Охрана растений. Урок окружающего мира. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  • познакомить учащихся с Красной книгой,
  • расширить знания о растениях, находящихся под охраной,
  • обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека,
  • познакомить с Государственным заповедником «Поволжская лесостепь»,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Красная книга Пензенской области (сост.);
  • Презентация редких растений (ковыль, кувшинка, лилия кудрявая и др.);
  • знаки правил друзей природы;
  • учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь №1,
  • маски с изображением растений.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Вы уже очень много узнали о растениях. Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
– Как вы думаете, нужно ли охранять растения?

II. Проверка дом. задания

  1. Листья растений даже в самый жаркий день остаются прохладными. Проверить это достаточно просто: приложи листок к щеке, и ты сразу почувствуешь прохладу. Попытайся объяснить это. (Листья растений постоянно испаряют влагу. На испарение расходуется тепло, поэтому лист остаётся прохладным.)
  2. Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые ёлочки, а под елями сосёнки увидеть не удастся? (Ель – теневыносливое растение, поэтому может расти под любыми деревьями. Сосна же – растение светолюбивое, не переносит тени, поэтому и не растёт под елями).
  3. Названия каких растений сходны с именами людей? (Сходны с именами людей такие названия растений: лилия, адамов корень, анютины глазки, виктория, иван – да – марья, роза, иван – чай, любка, маргаритка, петров – крест, петрушка).
  4. Почему может погибнуть весь лес, если вырубить деревья с дуплами? (В дуплах деревьев птицы вьют гнёзда. Многие из них питаются сами и вскармливают своих птенцов насекомыми, вредителями растений. Если вырубить дуплистые деревья, птицы не будут селиться в этом лесу и насекомые погубят лес.)
  5. Какое из наших деревьев цветёт позднее всех? (Липа.)
  6. Какие ягоды можно собирать рано весной, даже из-под снега? (Клюкву и бруснику можно собирать рано весной. У этих растений хорошо перезимовывают под снегом не только листья , но и ягоды).
  7. Что такое «плач» берёзы весной? («Плач» берёзы – это её сок, который весной передвигается от корней к надземным частям. Нередко люди делают насечки на стволе берёзы. Сока через эти раны вытекает столько, что дерево может погибнуть. Вот и говорят , что берёза «плачет»).
  8. Плоды каких кустарников богаты витамином С? Назови не меньше двух. (Шиповник и чёрная смородина)
  9. Какие растения предупреждают о ненастной погоде? (Кислица, клевер, одуванчик, вьюнок, звездчатка (мокрица) и другие)
  10. У какого травянистого растения плоды являются «парашютистами»? (Одуванчик)
  11. Какие растения совершенно не переносят загрязнения воздуха? (Лишайники совершенно не переносят загрязнения воздуха. Осмотри стены домов, растения, растущие около крупных заводов, и ты не найдёшь лишайников. Лишайники считаются лучшими показателями чистоты воздуха. Если в каком-то месте растут лишайники, значит воздух здесь чистый.)
  12. Какое дерево является символом России? (Берёза)

III. Работа над новым материалом

1. Значение растений для животных и человека

– Как хорошо, что на свете есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете. Какое значение имеют растения для животных? (Кислород, убежище, пища, лекарство)
– А для человека? (Кислород, пища, лекарство, ткань, древесина)
– К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.
Сбор дикорастущих растений для букетов – ещё один мощный фактор воздействия человека на природу. Его очень часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, например, ландыш, колокольчик, ветренница. Поэтому растения нуждаются в охране.
– Даже из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Но часть из них нужно обязательно оставлять. (Почему?)
Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось.

Физкультминутка

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все: и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.

2. Сценка:

Входит Красная книга

– Здравствуйте, ребята! Куда я попала?
– Кто из вас знает, почему в такие книги попадают растения и животные?
– Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Выбегают трое детей. Представляются.
– Я – кувшинка. Раньше у меня было много подружек. Мы жили в большом красивом пруду и нам было весело.
– Я – лилия. У меня тоже было много друзей на поляне. Однажды к нам пришли люди. Мы радовались гостям. Они смотрели на нас и восхищались нашей красотой. А теперь мы боимся, что они придут и унесут нас.
– Я – ковыль. Раньше мы с друзьями могли изобразить море и люди любовались на наши волны. А теперь мы боимся, что скоро нас совсем не останется. (со страхом) Ой, кажется, кто-то сюда идёт!!
Входит мальчик:
– Ой, сколько цветочков! И травка есть! Нарву – ка я букет для мамы. Вот она обрадуется!
Мальчик идёт к цветам, они в страхе трепещут.
Красная книга: Подожди, мальчик. Эти растения занесены в Красную книгу. Это хорошо, что ты любишь свою маму, но ей ты можешь принести и другой подарок. Если ты сорвёшь эти цветы, они очень скоро погибнут, а в природе их скоро совсем не останется.
Мальчик (радостно): Я понял! Спасибо тебе, Красная книга! Я подарю маме эти цветы на фотографии.
Берёт телефон и фотографирует цветы.
Все участники делают поклон и проходят на свои места.

3. Презентация (Приложение 1), сопровождается рассказами детей.

Государственный природный заповедник “Приволжская лесостепь” расположен в Пензенской области, в лесостепной зоне Среднего Поволжья России. Он был создан прежде всего, для сохранения уникальных северных степей и типичных для данного региона лесных экосистем. О необходимости заповедания интереснейших в почвенном, геоботаническом и флористическом отношении степных участков, сохранившихся в Пензенской области, специалисты говорили еще в начале ХХ века.
В 1989 году заповедник был возрождён. В настоящее время 6 участков на территории Пензенской области принадлежат этому заповеднику.
Заповедник располагается на юго-западе Приволжской возвышенности, в пределах главного водораздела между Волгой и Доном. Его общая площадь в настоящее время составляет более 8 тысяч гектаров. Вокруг территории заповедника выделена охранная зона. Заповедник состоит из пяти удаленных друг от друга участков, наибольшее расстояние между которыми – около 230 км. Они расположены в шести районах Пензенской области. Самый западный из участков находится у истоков р. Хопра (приток Дона), самый восточный – у истоков р. Суры (приток Волги). Благодаря подобному географическому положению в заповеднике представлен широкий спектр природных условий, характерных для лесостепной зоны Среднего Поволжья.

Клюква мелкоплодная

Клюква – вечнозелёный стелющийся кустарничек, с кожистыми листочками яйцевидной формы. Клюква растёт на болотах, кислых торфяных почвах. Цветёт в мае-июне, плоды созревают в конце сентября. Шаровидные ягоды сочные, кислые, блестящие, красного цвета. Они богаты витаминами, используются при лечении различных заболеваний.

Лилия кудреватая – многолетнее травянистое растение с крупными цветами.хотя название «лилия» означает «белизна», цветки её бывают самой разной окраски.

Адонис весенний (горицвет) – многолетнее растение с коротким, толстым корневищем. Цветки крупные, светло-жёлтые, находятся на верхушке побега. Цветёт в апреле – мае. Растёт на открытых травянистых склонах. Ядовито! Плоды используют при приготовлении лекарственных средств.

Кубышка малая – многолетнее травянистое водяное растение. Листья с длинными черешками, кожистые, яйцевидно-овальные. Цветки крупные, жёлтые. Цветёт в мае – августе, плоды созревают в сентябре. Растёт в стоячих и медленно текущих водах, озёрах, прудах, реках.

Ковыль красивейший – многолетник, обычно встречается в относительно влажных степях , нередко обитает на лесных полянах в дубравах и березовых рощах.
Распашка целинных участков степей, интенсивный выпас скота (особенно овец), сбор на сухие букеты и неконкурентоспособность вида с сорняками привела к сокращению численности растений.
Встречается на территориях заповедников, например, Хоперского, а также в степных заказниках. Необходим контроль за состоянием популяций, так как численность особей в них часто бывает небольшой. Так, в Хоперском заповеднике насчитывается не более 20-25 его особей (6). необходима организация еще нескольких заказников на целинных участках степей с этим видом. Культивируется в ботанических садах

Чабрец обыкновенный (тимьян обыкновенный) – небольшой полукустарничек. Стебель стелется. Цветки мелкие, розовато – лиловые, собраны в соцветия. Цветёт с июня до августа. Растёт на сухих склонах, в сухих сосновых лесах.

Солонечник русский

4. Физкультминутка

На опушке посидели,
Все вокруг мы посмотрели.
Отправляемся вперёд –
Нас дорога вдаль зовёт.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
На полянку мы выходим,
Много ягод мы находим.
Клюква хорошо видна!
Мы едим её с куста.

V. Работа по учебнику

– Какие правила друзей природы вы уже знаете? (Приложение 2)
– К сожалению, не всегда люди выполняют эти правила. В результате на земле исчезают растения и животные, сокращается площадь леса, превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. Сбор дикорастущих растений для букетов – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, например, ландыш, колокольчик, ветреница.
Даже из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Но часть из них нужно обязательно оставлять. (Почему?)
Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось.

VI. Закрепление – работа в тетради

1. С.38 № 4 – назвать растения, найти их на рисунке, пронумеровать, раскрасить рисунки.

2. С.38-39 №5 – записать правила, «зашифрованные» условными знаками.

– Что будет с природой, если каждый человек не будет выполнять эти правила?

3. C.39 №6 – Рассмотрите рисунок. На каждом лепестке ромашки записаны буквы и цифры. Расположите буквы по порядку и напишите слова.

– Какое предложение получилось?
– Почему нужно охранять растения?

VII. Итог урока

– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не оказывать отрицательного воздействия на растения?
– Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
– Закончить урок хотелось бы словами:

Мы речь свою ведём о том,
Что вся земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас Пензенской области. М.1982
2. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры) /сост. Н.А. Касаткина.– Волгоград: Учитель, 2005
3.Клепинина З.А. Энциклопедия тайн и чудес: Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… – М.: Издательство «Ювента», 2005.
4. Красная книга Пензенской области
5. Мишакина Т.Л. Окно в мир природы: Учебное пособие – тренажёр по окружающему миру для учащихся 1-4 классов. – М.: Издательство «Ювента», 2005.
6. Плешаков А.А. Рабочая тетерадь 1,2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас»/А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – (Зелёный дом).
7. Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»