“Я придерживаюсь того убеждения, что
композитор, как и поэт, ваятель, живописец,
призван служить человеку и народу.
Он должен украшать человеческую жизнь и защищать
её.
Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём
искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести
человека к светлому будущему”
С.С.Прокофьев
(Звучит тема главной партии первой части симфонии № 7. Вход детей в класс)
Учитель:
Прозвучавшая музыка величайшего композитора 20 столетия С.С. Прокофьева познакомила вас с главным образом героя его произведения. Какие чувства у него в душе?
Дети:
В душе у героя – грусть, задумчивость, доброта, нежность.
Учитель:
Расскажите о мелодии, с помощью которой композитор раскрывает эти настроения.
Дети:
Мелодия песенная, развивается в минорном ладу, в среднем темпе, у струнных инструментов.
(Пропевание мелодии по нотам)
Учитель:
Можно ли задумчивость передать в быстром темпе?
(Проигрывание мелодии в быстром темпе)
Дети:
Нельзя
Учитель:
Своим впечатлением от этой мелодии делится композитор Д.Д. Шостакович: Вот словно облитая каким-то мерцающим светом, звучит восхитительная мелодическая тема. Она окажется чуть холодноватой, но это не холод равнодушия, а прохладная свежесть чистого раннего утра,
Когда бледнеют звёзды и пробиваются первые лучи солнца. Лишь постепенно согревается внутренним, сердечным теплом эта музыка, исподволь готовит прекрасное созвучие, словно нежность благоухающего цветка, из тех, что раскрывается навстречу солнцу. Не верю, чтобы могли на земле быть люди, равнодушные к такой чудесной красоте”
(Звучит тема главной партии)
Учитель:
Какой образ раскрывает прозвучавшая музыка?
Дети:
Музыка раскрывает лирический образ, образ внутреннего мира.
Учитель:
Герой произведения – человек с богатым внутренним миром. Он рассказывает о своих переживаниях. Песенную, маршевую, или танцевальную мелодию использует композитор?
Дети:
Песенной мелодией композитор создаёт этот жизненный образ.
Учитель:
Мелодия широкого или узкого диапазона?
Дети:
Диапазон мелодии широкий.
Учитель:
В каком темпе излагается мелодия?
Дети:
Мелодия излагается в умеренном темпе.
Учитель:
Рассказывая о жизни, человек всегда проявляет своё отношение к ней:
обижается, сердится или радуется жизни. Как смотрит на неё герой С.С.Прокофьева?
(Звучит тема побочной партии)
Дети:
Герой радуется жизни.
Учитель:
Почему вы так думаете?
Дети:
Музыка звучала торжественно, как гимн жизни.
Учитель:
Какими музыкальными средствами композитор передает это настроение?
Дети:
Мелодия начинается в низком регистре и развёртывается на две октавы вверх.
(Пропевание мелодии по нотам)
Учитель:
Как звучит музыка третьей темы?
Дети:
Музыка звучит таинственно, загадочно, как игрушечный марш.
Учитель:
Какой образ она раскрывает?
Дети:
Она раскрывает сказочный образ.
Учитель:
Для какого возраста человека характерен мир сказок и чудес?
Дети:
Этот мир характерен для детского возраста.
Учитель:
Дети, а тогда о каком времени своей жизни вспоминает герой?
Дети: Герой вспоминает о детстве
Учитель:
У Прокофьева было счастливое, радостное детство. Он родился в селе Сонцовка. Отец служил в имении Сонцовых управляющим, мать хорошо играла на рояле, была его первой учительницей по музыке. Из воспоминаний о детстве: “В Сонцовке у меня была целая вереница интересов: ребятишки, сад, собаки, театральные представления”. Как вы думаете, какой жанр звучащей музыки?
Дети:
Мы слышим симфонию.
Учитель:
Почему?
Дети:
Потому что в основе музыки лежат три темы, и их исполняет симфонический оркестр.
Учитель:
Что такое симфония?
Дети:
Симфония – это крупное музыкальное произведение из четырёх частей для симфонического оркестра.
Учитель:
В какое время возникла симфония?
Дети:
Во второй половине 18 века, а Австрии.
Учитель:
Сегодня мы слушаем первую часть симфонии № 7 композитора С.С.Прокофьева. О чём рассказывает первая тема первой части симфонии?
Дети:
О внутреннем мире человека.
Учитель:
Что воспевает вторая тема?
Дети:
Вторая тема воспевает жизнь.
Учитель:
Какой образ раскрывает третья тема?
Дети:
Она раскрывает сказочный образ.
Учитель:
Образы дополняют друг друга или вступают в конфликт?
Дети:
Образы дополняют друг друга.
Учитель:
В какой музыкальной форме будут развиваться эти три темы?
Дети:
Они будут развиваться в сонатной форме.
Учитель:
Почему?
Дети:
Потому что, сонатная форма – это музыкальная форма , в основе которой лежат две или три темы. В начале происходит их изложение, а затем – развитие и повторение.
Учитель:
Если темы по смыслу дополняют друг друга, то в разработке они будут взаимодействовать или конфликтовать?
Дети:
В разработки темы будут взаимодействовать.
Учитель:
Нам предстоит выяснить, какой теме композитор придаёт наибольшее смысловое значение. Тема, которая прозвучит при повторении в репризе ярче, чем в экспозиции, будет иметь наиважнейшее значение в драматургии первой части. Она будет звучать в момент кульминации.
(Учитель читает эпиграф урока.
Звучит первая часть симфонии №7)
Учитель:
Понравилась вам музыка первой части симфонии №7 С.С. Прокофьева?
Дети:
Понравилась.
Учитель:
Какая тема выражает главную мысль?
Дети:
Тема жизни.
Учитель:
Почему?
Дети:
Потому что эта тема в репризе звучала ярче, на неё приходилась кульминация.
Учитель:
Подтверждает музыка высказывание Прокофьева о предназначении композитора?
Дети:
Да.
Учитель:
Какое отношение к жизни формирует у нас это произведение?
Дети:
Формирует любовь к жизни. Оно призывает нас быть активными, целеустремлёнными, жизнерадостными.
Учитель:
Композитор сочинил это произведение в последние годы жизни, будучи тяжело больным, и всё же герой его симфонии радуется жизни. Сильным, мужественным человеком был Прокофьев?
Дети:
Да.
Учитель:
“Прокофьев воспел в своём творчестве сильного, мужественного и в то же время сердечного, способного на глубокие и нежные чувства человека, воспел солнце, воспел радость жизни” ( Д.Б. Кабалевский )
Знакомство и разучивание песни Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина “Я люблю тебя жизнь”
Выход детей из класса под звучание экспозиции первой части симфонии № 7 С.С. Прокофьева.