Задачи:
- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися знаниями;
- развивать умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи;
- продолжить учить учащихся работать в группах;
- развивать наблюдательность, память.
ХОД УРОК
I. Оргмомент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке.
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!
II. Чистописание
Сс ссс Се Ср См ас ос ус сы
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождик.)
III. Актуализация знаний
Учитель. Что уже знаете о правописании предлогов? Подумай сам, обсуди с товарищем, выскажи мнение.
Проверка:
Предлог.
– Это – слово.
– Пишется раздельно.
– Служит для связи слов.
– Между предлогом и словом можно поставить
вопрос или другое слово
– Не пишется с глаголами.
– Я вам приготовила стихотворение о весне.
Рыхлый снег темнеет марте,
Тают льдинки окне.
Зайчик бегает парте
И карте стене.
С.Маршак
– Всё ли понятно?
– Что нужно сделать, чтобы стихотворение стало
понятным?
Физминутка
Руки на пояс.
Руки за спину.
Руки к плечам.
Руки перед грудью
Руки опустить.
– Какие предлоги я использовала в физминутке?
IV. Вызов
– Вы сейчас проведёте мини-исследование в группах. Вам будут даны предложения. Внимательно понаблюдайте за предлогами и за словами, начало которых похоже на предлоги (раздаются всем).
Коля зашёл за товарищем.
Лодка наскочила на камень.
– Что вы заметили? Почему в некоторых случаях
написано слитно, а в некоторых раздельно? Выслушиваются
ответы детей.
– Как называется эта часть слова? Как узнать ?
(Можно посмотреть в учебнике)
– Какова тема нашего урока?
– Как вы думаете, что такое приставка?
Прием «Дерево предсказаний»
Учитель: Как вы думаете, что такое приставка?
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
V. Стадия осмысления
1. Прием «Инсерт»
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V – эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ – это новая для меня информация;
? – эта информация мне непонятна, у меня
появились вопросы.
Работа по учебнику с.63.
Приставка – часть слова перед корнем, она пишется слитно.
Зашёл за товарищем, пошёл по дороге.
Часть слова, которая находится перед корнем и
служит для образования новых слов, – это
приставка. Например: Бежать – убежать,
полезный – бесполезный. Приставка пишется так
¬ .
Приставка образует новые слова.
Например: читать – прочитать – дочитать –
перечитать .
Приставка имеет значение.
Например: запел – «начал петь», допел –
«закончил петь».
Учитель: Какие новые сведения для себя
вы отметили? (Каждый называет то, что новым
явилось для него)
Учитель: Все ли понятно? Какие появились
вопросы?
Учитель: Что же такое приставка?
Учитель: Давайте вернемся к «дереву
предсказаний» и проверим, оправдались ли ваши
предположения.
2. Первичное закрепление
Прочитайте рифмовку на доске:
Приставка
Приставлена
К слову вплотную,
Но я ее вижу!
Нашел и ликую:
Поехать, увидеть, отдать, помириться,
Допеть, досказать или договориться!
Попробуйте
Вместе со мною
Пройти –
И в каждом глаголе
Приставку найти.
Учитель: Прочитайте словосочетание.
Побежали по дорожке
Почему в первом случае по- пишется слитно со словом, а во втором раздельно?
Дети: В первом случае по-
– это приставка, поэтому пишется слитно со
словом. Во втором случае по- – это
предлог, пишется отдельно со словами.
Учитель: Помогите определить цель
сегодняшнего урока.
Дети: Научиться различать приставки
от предлогов и правильно писать их со словами.
3. Работа в группах
Природа (до) жила (до) весны. (1 группа)
(С) текает вода (с) сосулек. (2 группа)
Скоро (по) бегут (по) дорогам ручейки. (3 группа)
(На) деревьях (на) бухнут почки. (4 группа)
(За) ивой (за) зеленеет весь лес. (5 группа)
– Как отличит предлог от приставки?
4. Составление словосочетаний
Учитель: Составьте словосочетания, используя на, под, за, у в качестве предлогов и приставок. Докажите.
(Например: Забежал за дерево. Увидел у гриба. Залез на дерево. Увидел под деревом.) – работа самостоятельно, затем идет фронтальная проверка.
VI. Рефлексия
Работа в группах.
Приём «РАФТ»
– Вспомните всё, о чём говорили на уроке и составьте РАФТ по теме «Правописание предлогов и приставок», напишите 2-3 предложения так, чтобы стало ясно, что тема усвоена.
1 ряд: будут писать от своего имени
родителям;
2 ряд: от своего имени к однокласснику,
который заболел и не присутствовал на данном
уроке.
3 ряд: от имени предлога и приставки.
Озвучивание нескольких работ.
– С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите это «личиком». Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: (на слайде)
- Мне понравилось на уроке …
- Мне удалось на уроке…
- Я порадовался на уроке за …
- Я могу похвалить себя за …
- Мне надо еще поработать над …