Цели:
- Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, составные задачи.
- Развитие математической речи учащихся, зрительной памяти, логического мышления, расширение словарного запаса.
- Воспитание интереса к урокам математики, чувства товарищества и дружбы.
Оборудование: изображение корабля, острова, с прикреплёнными к деревьям оценками, медузы с числами, бутылка с запиской, карточки с шифром-названием острова, рисунок 1 для зрительного диктанта, листочки с домашним заданием.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Сообщение темы, цели урока
– Ребята, сегодня мы отправляемся в морское
путешествие на чудный остров. В пути нас ждут
приключения и опасности.
– Какой вид транспорта выберем? (Корабль).
– А как он будет называться? Вы это узнаете,
решив примеры и расставив ответы в порядке
возрастания (на обратной стороне карточки –
буквы).
ВЫРАЖЕНИЯ
– Название корабля у нас математическое. А что
вы знаете о выражениях? Какие бывают
выражения?
– Кто может поставить цель нашего путешествия и
урока? С чем будем работать? Что повторим?
III. Актуализация знаний
1. Устный счёт
– Чтоб подняться на борт корабля, надо показать свои умения, смекалку.
1) Игра “Точные штурманы”
– Штурманы, очень важные люди в экипаже, они прокладывают путь кораблям. Сегодня мы тоже будем штурманами, наша задача проложить путь нашего корабля.
2) – Штурман, прокладывая путь своему кораблю, определил число морских милей. Какое число задумал штурман?
3) Капитан проверял количество членов экипажа.
Помогите ему не сбиться со счёта. Расставьте
скобки, чтобы равенство было верным: 12 – 9 – 2 = 5.
Прочитайте выражение (Из 12 вычесть разность
чисел 9 и2)
– Какое правило нужно знать, чтобы правильно
работать с такими выражениями? (Действие в
скобках выполняется первым).
4) Придумайте задачи по схемам и составьте верные выражения:
– На какие группы можно разделить эти
выражения?
– Молодцы! Я думаю, что теперь можно отправляться
в морское путешествие. Давайте вспомним, какую
работу мы провели, чтобы отправиться в путь?
2. Работа в тетрадях
– Возьмите судовые листы (Приложение
1), запишите дату нашего путешествия.
– Что можете сказать о сегодняшнем числе? (Двузначное,
в нём 2 десятка, нет единиц. Предыдущее чило19,
следующее – 21)
3. Каллиграфическая минутка
– Проложите путь корабля из цифр 1, 2.
(По заданному началу дети прокладывают путь из цифр в виде графического изображения волны)
– На что похож узор? (На волну).
– Итак, в путь!
III. Работа по теме
– Смотрите, по правому борту медузы, они не могут найти свои места. Надо решить примеры и разместить медуз по местам. (1 столбик – девочки, 2 столбик – мальчики)
600 – (75 + 147) | 702 – (374 – 29) + 168 |
(600 – 75) + 147 | (702 – 374) – (29 +168) |
(На доске хаотично прикреплены медузы с числами)
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
(Два ученика работают у доски)
– Какими правилами вы воспользовались при
вычислении выражений?
– Ребята, кто ещё живёт в море?
– Давайте покажем, как резвятся рыбки в море.
IV. Физминутка.
Я буду показывать вам рыбок. Если вы увидите на них буквенное выражение, то приседаете, если числовое – то хлопаете в ладоши.
V. Продолжение работы по теме
– Пока мы отдыхали, наш корабль наплыл на риф (подводная скала). В корабле пробоины. Чтобы их заделать, надо решить уравнения. (По вариантам)
x + 147 = 370 | x – 547 = 230 |
(Двое работают у доски)
– Молодцы! Дыры заделаны, отправляемся дальше в
путь. Над чем пришлось нам поработать, чтобы
заделать дыры? Что нам помогло? Кому было трудно?.
– Ребята, к борту нашего корабля подплыла
бутылка. На ней что-то написано “Реши задачу и
узнаешь верный путь к острову”.
– Я предлагаю такой план работы:
Мальчики сейчас составят задачи на морскую тему,
а девочки помогут их решить.
Задание для мальчиков: Составить задачу на морскую тему по схеме и решить её ( в группах)
– Пока мальчики составляют задачу, девочки помогут русалочке выбраться с отмели.
Определите порядок действий в выражениях:
1) (а – b) + (c – d) 3) a + (b – c) – (d – k)
2) a – (b+ c) – d 4) (a + d) – (c – d) – k
– Какое правило помогло вам справиться с
заданием?
– А теперь посмотрим, как справились с заданием
мальчики.
(Решение задачи коллективно).
– Посмотрите, но вот уже виден остров, мы доплыли до него!
Название острова можем расшифровать,
Если будем верно числа расставлять.
Д – 120, Р – 245, У – 346, Ж – 390, Б – 415, А – 509.
– Как называется остров? (ДРУЖБА)
VI. Итог урока
– Почему остров так называется?
– Что помогло вам добраться до острова?
– Что больше понравилось?
– Посмотрите, на этом острове растут деревья, но
плоды у них необычные. У них плоды – оценки.
– Вы можете взять ту оценку, которую, по вашему
мнению, вы сегодня заработали.
VII. Домашнее задание
– На память о путешествии возьмите на острове листочки с деревьев. На них примеры. Решив их, вы узнаете, какие деревья растут на острове.