Важнейшая задача цивилизации-
научить человека мыслить.
Т. Эдисон
У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время – время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. “Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя – ключевая особенность школы будущего” – говорится в послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию.
Основной акцент в послании президента сделан на школьном образовании, поскольку именно оно является определяющим и самым длительным этапом в жизни каждого человека. От того, какое образование получит человек в школе, зависит его индивидуальный успех. А помочь ему в этом сможет школьный учитель.
Так, каким же должен быть современный учитель? Пожалуй, сложно ответить на этот вопрос. С одной стороны, это должен быть человек, способный создавать условия для развития творческих способностей школьников, творческого восприятия знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов, то есть “… изучать… те способы и технологии, которые пригодятся в будущем”.
Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. В центре поля деятельности педагога находится ребенок, которому нельзя передать сумму готовых знаний и дать установку на их запоминание. Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Учитель новой школы – это тот, кто умеет увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Это профессионал, интеллектуально развитый и обладающий развитым, логическим, стройным мышлением. Интеллектуальный человек уже сам по себе является объектом внимания, он интересен окружающим своим многообразием, в общении с которым легко найти общие интересы. Он способен вовлечь в беседу целую аудиторию, и держать их внимание на протяжении всего отведенного времени. Такой человек способен развить любую тему и преподнести информацию на доступном данной аудитории или собеседнику языке. Ребенку, на уроке такого учителя, будет намного интереснее, он будет ощущать себя участником тех исторических событий или мировых открытий, о которых рассказывает учитель. Создавая на своих уроках непринужденную, игровую атмосферу, учитель, незаметно для ребенка вовлекает его в свой предмет, который для него будет одним из любимых, а значит наиболее успешным. Ко всему вышесказанному могу добавить, что учитель-профессионал должен быть творческой личностью, способной творить на каждом своем уроке. В каждом ребенке спит гений. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить его и воспитать из него человека с современным мышлением, способного успешно адаптироваться к современной жизни.
Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова Мэри Кей Эш: “Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете”. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Принципы, которые я считаю ведущими для учителя новой школы можно выразить следующей формулой: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
Учитель новой школы – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. Труд учителя неимоверно тяжел, но, оказавшись в трудной ситуации, вспомните совет психологов: “Не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней”.
В настоящее время в образовательном процессе сложно получить высокое качество обучения и воспитания учащихся без использования широкого спектра различных технологий, в том числе и коммуникационно – информационных. Поэтому мною используются в различных классах с учётом индивидуального подхода следующие технологии: классно – урочная система, индивидуальные консультации, диспут, диалог, работа в малых группах, технология создания ситуации успеха, технология учебно-поисковой деятельности учащихся, технология систематического познавательного поиска учащихся по типу научного исследования, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
В 5–6-х классах на уроках математики уделяю внимание формированию личности школьника, воспитанию у него таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, воля, активность, любознательность, а также развитию мышления, памяти, эмоций, воображения.
Для этого использую все имеющиеся в кабинете средства обучения: яркие таблицы, схемы, дидактический материал, раздаточный материал, ТСО. При этом важна атмосфера доброжелательности и внимательное отношение учащихся друг к другу. На продвинутом этапе, когда учащиеся овладевают необходимыми структурами, предлагаю им творческие задания, например создание листовок по сохранению здорового образа жизни, создание мини – учебника. Предупреждая быструю утомляемость учащихся на уроке, провожу физкультминутки и соревнования. Это позволяет моим учащимся быть активными на уроках, максимально усваивать учебный материал.
Свою работу, как учителя математики, строю на следующих принципах:
- Мотивация деятельности учащихся.
- Сочетание практической востребованности знаний с их перспективной направленностью.
- Активное включение выпускников школы в образовательный процесс.
- Обучение математике на уровне, достаточном для любой профессиональной деятельности.
- Недопустимость снижения уровня физического и психологического здоровья учащихся.
Реализация вышеперечисленных принципов происходит в рамках конструктивно – деятельного подхода через систему обоснованных действий, состоящих из следующих направлений:
- Создание комфортной атмосферы в классе, школе, дома.
- Развитие творческой и исследовательской деятельности учащихся.
- Роль в обучении и воспитании при использовании наглядных средств обучения: таблиц, опорных схем, видео и телепередач.
- Коммуникативный подход к обучению и воспитанию по системе Е. Н. Ильина, направленный на гуманизацию и демократизацию педагогических отношений.
- Тестирование как система контроля знаний учащихся на уроке математики.
Проектные исследовательские образовательные технологии используются особенно активно во внеклассной работе на занятиях элективного курса “Функции: сложно, просто, интересно”. Кроме этого, на уроках и внеклассной работе всё чаще используются информационные технологии с применением мультимедийной установки с показом слайд – презентаций, которые мной и создаются.
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям. Зачастую нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.
Мне в решении этой непростой задачи помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в частности компьютера и мультимедийного проектора. Третий год в своей работе я использую ИКТ, что на сегодняшний день весьма актуально.
Информационно-образовательная предметная среда:
Учитель: |
Ученик: |
1. Подготовка и проведение уроков; | 1. Выполнение домашних заданий; |
2. Внеклассные мероприятия экономической направленности; | 2. Подготовка реферата, проекта; |
3. Подготовка к тестированию ЕГЭ, | |
3. Профессиональная подготовка в области ИКТ; | Итоговая аттестация. |
Данная технология способствуют:
- повышению мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- появления возможности моделировать объекты и явления;
- развитию наглядно-образного мышления.
Что же такое презентации на любом уроке? Это наглядно – иллюстративное и музыкальное сопровождение урока согласно теме.
При разработке урока с использованием ИКТ я ставлю перед собой реализацию следующих задач процесса обучения:
смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
сопровождение урока иллюстративным материалом;
организация интерактивных форм контроля знаний, умений и навыков.
Каждая презентация – это открытая дидактическая единица, которая состоит из нескольких слайдов, которую учитель может использовать в заданном виде или отредактировать под свою задачу. Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Красочные слайды привлекают внимание, активизируют мыслительную деятельность учеников. Звуковые сигналы помогают одновременно начать и закончить работу. Ключевые идеи урока в презентациях содержатся в систематизированном виде. В такой форме содержание изучаемого материала представлено коротко и наглядно.
При объяснении нового материала презентация сопровождает, иллюстрирует рассказ учителя. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Использование презентации обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать детьми информацию не только аудиально, но и визуально. Таким образом, понимание достигается не только посредством устного слова, но и зрительного образа. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио– и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Детям наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.
При использовании на уроке ИКТ структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности урока.
- Установление межпредметных связей с другими предметами – физикой, информатикой, географией.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
При работе с мультимедийной установкой я строго придерживаюсь санитарно – гигиенических норм организации урока. Их неукоснительное соблюдение, а так же проведение во время урока физкультминуток, включающих гимнастику для глаз и осанки, позволяет сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе.
Эффективность применения зависит от этапов уроков. Использование ТСО, как правило, длится на уроке подряд не более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. В начале урока презентация сокращает подготовительный период с 3 до 1 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде “бумажной копии”. При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, мои ученики делают это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублируют друг друга только там, где это действительно необходимо.
Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Учитель – это артист, но его зрители не всегда аплодируют ему.
Это скульптор, но его работу видно не сразу.
Это врач, но пациенты редко благодарят его за лечение. А многие и вовсе не хотят лечиться.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: “В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить”. Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Вспомните замечательные слова “того самого Мюнхгаузена”: “Серьёзное лицо – ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!”. Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.