Цель: закрепление правильной артикуляции звуков [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях
Задачи:
- развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
- развитие просодической стороны речи
- совершенствование лексико-грамматических категорий
- активизация подбора слов с учетом позиции звука
- расширение и активизация словарного запаса
- развитие умения составлять предложения по опорным схемам
- развитие умения работать в коллективе
- формировать положительную мотивацию на занятии
- воспитание самоконтроля за речью
Оборудование: слоговые таблицы, карточки со словами, скороговоркой, маски героев, картинный материал, фишки, игрушка
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Стихотворение: «Кто хочет разговаривать?»
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Прочтение одним из учеников.
II. Коррекция изолированного звука
– С каким звуком мы с вами работаем?
Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.
III. Автоматизация звука [Р] в слогах
1. Работа со слоговыми таблицами.
– Чтение хором, по-одному:
АР – ОР
АР – УР
АР – ЫР
АР – ИР
Каждый ученик выбирает себе табличку и начинает читать. Логопед раздает слоговые таблички.
2. Выделить голосом слог выделенного цвета. Показ образца.
– Работа со слоговой таблицей:
РА РО РУ
РА РО РУ
РА РО РУ
– Чтение по-одному.
IV. Автоматизация звука [Р] в словах
1. Игра «Что не так?»
Логопед читает стишок, дети находят ошибку, показ правильного слова.
«Загремел весенний Г Н О М (ГРОМ)
Тучи на небе кругом»
«Роет землю старый К О Т (КРОТ)
Под землей он живет»
«Тает снег, течет ручей
На ветвях полно В Р А Ч Е Й» (ГРАЧЕЙ)
Вывод: с изменением одной буквы меняется значение слова.
2. Игра «Вопросы-ответы»
– Когда мы задаем вопрос, голос повышается,
стрелочка идет вверх.
– Когда мы отвечаем, голос понижается, стрелочка
идет вниз.
3. Работа со скороговоркой.
ПРОВОРОНИЛА
ВОРОНА
ВОРОНЕНКА
Вопрос к каждому слову, выделение голосом, ответы дают ученики. Затем меняемся ролями.
4. Инсценировка стишка «Воробей»
– Рассказать по строчкам.
«Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюёшь?
– Я давно заметил крошки
Да боюсь сердитой кошки».
Разыгрывание по ролям. Раздать маски «автора» и «ворбья».
5. Игра «Что знаем расскажем».
Показ картинки огорода.
– У хозяйки (картинка) есть огород, на котором
она выращивает овощи.
– Назвать овощи, в названии которых есть звуки Р
и Р’?
– За каждый овощ дается фишка, назвать как можно
больше.
Дети называют и на панно выставляется
картинка.
Выявляется победитель. Аплодисменты. Картинки
убираются.
Назвать все овощи.
– Итак, хозяйка выращивает на огороде…
Перечисление кем-то из детей всех овощей.
6. Автоматизация звука [Р] в предложениях
– Кроме этого у хозяйки есть животные.
– В клетке живет СЕРЫЙ КРОЛИК (показ игрушки).
– Игра «Я начинаю, а вы заканчивается, хором
дружно отвечаете»
- У хозяйки жил … (СЕРЫЙ КРОЛИК)
- Дети любили … (СЕРОГО КРОЛИКА)
- Ребята заботились о … (СЕРОМ КРОЛИКЕ)
- Они приносили морковку и капусту … (СЕРОМУ КРОЛИКУ)
- Дети подолгу любовались … (СЕРЫМ КРОЛИКОМ)
– Давайте еще раз расскажем про СЕРОГО КРОЛИКА.
На доске рисуется схема к каждому предложению.
– Кто хочет рассказать про СЕРОГО КРОЛИКА?
V. Подведение итогов работы
«Нарисовать настроение»
– Взять красную и синюю пасту, закрасить 2
квадратика.
– Красным цветом, если понравилось, как работали
на занятии.
– Синим цветом, если не очень.
Комментарии.
Литература:
1. Баскакина И.В., Лынская М.И.Логопедические
игры.М., 2007.
2. Гадасина Л.Я., Ивановская О,Г., Воспитание
звуком. С.-Пб., 2003.