Тренинговое занятие для педагогов "Ребенок – тоже человек"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель урока: развивать мотивацию педагогов к улучшению отношений с учащимися.

Задачи урока: обучить педагогов методам и приёмам положительных взаимоотношений с детьми.

Оборудование и материалы: плакат с правилами, “Дерево пожеланий”, визитки с именами,  мячик, платки и бинты, маски с веселым и грустным лицом

Ход занятия

1. Начало занятия: (приветствие, задачи тренинга):

– Здравствуйте! Сегодня мы будем учиться распознавать чувства ребёнка, анализировать ситуации.

психологический настрой (ритуал встречи): Предлагаем Вам написать свои имена на карточках и прикрепить. Образуем круг. Поделимся теплом др. с др., пожелаем успехов и добра!

2. Диагностика психоэмоционального состояния:

– Напишите на “облачке” Ваше имя и опустите его в конвертик с весёлой или грустной маской.

3. Правила работы в группе:

– Напоминаем Вам правила работы в группе:

1. Активность.
2. “Я” – высказывания.
3. Не давать оценок.
4. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас).
5. Конфиденциальность.

– Стараемся соблюдать.

4. Упражнение на запуск групповой работы:

– Предлагаем Вам следующее упражнение на знакомство с участниками нашего тренинга, для этого надо представиться, назвать какого– либо ученика, и рассказать о том, что Вас удивило в нём за последнюю неделю. Например: Я Лилия, мой ученик 2– го класса удивил меня тем, что …

5. Упражнение “Учительские запреты”

Вызывается один участник, который будет выступать в роли ребёнка. Остальным участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”. (например, на запрет: “Не кричи!” – завязываем рот; на запрет “Не бегай!” – завязываем ноги; “Не грызи ногти!” – завязываем руки; Не подглядывай! – завязываем глаза; “Не крутись!” – забинтовываем корпус тела и т. п.)

Рефлексия: Какие чувства Вы испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?

6. Упражнение “Под другим углом”

Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его перед собой горизонтально. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите “Мне трудно с этим учеником, потому что...” Над правым столбцом — “У этого ученика есть замечательные черты...” Заполните эти столбцы, закончив каждое из начатых двух предложений не менее, чем семью способами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши записи. Время на работу — двадцать минут.
Возможно, что эта работа займет и большее время. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за участниками группы. В том случае, если он видит, что большинство погружено в размышления над своими записями и в отведенное время не укладывается, ему не следует прерывать их работу этот процесс важнее, чем соблюдение регламента. По завершении организуется обсуждение.

Рефлексия:

1. Насколько сложным оказалось Выполнение этого задания?
2. Было ли для Вас трудным заполнить второй столбец? Почему?
З. Удалось ли Вам назвать семь пунктов, описывающих замечательные черты ученика? Почему?
4. Появились ли у Вас неожиданные новые мысли об ученике?
5. Захотелось ли Вам попристальнее понаблюдать за учеником и лучше понять его?

7. Упражнение на релаксацию-визуализацию “Я в роли ученика” (направленное на помощь в решении проблем с ребёнком)

Ведущий просит участников группы поудобнее расположиться в своих креслах, закрыть глаза и расслабиться.

Вы чувствуете себя спокойно и легко. Вы расслаблены... А теперь представьте себе свой дом. Обегите мысленным взором комнату ребёнка. Посмотрите на ученика, на того ребенка, о котором вы только что думали и описывали ваши трудности взаимодействия с ним и его замечательные черты. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, как разговаривает... Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным... Там, раньше, когда-то его поведение и манеры, возможно, раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны... Вообразите картинку, на которой этот ребёнок будет как можно ярче, добавьте в нее цвета, сделайте более четкими детали. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением. Представьте, что ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Какой кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим учеником, почувствуйте себя сидящим за его столом, услышьте слова, которые вы ему говорите в конфликтной ситуации. … Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему... Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете?.. А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны... Взгляните в его глаза… Вы снова здесь, в нашей комнате. Вы сидите в кресле. Не открывая глаз, пошевелите руками и ступнями ног... Теперь поворочайте головой... Не делайте резких движений... Откройте глаза.

Рефлексия: Поделитесь своими впечатлениями от визуализированных образов и о том, насколько успешно удалось с ними поработать.

– Что Вы чувствовали в ситуации “превращения” в ребёнка?

8. Итоговая рефлексия:

– Мониторинг психоэмоционального состояния: маски с лицами.
– Нам очень интересно Ваше мнение о сегодняшнем тренинге – а так же о Вашем самочувствии, понравились ли Вам наши упражнения?
– Передаём по кругу “Дерево пожеланий” и высказываемся!

9. Домашнее задание:

– рекомендуем Вам использовать упражнения на визуализацию для снятия негативных эмоций в общении с учащимися;
– применять письменный анализ конфликтных ситуаций для их осмысления и преодоления.