохое. Проблему на ладошке будет символизировать «сердечко», которое вы будете передавать от одного выступающего к другому, от одной группы родителей к другой.
(Каждый из родителей высказал своё мнение)
– Спасибо. А что думают по этому поводу ваши дети? С ними была проведена следующая анкета:
Анкета учеников 9 класса (на экране – диаграмма – Приложение 1)
1. Смотришь ли ты телесериал 1 канала «Школа»? Почему?
Да –
Нет –
Иногда –
2. Как ты думаешь, этот сериал реально показывает жизнь школьников?
Да –
Не много преувеличено –
Такого в школе не бывает
3. Как ты оцениваешь поведение своих сверстников:
Хорошее –
Нормальное –
Неудовлетворительное –
4. У тебя возникает желание брать пример с героев этого сериала?
Да –
Иногда –
Нет –
5. Ты обсуждаешь с родителями этот фильм?
Да –
Иногда –
Нет –
Выводы: В чём, собственно, мы, взрослые,
упрекаем сегодня кинематограф? Основная наша
претензия к кино – это преждевременная
житейская информация для детей (сюжеты,
связанные с показом интимной жизни мужчин и
женщин) и демонстрация дурных примеров
поведения: непослушание героев, их
неуважительное отношение к старшим, курение на
экране, драки.
Представьте себе, что все фильмы рассказывают
о персонажах, выполняющих правила примерного
поведения школьников. Опрятные, вежливые,
скромные, уважающие старших, не пьющие, не
курящие. Продвинуло бы это юного зрителя к
подобным способам поведения? Думаю, что вряд ли.
Такие фильмы будут вызывать внутренний протест
своей недостоверностью.
Пап и мам волнует вопрос, как поступить?
Запретить смотреть такие сериалы, программы? Но
ведь через год, два, может быть ребёнок
встретиться с этим в жизни, как он отнесётся, как
поведёт себя? Сейчас – то он имеет возможность
обменяться своими соображениями с родителями.
Так пусть сегодня с нашим участием дети
вырабатывают жизненную позицию, она им потом
очень пригодиться, поможет в схожей ситуации.
Игра «Сорняки»
Фабула игры: две группы играющих представляют «сорняки» и «культурные растения». Учитель описательным образом отмечает ситуацию природно-погодных условий, а «сорняки» и «культуры» изображают символическими жестами, движениями, пантомимикой как они проживают меняющиеся условия погоды. (играет музыка)
Учитель оповещает:
- Зима. Глубокий снег. «Сорняки» лежат под снегом спокойно, точно так же лежат спокойно «культуры», но их место в человеческом доме.
- Солнышко пригревает, снег тает на пригорках. «Сорняки» зашевелились и начали подымать головки, в то время как «культуры» всё ещё лежат в коробке у человека.
- Весна. Стало тепло. «Сорняки» начали расти бурно, а культурные растения только начал высаживать человек.
- Лето. И мы видим, как бурно вырастают «сорняки» и как они начинают занимать площадь, оттесняя «культуры», а также как человеку приходится бороться с сорняками.
- Ветер. Туча. Град. Сорняки всё легко выдерживают, их живучесть обеспечена миллионной историей существования, но гибнет без помощи человека «культура» – продукт и дитя человечества.
Вывод: Каждый отдельный человек несёт
в себе как природное, так и культурное.
Природное в человеке проявляет себя объективно
обязательно, дурные привычки как сорняки,
появляются и разносятся очень быстро, если не
вести борьбу с ними.
В то время как культура – это тонкий слой,
легко подвергающийся снятию, уничтожению.
Культура – возделанное человеком и без человека
не существует.
С вступлением в юность, ребёнок в любом случае
начнёт более значительно, чем прежде, искать
смысл жизни и своё место в ней. А вот содержание
этих поисков может оказаться различным, и
зависит оно, это содержание, будет от того,
окажемся ли мы в числе тех, с кем ребёнок будет
делиться результатами своих поисков, слову и
опыту которых он будет доверять.
Поэтому с детьми уже сейчас нужно говорить о жизни открыто, честно, не уходя от острых проблем идеологии, политики, морали, ничего не приукрашивая. С тем большим доверием отнесутся они к тому, на чём вы будете настаивать, к тем основным нашим ценностям, на которые вы будете им указывать.
Проблемных ситуаций в жизни не избежать: в них есть момент выбора, возможность предпочесть ту или другую линию поведения.
Вероятность «сильного хода» в проблемной ситуации повышается, если подросток способен взглянуть на неё, руководствуясь чётким мировоззрением. Лишь оно даёт правильный способ познания мира и определения своего отношения к нему.
Но, помните, наши дети всегда должны знать, к кому можно обратиться за помощью.
«Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира»
Я.А.Каменский
Проект решения собрания:
1. Периодически вести разъяснительную
работу: диалог с детьми о жизни, политике,
морали, способствующую формированию
нравственных ценностей детей.
2. Помнить. Личный положительный пример – основа
воспитания!
3. Родителям контролировать поведение ребёнка,
стараться предупредить возможные отрицательные
поступки.
Голосование.
– Как обычно, после очередного родительского собрания, я предлагаю вам дополнить памятками ваши родительские дневники, которые мы завели с вами с момента нашей первой встречи. (Приложение 3)
Памятка 1. Сухомлинский В.А.говорил: “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. «Кодекс истинного родителя»» – 2 пункт решения;
Памятка 2. А. С. Макаренко учил, что “в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…”. Но нельзя злоупотреблять ничем. Предъявляемые требования к ребёнку – 3 пункт решения собрания;
Памятка 3. “Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра” – Конфуций.
Перечень элементарных правил культурного человека – 1 пункт решения собрания;
– Закончить родительское собрание я хочу
такими словами: «Посейте поступок,
поведение – пожнёте привычку, посейте
привычку – пожнёте характер, посейте характер –
пожнёте судьбу»
– Всем спасибо, до новых встреч.