Фрагмент урока краеведения в режиме проектной деятельности

Разделы: Начальная школа


Учебная дисциплина: краеведение, 2 класс

Тема урока: «Мой город»

Цели урока: в процессе специальным образом организованного общения обеспечить  погружение в проектную деятельность.

Задачи урока:

  • Осуществить  личностное  присвоение проблемы  учащимися
  • Уточнить и конкретизировать цели и задачи проекта
  • Формировать мотивы познавательной деятельности через участие детей в групповой работе.

ХОД УРОКА

Оргмомент

(Приложение 1. Слайд 2)

Взгляни на карту… Выше. Выше!
Вон там, где лишь указкою достать,
на самый край России город вышел,
чтоб штормовать и – всех наверх свистать!

– Я не случайно  начала  урок с  этих строк  Виктора Тимофеева.  О чём сегодня мы будем говорить? Что вы знаете о городе? Чем он интересен, необычен?  Наш город расположен в 50 км от Северного Ледовитого Океана. Он протянулся на 20 км от реки Роста на севере до Фадеева ручья на юге. В нём много  мест заслуживающих особого внимания – достопримечательностей  Много памятников, музеев, театров. Сегодня мы отправляемся на экскурсию по городу.
– Какова цель нашего урока? (Узнать новое о  городе)  (Приложение 1. Слайд 3)

Познакомимсяс маршрутом  экскурсии:  (Приложение 1. Слайд 4)

  • Улица капитана Егорова
  • Площадь  «Пять углов».
  • «Мурманская мозаика»  (достопримечательности Мурманска)
  • Памятник «Алёше» – Литературная минутка.

– У каждого города, как и  у человека, есть свой день рождения.  Назовите день рождения города. (Приложение 1. Слайд 5) А почему наш город так называется? Как он назывался вначале, когда не был городом, а был посёлком. Об этом расскажет экскурсовод.

Рассказ ребёнка:

В 1915 году был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты. Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив. Датой основания города считается 4 октября 1916 года. В этот день посёлку Семёновскому  присвоено новое название – Романов-на-Мурмане. Через полгода он принял своё нынешнее название – Мурманск. А что  значит слово «Мурман»?  Оказывается, «Мурман», от видоизменённого – норманн. А норманнами называли русские северных людей – норвежцев. Позднее  название  было перенесено и на  землю, где проживали  люди.

Остановка первая рядом с нашей гимназией – Улица капитана Егорова. (Приложение 1. Слайд 6)

Вот в центре города – от сопки до залива –
И не сказать бы, что она бурлива,
Есть небольшая улочка, которая
В честь капитана названа Егорова. 

(Приложение 1. Слайд 7)

  • Как надо жить, чтоб  именем твоим назвали улицу, хотя бы переулок?
  • Вам предстоит ответить на этот вопрос.

Задание группам. Прочитайте  текст   и приготовьтесь ответить устно на  свой вопрос.
До 1964 года улица Егорова называлась Красноармейской. Её переименовали в честь одного из прославленных на Мурмане капитанов Александра Александровича Егорова.
Егоров в совершенстве владел искусством лова рыбы. Он был непревзойденным разведчиком рыбных косяков. К его советам прислушивался весь  флот.
В годы великой Отечественной войны его траулер  мог ходить между плавучими  минами. Чтобы не быть обнаруженным траулер ходил с погашенными огнями, в полной темноте.   А.А. Егоров был очень скромный, строгий и предельно требовательный к себе   и к другим человек. Он ценил тех, кто хотел и умел работать.

Вопросы:

  • Как называлась до 1964 года улица Егорова?
  • Докажите, что Егоров был выдающимся капитаном.
  • Чем прославился Егоров в годы войны?
  • Каким человеком был капитан Егоров?

Представитель от группы ответит на вопрос.   
В Мурманске есть и другие улицы, названные в честь капитанов Буркова, Тарана, Маклакова, Копытова. (Приложение 1. Слайд 8)

Остановка вторая – площадь «Пять углов» (Приложение 1. Слайд 9)

– Посмотрите, как  не похож ли современный город на город ваших прабабушек? 
– А почему площадь так называется?  Экскурсовод  Разуваев Павел расскажет об  этом.
Лицо города – его центральная площадь. Сначала главную площадь Мурманска называли Красной площадью. В начале 30-х годов она была переименована в площадь Пять Углов. Необычное название ей дали 5 деревянных домов, выходивших на нее своими углами. Площадь обустраивалась: был проложен асфальт, снесены деревянные дома, пятый угол постепенно исчез, но название сохранилось.  С 1977 году по 1990 год – площадь  называлась  – площадь Советской Конституции. А потом площади вернули полюбившееся жителям название.

Остановка третья – «Мурманская мозаика» Достопримечательности города. Слайд 10. Задание группам. Соберите из пазлов  достопримечательности города и назовите их.

Проверка (Приложение 1. Слайды 11-12)

– В Мурманске есть и другие достопримечательности, назовите их. (Приложение 1. Слайды 13-14)

Остановка четвертая – памятник Алёше. (Приложение 1. Слайд 15)

– Как называется памятник  официально? Об этом памятнике много стихов.

 Задание  группам. Вставить в каждую строчку слова так, чтобы получилось стихотворение.

– Я приглашаю по одному представителю от группы прочитать свою строфу.
– Кто автор этого стихотворения?
– Ребята наша экскурсия на этом не закончена. Кому захотелось узнать больше об истории города, поднимите руки. Всем классом мы в течение месяца будем работать над  проектом «Мой Мурманск».

Каждая группа получает  своё задание.

1 группа (Приложение 1. Слайд 16)

Тема работы: «Как связана история улиц нашего города с историей страны?»
Что делаем: собираем информацию об истории названий улиц нашего города.
Итог: Оформление альбома по разделу  «Война в названиях улиц»

2 группа (Приложение 1. Слайд 17)

Тема: «Как связана история улиц нашего города с историей страны?»  
Что делаем: собираем информацию об истории названий улиц нашего города.
Итог: Оформление альбома по разделу «Труд людей в названиях улиц».       

3 группа (Приложение 1. Слайд 18)

Тема: «Достопримечательности нашего города» 
Что делаем: собираем информацию о достопримечательностях нашего города.
Итог: Создание альбома «Достопримечательности города Мурманска».

4 группа (Приложение 1. Слайд 19)

Тема: «Похож ли наш город на город наших бабушек?»
Что делаем: собираем информацию  об истории Мурманска. (Можно использовать бабушкины воспоминания, фотографии)
Сбор информации о современном Мурманске.  (Используем фотографии, материалы книг, сеть Интернет)

Итог: создание презентации по результатам исследования.

(Приложение 1. Слайд 20-29 – виды города и  песня  о Мурманске)