Авторская справка
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая и проектная деятельность.
Метод проектов и исследования открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром.
Главной целью моего урока по окружающему миру по теме “Вода” было формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы исследовательской и проектной деятельности, умению детей ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, делать выводы.
Цели урока.
• Создать условия для формирования знаний о свойствах воды.
• Развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности: умению ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы, обобщать полученные данные, работать с таблицами, делать выводы.
• Подвести к осознанию значения воды для всего живого, мер по охране водоёмов от загрязнения.
• Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.
Оборудование:
• сосуды различных размеров и форм, наполненные водой;
• подносы c лабораторным оборудованием: стакан c водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги (красная, зелёная, и т.д.), две ложки, кусок сахара, мёд, молоко;
• листок c записью результата опыта;
• вода, молоко, сок, чай.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, давайте организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учёными. Чем занимаются учёные?
• Задают вопросы.
• Ищут ответы на эти вопросы.
• Наблюдают, проводят опыты.
• Проверяют свои догадки.
• Создают проекты.
В нашей лаборатории работают пять научных групп. В каждой группе есть:
• старший научный сотрудник;
• помощник;
• все остальные – эксперты.
2. Сообщение темы и цели урока
Тема научной работы заключена в высказывании французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…”.
- Что это?
- Почему вы решили, что это вода?
- В высказывании указаны её свойства. Какие?
На слайде появляются:
- без вкуса;
- бесцветная;
- прозрачная;
- без запаха;
- вода – растворитель.
3. Изучение нового материала
Поднимите руку, кто с этим согласен?
Я готова с вами поспорить. Вода – солёная, мутная, красная, ароматная... Кто из нас прав? У нас возникло противоречие.
Вы сейчас проведёте исследование и докажите на опыте какими же свойствами обладает вода. После проведения опытов каждая группа познакомит нас со своим выводом.
- Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности:
1. Соблюдать аккуратность.
2. Если случайно разбилось стекло, нельзя его подбирать руками.
3. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
- По каким правилам должны работать учёные в группе?
• Старший научный сотрудник - выполняет опыт.
• Помощник - читает задание.
• Все остальные – эксперты – заполняют таблицу.
(Дети выполняют опыт и готовят рассказ для выступления.)
4. Опытная часть
Опыт №1
Перед вами 3 стакана с жидкостью. Попробуйте на вкус жидкость в каждом стакане. Свои результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Вкус | |
Стакан №1 | |
Стакан №2 | |
Стакан №3 |
Вывод_______________________ .
Опыт №2
Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане.
Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Цвет | |
Полоска №1 | |
Полоска №2 | |
Вода |
Вывод________________________ .
Опыт №3
Перед вами стаканы с водой и с молоком. Опустите ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Видна | Не видна | |
Молоко | ||
Вода |
Вывод_________________________ .
Опыт № 4
Перед вами три стакана. Понюхайте их содержимое. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Запах | |
Стакан №1 | |
Стакан №2 | |
Стакан № 3 |
Вывод__________________________ .
Опыт № 5
Перед вами 3 стакана с водой. В один стакан насыпьте одну чайную ложку соли. Перемешайте. В другой стакан насыпьте одну чайную ложку сахара. Перемешайте. В третий стакан положите одну чайную ложку сахара. Перемешайте. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Растворяется | Не растворяется | |
Соль | ||
Сахар | ||
Мёд |
Подчеркните, какое свойство воды вы наблюдали: Без запаха.
Без вкуса Вода – растворитель.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
5. Работа по учебнику
Проблемный вопрос: Какую роль играет вода для всего живого и где она встречается? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник на с. 42.
- Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Но кроме этого участки суши пронизаны множеством голубых нитей – это большие реки и маленькие речушки. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода может быть только в реках и озёрах, её совсем не много на земле.
А какие реки протекают у нас в области? (На территории Белгородской области протекает 480 речек и ручьёв длиною более трёх километров. Среди них крупнейшие Оскол (293 км), Северский Донец – 102 км, Тихая Сосна – 105 км)
6. Работа над проектом “Защитим воду”
- Теперь мы переходим к созданию нашего проекта – “Защитим воду”.
Вы предварительно готовились в группах и узнали, отчего загрязняется вода на нашей планете. Давайте озвучим свои выводы.
- Исходя из вышесказанного, ответьте, всю ли воду можно пить? Сейчас мы поработаем в тетрадях, и вы отметите зелёным карандашом воду, которую можно пить, а красным – которую нельзя. Что у вас получилось?
- А сейчас мы создадим плакат - проект “Защитим воду”, тем самым призовём учеников нашей школы беречь и охранять воду.
7. Творческое задание
Каждой группе создать свой знак в защиту воды и обосновать.
В заключении урока, хочу сказать, что наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Всё доброе на земле – от солнца, от воды, от человека. Вглядывайся пристальнее в мир природы, вслушивайся в звуки бегущей воды – может быть, она просит тебя о помощи.
8. Итог урока
- Давайте подведём итоги нашей работы. Что нового мы узнали? (Мы исследовали свойства воды, узнали для чего она нужна, где можно её встретить, как защитить, создали проект-плакат)
9. Рефлексия
Если вам понравился урок, вы будете беречь и охранять воду – закрасьте капельку голубым цветом.
Заключение
Ребёнок – исследователь по своей природе. Данный урок позволил учащимся собирать, обрабатывать и анализировать информацию; работать в коллективе; распределять работу внутри группы; проводить исследования, создавать проект. Эта работа и в дальнейшем позволит развивать навыки самостоятельной работы, публичного выступления, аналитического мышления, умения преодолевать трудности, навыки практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература
1) Атлас-определитель “От земли до неба” / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2002.
2) Естествознание. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: “Просвещение”, 1995.
3) Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение, 2007.
4) Жидкие опыты. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml