«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»
В.А.Сухомлинский
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:
- Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
- Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
- Выявляются принципы взаимодействия между родителям и ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ::
- Изучение семей детей, изучение интересов , мнений родителей;
- Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
- Расширение способов-методов работы с родителями;
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья».
Данные исследования выявили, что преобладание в общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.
Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.
Опытные педагоги знают, что в организации работы с родителями – использование современных методов общения( ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.) Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка.
Анализ практики показывает, что новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги). А досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как
- собрания,
- групповые консультации,
- Дни добрых дел,
- тренинги,
- родительские гостиные,
- телефон, почта доверия,
- совместное создание предметно-развивающей среды,
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,
- утренние приветствия и др.
Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок.В работе руководителя, педагогов можно видеть такие формы совместной работы:
- Совместные мероприятия педагогов и родителей через:
– родительские собрания,
– конференции, консультации, беседы,
– вечера для родителей,
– кружки для родителей,
– тематические выставки,
– Попечительский свет,
– встречи с администрацией ДОУ,
– Школу для родителей,
– презентацию ДОУ,
– посещение семей на дому.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей через:
– Дни открытых дверей,
– турниры знатоков,
– кружки,
– викторины,
– КВН,
– праздники,
– семейные конкурсы,
– выпуск газет,
– концерты,
– оформление групп,
– благоустройство территории ДОУ.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.
Изучение работы ДОУ позволили выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. Для проведения такой оценки необходимо проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей – годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний.
1. Критерии анализа годового плана:
- планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
- учет запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
- планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
- разнообразие планируемых форм работы;
- планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей;
- разнообразие форм методической помощи педагогам по данным вопросам ( педсоветы, деловые игры, тренинги);
- выявление, обобщение, внедрение опыта работы педагогов с семьями внутри ДОУ, микрорайона.
2. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
- планирование содержания мероприятий на основе интересов, нужд, потребностей родителей;
- разнообразие планируемых форм работы с семьей;
- наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
3. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Предложенные эти критерии анализа документов позволяют определить:
- учитывает ли ДОУ их потребности семьи,
- наполняет ли мероприятия интересным и содержательным материалом для родителей;
- стремится ли постоянному повышению компетентности педагогов по взаимодействию с родителями.
Подтверждением всей этой работы является
материал: сценарии и конспекты, фото и видео
материалы.
Оценка состояния взаимодействия ДОУ и семьи
рассматривает три уровня: высокий, средний и
низкий. Высокий уровень организации
взаимодействия ДОУ с семьей:
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- учет социального запроса (интересы, потребности) родителей в планировании работы ДОУ;
- социологический анализ контингента семей воспитанников ( получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.)
- использование разнообразных форм работ с семьей ( индивидуальных, коллективных. Наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей);
- систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по взаимодействии с семьей;
- стремление к диалогу при организации работы с родителями;
- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта по взаимодействию с семьей, передового опыта семейного воспитания;
- «открытость» ДОУ для родителей;
Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:
- стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников;
- минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;
- изучение социального профиля семей родителей (без активного использования полученных данных в работе);
- сочетание использования во взаимодействий с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы;
- организации открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;
- отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;
Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:
- формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
- отсутствие учета в работе интересов и потребностей родителей;
- изучение социального профиля семей воспитанников ( без использования полученных данных в работе);
- бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
- организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;
- отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди других родителей воспитанников;
- отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей;
- неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов.
Определение такого уровня взаимодействия ДОУ с
семьями воспитанников, дает возможность
руководителям и педагогическому коллективу
поделиться опытом успешного общения с.
родителями, а также, обратить внимание на
вопросы, требующие существенной доработки по
данной теме.
Такой правильный подход может способствовать
повышению эффективности общения ДОУ и семьи.
Литература:
- Николаева Е.И. «Тоталитаризм в семье» Самара, 2002 г.
- Луков В.А. «О концепции фамилистической экспертизы»/Семья в России/, 1996 г. № 3-4;
- Лобза О.В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г.
- Кошелева А.Д. Алексеева Л.С. «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка» М., 1997 г.
- Конягина Л.Н. «Положение семьи и детства в современной России». /Неизвестный Макаренко/ сост. С.С.Невская. М.,1999 г.
- Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ – М, 2005 г.
- Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997 г.
- Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005 г.
- «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» / автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М., 2004 г.
- Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести/ под ред.Е.М.Кокорева. Магадан 1993г.
- Волжина О.И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/ 2001 г. № 4
- Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.
- «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред.кол. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова. Ставрополь 1997 г.