Инновационные процессы на современном этапе
развития общества затрагивают в первую очередь
систему дошкольного образования, как начальную
ступень раскрытия потенциальных способностей
ребёнка.
На смену традиционным подходам приходят
активные подходы обучения и воспитания,
направленные на активизацию познавательного
развития ребенка, позволяющие по-новому
организовать процесс обучения. В ряду таких
инновационных педагогических подходов следует
назвать занятия, с использованием
мультимедийных презентаций, которые дают
возможность оптимизировать педагогический
процесс, индивидуализировать обучение детей, в
том числе и с нарушениями речи и значительно
повысить эффективность любой деятельности.
Следует отметить, что у детей с речевыми
нарушениями часто отмечается рассеянное
неустойчивое внимание, слабые способности к
волевым усилиям, что вызывает определенные
трудности в работе специалистов с ними и
продлевает время коррекционной работы. В то же
время, ни для кого не секрет, что детей всех
возрастов привлекают компьютерные игры и
задания, их яркость, наглядность, подвижность
изображений.
Цель данной работы: повышение уровня речевого развития детей с помощью компьютерных средств обучения.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- Формирование навыков работы с персональным компьютером.
- Расширение кругозора, устранение психологического барьера “человек - компьютер”.
- Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
- Формирование грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.
- Развитие фонематического слуха.
- Работа над голосом.
- Закрепление правильной артикуляции звуков, автоматизация звуков.
- Развитие навыка звукобуквенного анализа.
- Профилактика оптической дисграфии.
- Развитие психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
- Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу логопеда.
Мультимедийные презентации мы используем для индивидуального обучения, как целое занятие или его часть: на этапе введения нового материала, этапе закрепления материала, этапе контроля знаний. У нас появилась возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала, имеющего высокую степень наглядности, возможность поэтапной демонстрации материала (порционное введение), использование динамических экранных эффектов (эффектов мультипликации), что повышает эффективность коррекционной работы.
Об этом говорят следующие позитивные факторы:
- Дети лучше и более глубоко понимают изученный материал.
- Повышается мотивация на занятии за счет привлекательности компьютера.
- Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
- Тренируется элективность внимания и память.
- Раньше овладевают чтением и письмом.
- Активно пополняется словарный запас.
- Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
- Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.
- Развивается воображение и творческие способности.
- Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
- Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются после краткого повторения.
При создании системы игр-презентаций мы
использовали содержание готовых игр и
упражнений из специальной и методической
литературы, а также составляли новые. У нас есть
возможность выбрать любое необходимое
упражнение для каждого ребенка в зависимости от
показателей уровня его развития.
На каждом занятии используются игры или
упражнения, общей длительностью 15-20 минут, что
обусловлено требованиями СанПин. Данное
пособие можно применять при подготовке детей к
обучению грамоте.