Учебная дисциплина: краеведение, 2 класс
Тема урока: «Мой город»
Цели урока: в процессе специальным образом организованного общения обеспечить погружение в проектную деятельность.
Задачи урока:
- Осуществить личностное присвоение проблемы учащимися
- Уточнить и конкретизировать цели и задачи проекта
- Формировать мотивы познавательной деятельности через участие детей в групповой работе.
ХОД УРОКА
Оргмомент
(Приложение 1. Слайд 2)
Взгляни на карту… Выше. Выше!
Вон там, где лишь указкою достать,
на самый край России город вышел,
чтоб штормовать и – всех наверх свистать!
– Я не случайно начала урок с этих
строк Виктора Тимофеева. О чём сегодня мы
будем говорить? Что вы знаете о городе? Чем он
интересен, необычен? Наш город расположен в 50
км от Северного Ледовитого Океана. Он протянулся
на 20 км от реки Роста на севере до Фадеева ручья
на юге. В нём много мест заслуживающих особого
внимания – достопримечательностей Много
памятников, музеев, театров. Сегодня мы
отправляемся на экскурсию по городу.
– Какова цель нашего урока? (Узнать новое о
городе) (Приложение 1.
Слайд 3)
Познакомимсяс маршрутом экскурсии: (Приложение 1. Слайд 4)
- Улица капитана Егорова
- Площадь «Пять углов».
- «Мурманская мозаика» (достопримечательности Мурманска)
- Памятник «Алёше» – Литературная минутка.
– У каждого города, как и у человека, есть свой день рождения. Назовите день рождения города. (Приложение 1. Слайд 5) А почему наш город так называется? Как он назывался вначале, когда не был городом, а был посёлком. Об этом расскажет экскурсовод.
Рассказ ребёнка:
В 1915 году был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты. Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив. Датой основания города считается 4 октября 1916 года. В этот день посёлку Семёновскому присвоено новое название – Романов-на-Мурмане. Через полгода он принял своё нынешнее название – Мурманск. А что значит слово «Мурман»? Оказывается, «Мурман», от видоизменённого – норманн. А норманнами называли русские северных людей – норвежцев. Позднее название было перенесено и на землю, где проживали люди.
Остановка первая рядом с нашей гимназией – Улица капитана Егорова. (Приложение 1. Слайд 6)
Вот в центре города – от сопки до залива –
И не сказать бы, что она бурлива,
Есть небольшая улочка, которая
В честь капитана названа Егорова.
(Приложение 1. Слайд 7)
- Как надо жить, чтоб именем твоим назвали улицу, хотя бы переулок?
- Вам предстоит ответить на этот вопрос.
Задание группам. Прочитайте
текст и приготовьтесь ответить устно
на свой вопрос.
До 1964 года улица Егорова называлась
Красноармейской. Её переименовали в честь одного
из прославленных на Мурмане капитанов
Александра Александровича Егорова.
Егоров в совершенстве владел искусством лова
рыбы. Он был непревзойденным разведчиком рыбных
косяков. К его советам прислушивался весь
флот.
В годы великой Отечественной войны его
траулер мог ходить между плавучими минами.
Чтобы не быть обнаруженным траулер ходил с
погашенными огнями, в полной темноте. А.А.
Егоров был очень скромный, строгий и предельно
требовательный к себе и к другим человек.
Он ценил тех, кто хотел и умел работать.
Вопросы:
- Как называлась до 1964 года улица Егорова?
- Докажите, что Егоров был выдающимся капитаном.
- Чем прославился Егоров в годы войны?
- Каким человеком был капитан Егоров?
Представитель от группы ответит на вопрос.
В Мурманске есть и другие улицы, названные в
честь капитанов Буркова, Тарана, Маклакова,
Копытова. (Приложение 1.
Слайд 8)
Остановка вторая – площадь «Пять углов» (Приложение 1. Слайд 9)
– Посмотрите, как не похож ли современный
город на город ваших прабабушек?
– А почему площадь так называется?
Экскурсовод Разуваев Павел расскажет об
этом.
Лицо города – его центральная площадь. Сначала
главную площадь Мурманска называли Красной
площадью. В начале 30-х годов она была
переименована в площадь Пять Углов. Необычное
название ей дали 5 деревянных домов, выходивших
на нее своими углами. Площадь обустраивалась: был
проложен асфальт, снесены деревянные дома, пятый
угол постепенно исчез, но название
сохранилось. С 1977 году по 1990 год – площадь
называлась – площадь Советской Конституции.
А потом площади вернули полюбившееся жителям
название.
Остановка третья – «Мурманская мозаика» Достопримечательности города. Слайд 10. Задание группам. Соберите из пазлов достопримечательности города и назовите их.
Проверка (Приложение 1. Слайды 11-12)
– В Мурманске есть и другие достопримечательности, назовите их. (Приложение 1. Слайды 13-14)
Остановка четвертая – памятник Алёше. (Приложение 1. Слайд 15)
– Как называется памятник официально? Об этом памятнике много стихов.
Задание группам. Вставить в каждую строчку слова так, чтобы получилось стихотворение.
– Я приглашаю по одному представителю от
группы прочитать свою строфу.
– Кто автор этого стихотворения?
– Ребята наша экскурсия на этом не закончена.
Кому захотелось узнать больше об истории города,
поднимите руки. Всем классом мы в течение месяца
будем работать над проектом «Мой Мурманск».
Каждая группа получает своё задание.
1 группа (Приложение 1. Слайд 16)
Тема работы: «Как связана история улиц нашего
города с историей страны?»
Что делаем: собираем информацию об истории
названий улиц нашего города.
Итог: Оформление альбома по разделу «Война в
названиях улиц»
2 группа (Приложение 1. Слайд 17)
Тема: «Как связана история улиц нашего города с
историей страны?»
Что делаем: собираем информацию об истории
названий улиц нашего города.
Итог: Оформление альбома по разделу «Труд людей в
названиях улиц».
3 группа (Приложение 1. Слайд 18)
Тема: «Достопримечательности нашего
города»
Что делаем: собираем информацию о
достопримечательностях нашего города.
Итог: Создание альбома «Достопримечательности
города Мурманска».
4 группа (Приложение 1. Слайд 19)
Тема: «Похож ли наш город на город наших
бабушек?»
Что делаем: собираем информацию об истории
Мурманска. (Можно использовать бабушкины
воспоминания, фотографии)
Сбор информации о современном Мурманске.
(Используем фотографии, материалы книг, сеть
Интернет)
Итог: создание презентации по результатам исследования.
(Приложение 1. Слайд 20-29 – виды города и песня о Мурманске)